САМОУЧИТЕЛЬ - В ПОДАРОК:
Давайте начнем с простых и, надеемся, интересных правил и примеров словообразования. Помимо понятия «словообразование» тут еще подошли бы понятия «словотворение (и/или словотворчество)». Но все же будем придерживаться сложившейся на сегодня системы понятий и остановимся на «словообразовании». И надо сразу же признать, что без знания того, КАКИМ ОБРАЗОМ РОЖДАЮТСЯ И СУЩЕСТВУЮТ СЛОВА, нельзя говорить о ТОЛКОВАНИИ смыслов слов, тем более о толковании СМЫСЛОВ слов (расшифровке изначально вложенного смысла).
Естественно, мы в данном случае рассмотрим для начала только основные правила русского словообразования (образования слов) в Живой Речи. И начнем, с нашей точки зрения, с самого главного из них.
ПРАВИЛО ОСМЫСЛЕННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ является ведущим и основным для Живой Речи.
Каждый ЗВУК РЕЧИ несет в себе свой особенный вложенный смысл, отличный от смыслов всех других звуков речи
(см.: 1) Живой Русский Язык. Звуковой строй языка. 2) Введение в Родную Речь. Часть 1. Осмысленное звуковедение).
ВСЕ ЗВУКИ РЕЧИ ВМЕСТЕ ОБРАЗУЮТ ОСМЫСЛЕННОЕ ЗВУКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, в котором рождаются и живут слова.
Из звуков речи складываются СЛОГИ, которые в Живой Речи выражаются через определенные ГОЛОСА. Кстати, вовсе не случайно, читая слово «голос» в обратном порядке (даже в соответствии с современной русской транскрипцией и ударной позицией гласных), мы получаем слово «слог».
Слоги либо уже являются законченными словами (например: Ра, Га, До и т.д.), либо служат элементами осмысленного сложения слов (например: Ра+Дуга, Ду+Га, Го+Ра и т.д.).
Еще одно небольшое дополнение по слову «Слог». Оказывается, оно получается приставочным способом от корня «Логъ». Смотрим в Смысловом Толковом Словаре Живого Русского Языка:
СЛОГ («Съ + Ло + Гъ») – это «живое начало энергетической основы пути». Образно возможно прочтение: «С Лог» (с логом), т.е. «с проложенным основанием пути», что подразумевает определенные, четко фиксированные приемы движений для осуществления чего-нибудь... В нашем случае чаще это звукосочетание (слово) относят к речению (говорению). Родственные слова: Сложение, Сложность, Слагаемое.
ЛОГ («Ло + Гъ») – «структурное соединение заданных начал». Родственные слова: Полог, Пологий, Логос (из греч. logos, как «слово», «предложение», «высказывание», «речь», «смысл», «понятие», «суждение», «основание»).
В итоге, СЛОГ – это определенный энергетический комплекс, состоящий, как правило, из сведенных вместе согласного и гласного звуков речи.
КАК ОБРАЗУЕТСЯ СЛОВО?
С одной стороны, можно утверждать, что слово РОЖДАЕТСЯ в пространстве восприятия человека в осмысленном сочетании определенных звуков речи.
А с другой стороны, если мы знаем, что звуки речи заданы изначально и слова происходят, как говорил В.Гумбольдт, «из органической совокупной речи», то они, слова, даже не рождаются, а просто пребывают как определенные энергетические конфигурации в поле изначальной целостной Живой Речи. И когда человек или творец в Древности произносили слова, это можно сравнивать (если брать современный образ) с игрой музыканта на инструменте. Ведь для музыканта тоже изначально заданы его семь нот и правила игры. Остается только извлекать определенные (уже заданные и существующие) звуки с определенной комбинацией, чтобы получилось то творение, которое нужно сейчас.
Давайте рассмотрим конкретный пример осмысленного словообразования.
Например, звук речи «А» – это, по смыслу, «начало, исток, основание». Звук речи «Р» – «энергия, вибрация» (см. для справки: Введение в Родную Речь. Часть 1. Осмысленное звуковедение).
При этом надо помнить, что если ГЛАСНЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЗВУКАМИ, НЕСУЩИМИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭНЕРГИИ И СПОСОБНЫМИ ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ СЛОГОВ И ДАЖЕ СЛОВ (например, союзы и предлоги А, О, И…), то СОГЛАСНЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКОВЫМИ И СЛУЖАТ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ МОДУЛЯТОРОВ ЭНЕРГИИ ГЛАСНЫХ.
Если в этом месте нас перебьют современными примерами предлогов из согласных, типа «в» и «с», то на это нужно сказать, что В ЯЗЫКЕ ИЗНАЧАЛЬНОМ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ (они только модуляторы, а не энергоносители), а употребляются только вместе с гласными (которые и представляют энергетические потоки и поля, в которых пребывают слоги и слова). В языке изначальном есть только открытые слоги (согласный + гласный). И нет других типов слогов, как считает современная лингвистика.
Поэтому и следует ответить, что в предлогах (типа современных «в» и «с») были долгие или краткие гласные, которые затем, в ходе искажения первозданной речи, редуцировались и перестали сейчас обозначаться (как раз это нам сегодня сильно мешает в понимании Живой Речи и смыслов слов).
Но ведь из современного русского языка вы сами знаете, что в отдельных случаях эти редуцированные гласные до сих пор воспроизводятся и употребляются (например: «ВО поле береза… СО скоростью света…»).
Продолжим дальше. В общем, когда соединяем вместе два выбранных для примера звука и получаем звукосочетание «РА», у нас рождается новое слово, состоящее из вложенных смыслов звуков речи «Р» и «А», формулировку смысла которого для благозвучия и понятности мы чуть-чуть изменяем (чего в Древности вообще не делали, т.е. никак не определяли, не давали определений ни звукам, ни корням и словам, т.к. просто всем своим существом, организмом и разумом ОЩУЩАЛИ, ЧУВСТВОВАЛИ СМЫСЛ И ЭНЕРГИИ СЛОВ ВО ВСЕМ ОБЪЕМЕ). А нам сегодня, к сожалению, приходится давать объяснения (как бы определения) звукам и словам, их смыслам, потому что пока еще не возродилась традиция устной целостной передачи знаний о ДАРЕ РЕЧИ для Человека Разумного.
Поэтому вы имейте в виду, что в Древности не было никаких словарей, и слова не толковали, т.е. не давали им никаких определений. В ДРЕВНОСТИ УЧИЛИ ВЛАДЕТЬ СЛОВАМИ И ЖИВОЙ РЕЧЬЮ, КАК ИНСТРУМЕНТОМ СОТВОРЕНИЯ. А чтобы владеть, нужно чувствовать звуки и управлять ими полноценно и очень точно (не ошибаясь, чтобы не получить «вместо ушей цветы», как поется в песне «Волшебник-недоучка»). Сейчас мы описываем слова и звуки (создаем что-то вроде Смыслового Толкового Словаря) по-современному и только для понятности современным людям. Поэтому наши примеры (ориентировочных описаний звуков, слогов и слов) и наш словарик нужно иметь в виду лишь как временный и ориентировочный инструмент для современных читателей, который вы используете до тех пор, пока не вчувствуетесь в Живую Речь и не овладеете звуками и словами вживую. А потом вы отбросите этот наш инструмент, как помеху, как выздоровевший отбрасывает костыли, т.к. они здоровому человеку только помеха.
Но вернемся к нашему примеру. И сейчас у нас выходит, что по вложенному (изначальному) смыслу слово «РА» – это «энергетический источник», или «вибрирующее начало», с возможностью разных образных вариантов, в зависимости от контекста того, о чем конкретно говорится: «Свет, Бог, Солнце» и т.п. Ведь, в сущности, они ведь тоже могут считаться «источниками энергии»?! Могут. Как и сам человек тоже является источником энергии.
Но при этом, конечно, нужно учитывать, что есть, с одной стороны, как бы буквальное толкование смысла «РА», основанное на физике предмета («вибрирующее начало»), а с другой стороны есть образы «РА» («Бог», «Свет», «Солнце» и т.д.)
Или вот еще один пример в качестве повторения схемы словообразования и закрепления изученного.
Возьмем слово «ГА», состоящее из звуков речи «Г» и «А».
Звук речи «Г» – это «данность, свыше заданность, изначальное предназначение, предначертанность...»
(Напоминаем снова в скобках, что предки звук вместе с его смыслом ЧУВСТВОВАЛИ и ВЛАДЕЛИ СИЛОЙ ЗВУКА, а только что написанные определения, типа «свыше заданность» и т.п., сформулировали мы сейчас для того, чтобы это понимали вы и научились различать одни звуки от других по смыслу и энергетике.)
Соответственно, у нас получается из этих двух звуков речи слог (и даже слово) «ГА» со смыслом «изначально заданное направление, протяженность, вектор». Это по физическим свойствам, естественным признакам.
(Опять-таки в скобках добавим, что это для нас сегодня получается слог, а для древних предков, владеющих силой слова, «Га» - это не сочетание звуков, а конкретное чувство, действие, творение, поступок… И вот так с каждым звуком и каждым словом!)
Ну и надо еще добавить к этому, что образами издревле характеризуют «ГА» как «Движение» или «Путь».
Можно взять еще и такой пример, как «ДУ», где звук речи «Д» – это «динамика, действие, признак движения вообще», а звук речи «У» – это «направление, принадлежность, связь».
Соответственно, у нас получается осмысленный слог «ДУ» со смыслом «направление движения» или «направленное движение» (есть в многогранном объеме и другие нюансы осмысления этого звукосочетания).
Отсюда вы теперь уже понимаете, что этот слог может войти в такие слова, как: ДУть, ДУга и т.п.
Следовательно, слово ДУТЬ («Ду + Тъ») – это, по смыслу, «направленное движение Тъ, т.е. чего-то проявленного, твердого, плотного (например, воздушного потока)», а ДУГА («Ду + Га») – это приблизительно «направление движения заданного Пути»...
(продолжение следует)
(скачайте всю книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=251)
…
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2013г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», май 2019