(по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)
… (Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», май 2017)
26) БРОВЬ. Этому слову придется уделить больше внимания, потому что современные лингвисты в его этимологии заметно «плавают», т.е. фактически не видят его происхождения или не там видят. Вот мы вам говорим, что каждый звук, каждый слог имеет смысл и значение! А современная лингвистика это отрицает: у нее только слова имеют «лексическое значение», а смысл вообще неизвестно где и что! Отсюда и печальное следствие. Ведь еще у В.Даля в словаре четко было сказано, что бровь – это «волосная, дугообразная опушка, над верхней окраиной глазной впадины». Трудно поставить рядом два близких слова: «Ров» и «Впадина»? Современной лингвистике трудно, видимо, потому что она формально выделяет в этом слове только корень «бровь» с нулевым окончанием - и все! На этом все премудрости языка оказываются исчерпанными. А мы, согласно правилам Живой Речи, обращаем ваше внимание на весь состав слова – слоговой, звуковой, да еще восстанавливаем сверх этого редуцированные звуки до полногласия, чтобы иметь полный облик слова: «Бо + РОВо».
Посмотрите в зеркало на свои брови? Для чего они вообще предназначены? - Для защиты глаз, верно? К примеру, чтобы когда дождь или когда просто сверху на голову льем в глаза не попадала вода, а стекала в сторону по бровям. Разве не так? И еще вдобавок, вам же знакомо такое производное (с помощью суффикса «-к-» от «Бровь»), как слово «БровКа» в значении «край, карниз», как и указывается в словарях? Логично спросить. Край чего? – Того, что внутри самого этого слова обозначается как «Ров» - «бРОВка». В общем, есть «Ров» (разве глазная впадина формально не напоминает «углубление, ров»?), а вокруг него – «Бровка». Картина ясна? А вот у современной лингвистики в этом месте никакой картины нет, есть только искусственно выделяемые приставки, корни и суффиксы. В этом-то и беда. Или наоборот, злой умысел – чтобы люди перестали видеть суть и смысл родных слов. Хотя тот же В.Даль в словарной статье о брови подробно объясняет для чего «бровка», из чего становится понятно, что «бровка» - это, по сути, тоже «бровь», только меньшей значимости, наверное, а глаза в таком сравнении – «впадина, ров». Однако в более поздних этимологических словарях происхождение слова «Бровь» все равно в упор не видят: М.Фасмер просто перечисляет похожие слова в других языках, а в другом словаре (для школьников, видимо, решив, что для детей и так сойдет) ссылаются на условную форму из гипотетического «индоевропейского» с нелепым переводом «мост между лбом и глазом», упоминая при этом слово «Бревно» (мост что ли у них бревенчатый?). Мы утверждаем, что «Бревно» тут явно ни при чем! Слово «Бровь» происходит от слова «РОВ» путем добавления древней приставки «Бо» (или еще, как вариант, можно считать составным из двух древних слов «Бо» и «Ров»). Можем ли мы это проверить по ранее описанным правилам Живой Речи (см. «Введение в Родную Речь», 2013)? Запросто. Изучающим наши работы должно быть понятно, что слово «Ровъ», раз содержит гласный звук «О», локализуется в третьем центре и может зеркально отразиться в пятом центре (приблизительно в области головы) в форме «Воръ» (кстати, и «Ровъ», и «Воръ» - по смыслу вовсе не то, какие значения им даются в современных искаженных словарях). А чтобы звукосочетание не перевернулось зеркально, а перенеслось в пятый центр в таком же виде, как «Ровъ», нужно добавить к нему приставку или суффикс (или другое слово), как бы заякорить. Предки это и делали, добавляя впереди «Бо» к слову «Ровъ», и получается у них «Боровъ». Раз безударная гласная в первом слоге со временем подверглась редукции, к нашему времени стали говорить «Бъровъ» и писать в виде «Бровь». Видите, как много пришлось обосновывать из-за того, что в этом слове сегодня лингвисты людей вводят в заблуждение? Далее вкратце по смыслу: думается, «Ров» объяснять не надо, а вот «Бо» из двух звуков дает даже довольно наглядную картину: «Б» вокруг «О», потому что «Б» всегда несет смысл «со всех сторон» (или «во все стороны»). Вот теперь уже достаточно рассказанного для этого слова (Остается напоследок лишь предостеречь, чтобы вы не путали слово «Бровь» с похожим по составу словом «Боров» в значении «кастрированный, кладеный или откормленный кабан», в котором ударение падает на первый слог и образовано оно другим путем, суффиксальным: «Боръ + Въ», т.е., по-современному, «Бор+Ов». Разумеется, изначально это слово тоже рождается в пространстве самого человека, и по смыслу к кастрации и кабанам отношения не имеет).
27) ВИСОК. Хорошо, хоть это слово не надо подробно описывать, потому что в нем настолько все ясно, что на это указывают в словарях даже современные лингвисты. Конечно же, образовано это слово от «висеть» (а вернее, суффиксальным способом от уже давно не употребляемой формы «Висъ, Висы» в значении «космы, волосы» в той области головы, где сейчас виски у человека).
28) ГОЛОВА. С этим словом, на наш взгляд, тоже не должно быть трудностей, если слепо не доверять этимологии современных словарей. «Го» - это, в данном контексте, «высший, свыше», «Ла» - это «образ, пространство», «Ва» - «творить, ваять, преобразовать». Получается «Го Лава» - в смысле «высшая основа Лавы», где «Лава» 4-го центра – это «пространство преобразований». Еще один вариант осмысления: «Гала Ва» - «путь пространственных изменений». (Подробней см. в Смысловом Толковом Словаре). Как видите, смысл «Головы» для предков – в мышлении, которая задает изменения, а не в «части тела из черепа и лица», как определяется в современном словаре.
29) ШЕЯ. Звук речи «Ш» - это для нас элемент разделяющий (или соединяющий, с защитной функцией). Поэтому когда говорим «Ше», получается смысл «обособленное продолжение» или «связующий энергообмен первоистока» (или «разделение энергий» - для тела и для головы). Сегодня это слово равнозначно вышедшему из употребления старорусскому слову «Выя», хотя у них разные смыслы. И в этом слове тоже видно, что слова в первую очередь выражают энергетическую суть, т.к. все живое имеет в своей основе как бы матрицу, состоящую из энергий.
30) СПИНА. В корне слова, если смотреть реально (а не по правилам современной лингвистики), мы с вами видим «ПИН (по слогам «Пи + Нъ») – это «Пи поверхности», где «Пи» - как некая физическая константа продолжения и воспроизведения энергетики, или же «фиксированное продолжение между разными стихиями (мирами)». Соответственно, «Спина» - это то, что «с Пином», или то, что формируется «с Пина». Отсюда вероятность простого прочтения слова в смысле «суть фиксированного простирания между разными стихиями». К примеру, в качестве «границы» между телом и воздушным пространством.
31) ГРУДЬ (по слогам «Го + Ру + Дъ» или «Го + Рудо») – осмысляется как «горний свет направленного одухотворения» (или как «верхнее Рудо», относительно «Рудо, Рудый» в 1-м центре). Понимается обычно как часть тела. Примечательно, что в инверсии читается почти как «Друг (Другой)». В этом случае словом «грудь» символизируют себя (т.е. здесь «я», как «грудь», а вне «груди», как бы в противоположной от нее стороне, - «друг», т.е. «другой»). При этом само слово «Друг» - это по составляющим слогам прежде всего: «Дъ Ругъ» (т.е. «до руга»), где движение «до руга» называется до сих пор «дружбой»! А тот, к кому идут, с кем происходит сближение, есть «друг» или «другой». Вот вам и своего рода физика смысла слова.
32) ПЛОТЬ («Пъ + Ло + Тъ») – это примерно в смысле «по Лота», т.е. «по энергетической основе твердого начала». Как вариант, возможно это производное слово от «плотить», т.е. «плодить» («По Лота…» или «По Ладу»). У поэта Ф.Тютчева читаем: «не плоть, а дух растлился в наши дни». В общем, совсем недавно говорили не «тело», а «плоть», хотя для современности, судя по стиху Ф.Тютчева, это уже не имеет принципиального значения. Родственные слова: ПЛОТ, воПЛОТить, сПЛОТить, ПОЛОТно, ПЛАТье и т.д.
33) ТЕЛО. Это слово 2-го центра пространства восприятия человека с приблизительным смыслом: «проявление энергетической основы». Возможно прочтение как «Те Ла» - в смысле «устойчивая энергия пространства, или среды». Вариант старорусского слова «Плоть», откуда у нас сегодня прилагательное «плотный». В слове «Тело» первый гласный звук «Е», потому оно является инверсией слова 6-го центра «Летъ». А со звуком 2-го центра «ОУ» или даже 1-го центра «У», вместо сочетания звуков «Тело», мы читаем «Тулъ».
34) «ТУЛОВИЩЕ» содержит корень «ТУЛЪ» (или «Тула»), который понимается в смысле «постоянной связи с пространством», или «устойчивой принадлежности, даже наполненности заданного пространства». Возможно прочтение и как «Ту Ло» - в смысле «устойчивое направление энергетической основы». С этим корнем имеются и другие слова, вроде «Стул», «Тулья» и т.п. В данном случае слово образовано по такой же схеме, как «Чудо – Чудовище», «Корень – Корневище», а в данном случае: «Туло – Туловище».
35) НОГА (по слогам «Но + Га»). Здесь по смыслам: Н – граница между разными стихиями, поверхность. О – соединение, выделенный объем. ГА – путь, заданное состояние. Получается, по смыслу составляющих звуков речи, что слово «Нога» указывает на некий имеющийся объем, соединенный своей поверхностью с неким заданным состоянием. Иначе еще можно сказать, что «Нога» - это, по смыслу, некий «обособленный (Н) орган (О), находящийся в пути, в состоянии движения (ГА)».
36) РУКА (по слогам «Ру + Ка») – это, образно говоря, «направленная энергия (РУ) души (КА)». Отсюда же и слово «ручка» (от «Руч»). На санскрите «руч» - это «луч, блеск». Да и по правилам Живой Речи: «Руч» - это снаружи видимая часть того, что внутри представляется нам как «Луч». Такое понимание напоминает нам о том, что у руки изначально было «лучистое» (энергетическое) начало, а позже воплощенные (т.е. «во плоти») рука и пальцы излучали направленную энергию воздействия на окружающий мир. В современной технической цивилизации стало техническим наименованием, типа, «ручное управление, манипулятор», а не настоящее, не живое, не изначальное. К тому же в современном упрощенном мире почти нет разницы между правой и левой руками человека, а в старину у них даже названия были разные.
37) Левая рука называется словом ШУЙЦА («Шу + И + Цъ») – это по смыслам звуков речи: «защитная принадлежность источника энергии в полном проявлении целого». Функционально левая рука обычно играет более пассивную (как бы оборонительную) роль, что видно даже по смыслу названия. Возможна здесь связь с воинской терминологией (корень: «Шу» связан с защитой). Действительно левой рукой обычно прикрываются или держат щит.
38) Правая рука обозначается словом ДЕСНИЦА («Де + Съ + Ни + Цъ») – это в полном описании по звукам: «движущаяся сила (ДЕ) живой сущности (СЪ) за границей источника (НИ) полного проявления (ЦА)». Функционально правая рука обычно используется для активных действий и тонких операций. Возможна связь с воинской терминологией действия (современное близкое слово, напоминающее об этом: «ДЕСант»).
39) ДЛАНЬ («Дъ + Ла + Нъ»). Фактически в древнем полногласии можно увидеть здесь (предположительно) такие составные части: «До Ланъ» или «Далъ Ланъ». Образно, можно сказать и так, что «Де» – это приблизительно действие, деяние, «Ла» - порядок, гармония, лад, поверхность, «Но» - основание изменения, конечность, средство, инструмент и т.п. В общем, «длань» – это то, с помощью чего «делается лад, ладится жизнь». Отсюда же происходит и распространенное сегодня слово «Дело». Поэтому слово «рукоделие» – это более позднее толкование. Раньше глупо было говорить, что руки нужны для того, чтобы ложку или топор держать. Что именно делал ДЛАНЬЮ Человек Разумный, пока это для современных людей непостижимая тайна, скрытая от людей их интеллектуальной простотой. Может быть, и вспомнят, когда сильно «приспичит». Сейчас мы говорим вместо «Длани» - «ЛАДОНЬ», т.е. «ладная поверхность» или «ладящая поверхность» по смыслу.
40) Слово «ПАЛЕЦ» имеет простое происхождение от корня «Палъ» при помощи суффикса «-ец» (по типу «молодЕЦ», «кладенЕЦ», «малЕЦ»). От этого же корня происходят простые слова «ПАЛка», «ПАЛить» и «заПАЛ»: они все связаны с внутренней энергией. Это тоже понятно, если знать, что до сих пор с кончиков пальцев излучается энергия. А раньше этой энергией предки умели управлять. То же самое в старорусском варианте этого слова. «ПЕРСТ» – это как бы «заданное движение энергообмена в твердом основании». Возможно прочтение как «Перо СьТъ» - в смысле «перо устойчивое». Связано с активным действием энергии («ПЕРо» и «ПЕРеть» - слова родственные). Еще один момент: если от корня «Палъ» происходит слово «ПАЛец», то от его инверсии «Лапъ» - слово «ЛАПа», что тоже вовсе не случайно, а является очередным свидетельством связи всех слов, когда одно вытекает из другого. Важно лишь научиться выявлять эти логические и смысловые связи.
41) ПУП («Пу + Пъ») – это «плотная (П) принадлежность (У) фиксированного (П) начала (А)». Возможно понимание как «Пу По» - в смысле «путь плотной основы». Отсюда родственные слова, связанные тоже с телом человека: ПУПовина и ПУПок. Ведь фактически именно через пуповину идет процесс формирования «плотной основы» (или плоти) человека в ходе внутриутробного развития плода.
42) Познавательно и со словом «ЧЕРЕП». Здесь мы имеем дело с древним словосочетанием «Че Репа» - в смысле «человеческая репа». Корень или слово «ЧЕ» указывает на принадлежность человеку. Кстати, отсюда же родственные слова: ЧЕРЕПок, ЧЕРЕПаха. А что касается слова «РЕПА» («Ре + Пъ») – это по смыслу как бы «обратная связь с первоистоками», или еще «поток энергии устойчивого состояния». Издревле сложилось так, что образно голову называли этим словом (отсюда выражение «чесать репу, задуматься, ломать голову»). Потому что слово изначально относится к «шестому центру» самого человека, т.е. к области головы. Это первично! А потом только почему-то стали этим словом называть известный овощ.
43) Не менее любопытно и со словом «НОС». По смыслам составляющих это слово звуков речи можно его понимать как «место изменения или перехода, как границу или направление перемещения». На первый взгляд, кажется очевидной и связь с глаголом «НОСить», и в этом действительно есть некоторый смысл! Но есть сомнения по гласному в корне слова (а соответственно и по получающемуся смыслу и месту в пространстве восприятия человека): 5-му или 6-му центру принадлежит это слово? Для сомнений есть основания. Если в корне точно звук «О», то речь идет об инверсии от слова 3-го центра «Сонъ» (или даже «Зона», когда в этом случае будет инверсия в 5-м центре «НоЗъ» с последующим оглушением согласного на конце слова «НоСъ», ведь не на пустом месте мы имеем прилагательное «НАЗальный» (от латинского «nasus», в значении «носовой») или возможно и «нОзальный», раз существует неясность с носовым гласным звуком). На вероятность локализации слова «Нос» в 6-м центре указывает такой след в латинском языке: при создании слова «Анус» (латинское «anus») приставочным способом в области 2-го центра могли взять за основу древний общий корень «Нос» или «Нус», когда гласным 2-го центра является дифтонг «ОУ» (отсюда вероятность глагола «сунуть» с древним корнем «сОУн», в качестве инверсии от слова «нос»).
Так что не все так просто в словообразовании. Много всего утрачено за последние столетия. И мы сегодня многого не знаем и не помним. Работы по возрождению основ Живой Речи еще непочатый край!
***
Мы здесь не претендуем еще и на то, чтобы описать все названия частей тела, из которых состоит человек. Что-то важное здесь, наверное, и упустили.
(Примечание: См. еще дополнительную информацию по частям тела в нашей работе «Прежде чем сказать А», которая существует, помимо публикации в журнале «ЗОВУ РИТМ», еще и в виде отдельной книги.)
Но главное ведь все-таки в том, что показана здесь осмысленность не просто словообразования. Мы постарались показать, что и части тела названы не случайным образом, что и они входят в осмысленную систему описания человека.
А еще мы хотели показать этими примерами, что сейчас эта древняя система разрушена и значения слов запутаны. Одно и то же сочетание звуков (букв) в разных словах значит сегодня совершенно разное. Если бы в математике одни и те же цифры значили разное, то разлетелись бы в пух и прах все вычисления.
А в языке? В языке такой «произвол» тоже не проходит бесследно и не остается безнаказанным. Очень многое негативное в сознании как раз от такого произвольного «развития» языка! До «взрыва мозга»! Кто во что горазд (когда какая-нибудь «истина» в массы внедряется принудительными методами, а не в соответствии с законами природы). Отсюда расплывчатость мысли, приблизительность и ошибки, неверные решения и т.д. Все это чревато большими и малыми трагедиями. И всего этого не было бы при математической точности смыслов слов и мыслей!
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2017