(или ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОЙ РУССКОЙ РЕЧИ)
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем говорить о вопросах обучения Живой Русской Речи, необходимо определиться с «предметом» и условиями обучения, кого и как, на каком уровне учить (а верней, не обучать, а помогать раскрывать природные способности, т.к. в данном случае не может быть и речи о привычной лекционной или классно-урочной системе, как неестественной форме обучения).
Может быть, с самого начала стоит сказать и о цели обучения Живой Речи? Что раньше, когда-то познание себя, мира органично и естественно сплеталось с овладением Живой Речью в окружении родных и близких. А сейчас, когда среда враждебна живому, а люди рождаются и воспитываются с искажениями, не может быть ни естественного овладения Речью в детском возрасте, ни изучения ее в качестве самоцели. Возвращение к Природному начинается с осознанного выбора и глубинного намерения. Затем надо очистить и вернуть в рабочее состояние насколько возможно восприятие, мышление, всю сложнейшую психическую структуру. А Живая Речь будет одним из необходимых инструментов для увеличения живого актуального объема жизни.
И потом только пойдет разговор о разработке т.н. «методик преподавания», если употребить привычный сегодня термин, для той или иной категории обучаемых на определенном уровне (например, для детей и взрослых – совершенно разные, отличающиеся, или для владеющих на разном уровне, т.е. начинающих и продвинутых, - тоже по-разному).
Об этом сегодня сложно даже пытаться говорить, потому что сравнивать не с чем (наверное, практически везде сегодня господствует «единственно научный» подход, называющийся «язык как знаковая система»). Если уже несколько поколений учили и учат языки просто как «набор знаков» (букв, звуков и их сочетаний), то любую другую точку зрения люди будут «видеть» через выученное ими, т.е. через фильтр (или очки) «знаковой системы». Ведь ничему другому их не учили. Ведь ничего другого почти не сохранилось!
(А если и сохранилось, то в наших головах, благодаря современной системе воспитания и обучения подрастающего поколения, сейчас просто-напросто нет нужных «файлов», которыми это можно «читать» и «осознавать» - они, такие «файлы», скорей всего, начинают «удаляться» или «блокируются» с первых лет нашей жизни в условиях современной технократической цивилизации).
Особенно ярко это видно не в обыденной практике изучения современного русского языка (и других современных языков), а в случае, когда отдельные авторы пытаются воссоздать древнее состояние языка так, будто они имеют дело с современными буквами (опять формально и «знаками»). И получается искаженная картина Древности, которая к реальности наших предков отношения не имеет.
Вот такая у нас с вами «предстартовая» ситуация перед началом изучения Живой Русской Речи!
(Кстати, немало читательских отзывов и писем на наши работы по новому языкознанию за последние годы только подтверждают сказанное: современным читателям трудно вникнуть в то, что для далеких предков было обыденностью в познании Живой Родной Речи.)
Сами подумайте, как сейчас рассказывать новое в ситуации, когда современная лингвистика имеет довольно-таки отработанный понятийный аппарат для формального научного описания языка, а для какого-либо другого, отличающегося взгляда на язык не существует понятий, доступных читательской аудитории?
(Мы в своих работах «Живой Русский Язык», «Живая Русская Речь», «Культура Живой Речи», «Введение в Родную Речь», как могли, пользовались для понятности читателю терминами современной лингвистики, постоянно делая оговорки и давая пояснения, чем сказанное нами отличается от практикуемого в современной науке.)
Но давайте все же пробовать, потому что когда-то нужно начинать! Надеемся, по мере роста числа изучающих Живую Речь и углубления в предмет исследования (возвращения Знаний о Родной Речи в ходе пробуждения родовой памяти человека) эта наша первая попытка будет дополняться и даже поправляться там, где мы давали материал приблизительно, либо ошибались или где-то что-то недосказали. Рассчитываем также в этой работе на участие заинтересованных читателей и ждем от них писем по вопросам обучения Живой Русской Речи.
Что касается предмета изучения, то под «Живой Русской Речью» мы имеем в виду преимущественно доставшееся (и оставшееся) от первозданного Дара Речи наследие предков, которое в наступающей эпохе станет вновь актуальным и все более востребованным.
* * *
Чтобы только немного представить себе трудности усвоения предмета, необходимо знать следующее. Уровень владения современного человека Живой Русской Речью (сформировавшейся в какой-то степени после изначального Дара Речи) настолько низок, что даже вообразить трудно и описать сложно (потому что современным людям свое упадочное состояние в познании Живой Речи сравнивать не с чем, не стало совершенного образца).
Положение людей сегодня условно даже гораздо плачевней, чем положение того, кто, допустим для примера, лишен обычных каналов восприятия (зрения, слуха и т.д.) и владеет только (возьмем это всего лишь в качестве понятного примера) азбукой Морзе. Можете себе представить такое существо, которое не видит, не слышит, как мы, а только «перестукивается» через некую «глухую стену» для контакта с «внешним миром»? Да и то теми «знаками», которые существуют не «внутри», а навязаны ему «внешним миром».
Или же можно сказать еще и так, что между изначальным Даром Речи и современным русским языком расстояние гораздо большее, чем расстояние от современного русского языка до языка жестов глухонемых. Вот почему мы еще можем весьма и весьма приблизительно рассказывать о настоящей Живой Речи какие-то «сказки», с точки зрения современной лингвистики, а вот КАК ЭТОМУ УЧИТЬ каждого, пока что вместе с вами только вот начинаем задумываться!
Вот почему и нет сегодня даже достаточного терминологического аппарата, чтобы описать Живой Русский Язык.
А та система понятий современного языкознания (лингвистики), как узкой дисциплины, явно недостаточна для описания такого «синтетического» (или универсального) предмета, как Живая Русская Речь.
Потому что Живая Русская Речь, как ЖИВОЕ ЦЕЛОСТНОЕ явление, на самом деле включает не только звуки речи, слова и словообразование (что мы обычно относим к сфере лингвистики сегодня). Она включает дополнительно (т.е. дополняя до целого), говоря современными понятиями, еще и как бы «вокальное пение» (для овладения «живой музыкой» речи) и своеобразный как бы «танец», как осмысленные телодвижения для направления и изменения потоков энергии. В общем, придется непременно еще подключать к познанию Живой Речи серьезную «физику» и тонкую «энергетику», а также «йогу» и иные «телесные практики» (пока даже сложно представить, какие из них окажутся наиболее удобными и удачными для овладения Живой Речью во всей полноте, т.к. все будет открываться и познаваться только в ходе экспериментов и общей практики всех нас, изучающих Родную Речь, как природное явление и живое наследие предков). И естественно не обойтись в изучении Живой Русской Речи без «психологии восприятия», здорового чувствительного организма и высокоразвитого мышления.
Без такого вот «целостного» (или «объемного») подхода дальше частичного удовлетворения любопытства не продвинуться! Удастся увидеть неподготовленному восприятию в Живой Русской Речи не больше, чем в современном русском языке.
Но самая главная беда современного человека на пути к Живой Русской Речи заключается в том, что люди являются уже «существами цивилизованными», т.е. ОТОРВАННЫМИ от целостной разумно организованной Природы (включая даже природную часть себя, свою телесную и психическую организацию).
Природа является «родной нишей» и «родным домом» для условно говоря «естественного человека», как бы изначально данного, «божественного» (т.е. уже явно не того, кто на сегодня сильно изменен или даже искалечен современной цивилизацией, в процессе насильственного «системного» и «методичного, целенаправленного» отрыва от Природы).
А в сравнении с таким «естественным человеком» современное «цивилизованное существо» (извините за грубый, но точный научный термин, существо «денатурированное», т.е. уже во многом лишенное натуральности, т.е. природности, когда латинское Nature и есть «природа») выглядит приблизительно разве что как бы примитивным роботом. Не более. Поэтому такое существо не в состоянии трезво анализировать реальную ситуацию (потому что ему постоянно не хватает данных, которые Природой открыты, но ему недоступны в силу ограниченного восприятия: ну, нет нужных «файлов» для приема и переработки живой информации, они либо подавлены, заблокированы, либо не активированы даже при наличии). Ограниченное существо будет считать себя тем, кем ему внушили себя считать (например, «прогрессивным человеком» или «венцом эволюции»).
Фактически, если уже оценивать на полном серьезе, современные люди обособлены от Природы (читайте, от всей живой Вселенной) в маленькой и хрупкой резервации под названием «цивилизация» больше, чем затерянные в джунглях племена – от современной цивилизации. Современным людям даже трудно объяснить, насколько они «отпали» от Природы, т.е. УКЛОНИЛИСЬ ОТ СВОЕГО ЭВОЛЮЦИОННОГО ПУТИ, т.к. в их мышлении даже нет средств, чтобы показать их ужасающе плачевное положение перед лицом Природы и предстоящих крутых изменений условий Жизни на планете.
* * *
Хотите для наглядности хотя бы в грубом сравнении убедиться, насколько «цивилизованный человек» далек от Природы? Это важно, чтобы понять потом, какой у современных людей примитивный взгляд на изначально данный им Язык.
Давайте попробуем нарисовать такую картинку! Вот, представьте какого-нибудь «туземца» в джунглях (т.е. сохранившихся в труднодоступных местах, как, например, см. в книге Жан Лендлофф «Как вырастить ребенка счастливым») и «цивилизованного человека», из современного мегаполиса, рядом с ним, посреди «дикой» Природы. Природа, она «дикая» и «страшная» может быть только для неподготовленного, какого-нибудь «цивилизованного» или «городского»! Такой весь «крутой» из себя «городской», к примеру, может чувствовать Природу, знает ли ее? Умеет ли различать характер звуков птиц, когда какие (т.е. «язык птиц»), умеет ли читать следы зверей, умеет ли прислушиваться к звукам Природы, движению солнца, ветра, шуму листвы, определять состояние растительности, влажность воздуха и т.д., чтобы знать, как изменится погода в этом месте через несколько часов, через несколько дней или месяцев? Чему доверять, что съедобно, на что полагаться и чего опасаться и т.д.? Не говоря уже о многих других вещах в толстенной «КНИГЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», описать которую нельзя даже всем числом книг огромной городской библиотеки, в какой обычный современный горожанин в состоянии прочитать не более 2-3 тысяч книг за всю свою 60-70-летнюю жизнь при умеренном старании?
Мы здесь нарочно перечисляем только те отличительные признаки, которые известны «городским» и «цивилизованным» людям хотя бы из книг (ведь неизвестное им даже в пример нельзя привести!). Сами понимаете, такой весь «крутой» и считающий себя пупом земли «городской» может ориентироваться только в «городе», т.е. в своей искусственной, сильно упрощенной среде. Ему, как и примитивному роботу, необходима строго определенная «подходящая» среда «под него», где сгодится его соответствующее простому воспитанию «программное обеспечение и набор функций». Иначе он просто не впишется даже в искусственную (для таких) среду и довольно скоро может погибнуть.
Вот вам, с точки зрения Природы, «уровень развития» (или мнимых «достижений») современного «цивилизованного человека», который гордится своей «цивилизованностью». Между тем «цивилизация» со всеми ее «достижениями» - это всего лишь маленькая искусственная резервация (или загон) для людей, где они могут как-то узкофункционально что-то делать какое-то короткое время, чтобы, не выдержав телесно и физически условий искусственной среды (они же на самом деле Природой предназначены для естественной среды), быть «выброшенными» и слишком рано уйти из жизни. Ведь большинство «цивилизованных людей» сегодня не владеют своим телом, не в состоянии вести здоровый образ жизни для своего конкретного тела (а не «вообще», как в книжках и газетах пишут). Их сознание фактически «отключено» от большинства сигналов тела, и даже основные физиологические потребности ими удовлетворяются во многом себе же во вред (т.е. люди не справляются даже своей «личной» природой). Любой более-менее серьезный удар природных стихий приводит современную цивилизацию (или ее отдельные регионы размещения) к кризису или невосстановимому разрушению.
Разница в том, что современные «цивилизованные люди» ограничены и адаптированы под условия искусственной (неживой) среды «технократической системы», а «естественный человек», который как бы от Бога, создан «по образу и подобию» для взаимодействия со всей Вселенной, со всей Природой.
Эта разница видна и в подходе к языку. Современная лингвистика «цивилизованных людей» рассматривает язык как «знаковую систему», рожденную многими поколениями, начиная от примитивных обезьян, дикарей и кончая современными людьми. На самом же деле современные люди оперируют только остатками божественного Дара Речи для «естественного человека», органично встроенного в него изначально. Живой Русский Язык – это как бы первая ступень овладения божественным Даром Речи.
Эти строки пишутся не для того, чтобы как-то кого-то «запугать» (потому что способные испугаться не читают такие тексты, как наши). А всего лишь ДЛЯ СРАВНЕНИЯ, чтобы показать, НАСКОЛЬКО ДАЛЕКИ СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ с их формализованными современными языками (в т.ч. современным русским языком) ОТ «ЕСТЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» с Живой Русской Речью (от изначально данного божественного Дара Речи).
Такой пример еще нужен был для того, чтобы ясно осознавать, что ВСЕ ИСКУССТВЕННЫЕ ЗНАКИ (буквы, руны и т.д.), т.е. алфавит (буквица, руница и т.п.), включая чтение и письменность, – это ОТ «ЦИВИЛИЗАЦИИ» и «культуры».
А вот ЖИВАЯ РЕЧЬ И ЖИВОЙ ЯЗЫК – ОТ ПРИРОДЫ, ИЗНАЧАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.
Не «цивилизация» в ходе какого-то там надуманного «прогресса» дала человеку его язык (ведь «прогресс» на самом деле относится только к искусственным техническим средствам и материальной базе, а не к живому человеку).
Повторяем: ПРИРОДА ЯЗЫКА И РЕЧИ ОРГАНИЧНО ВПИСАНА В ПСИХИКУ И ФИЗИКУ ЧЕЛОВЕКА, ВКЛЮЧАЯ ЭНЕРГЕТИКУ И ТЕЛЕСНОСТЬ.
Только раскрывай свой потенциал и овладевай божественным даром!
А современная технократическая цивилизация только и делает, что отрывает живого Человека от живой Природы, пытаясь превратить его в «функционера» (или «биоробота») технократической системы. При этом естественный «язык изначальный» давно уже делает недоступным для познания простых людей и превращает его остатки в формализованный «язык программирования» сознания людей.
И это же означает, что только лишь через буквы и подобные искусственные знаки, только лишь через чтение и письменность никогда и никак не раскрыть истоки Живого Языка и не овладеть Живой Речью во всей полноте!
ЛЮБАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА, возможность передавать письменный текст и читать его – ЭТО ЛИШЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, лишь дополнительное (в отдельных ограниченных условиях, как аварийная система в чрезвычайной ситуации).
Соответственно, есть основной способ, о котором мы пытаемся рассказать.
А нужно сейчас возрождать (и познавать) ОСНОВНУЮ, БАЗОВУЮ, ПРИРОДНУЮ часть Языка. Наряду с возрождением остальных (как бы за пределами языкознания) живых знаний наследия предков и настоящего естествознания.
Это все нужно довольно четко представлять, чтобы понять, КАК трудно современными скудными средствами возвращать Живую Русскую Речь или возрождать Живой Русский Язык.
(продолжение следует)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2016