Природа - женского рода !
zovuobraz.ruzovuobraz.ru
zovuobraz.ru
zovuobraz.ru

"Азвука" Родной Речи: звук "У" и звуковое пространство

https://ladyjudina.deviantart.com - "Азвука" Родной Речи: звук "У" и звуковое пространство

(Из курса русского языка как родного»)

 

ОТ БУКВЫ «А» ДО ЗВУКА «А» (Повторение и обобщение)

Продолжаем говорить об «А-Звуке», а не «азбуке». О буквах не говорим здесь не только потому, что они к звучанию речи («фонетике») отношения не имеют (как раз имеют, но по другой причине). С буквами все не так просто еще и потому, что их начертания (формы написания) менялись от времени к времени, от страны к стране. А имели буквы (т.е. символы, другие знаки, обозначающие звуки речи) прежде отношение к звукам речи близкое потому, что первые письменные символы звуков речи были просты и понятны, к тому же так или иначе перекликались со смыслами звуков речи (потом уже они, буквы и алфавиты разные или подобные им другие старинные знаковые системы, и искажались, и подменялись, но первоначально все было хорошо).

Например, буква «А». Не будем в данном случае заглядывать в разные там энциклопедии: в них истории алфавитов и букв, как и в таком предмете, как всемирная история, похожи на фантастические сочинения и будто нарочно извращаются. Их можно только бездумно заучивать, потому что ясно, если задуматься, что так не бывает, раз они далеки от здравого смысла и не помогают на пути к истокам Языка. Сегодня трудно сказать, когда впервые поставили букву «А» вертикально так, как мы это видим в алфавите сейчас: вроде крышечки с перекладинкой внутри. Ясно лишь одно – к смыслу звука «А» такое начертание отношения не имеет. Если мы теперь эту же букву положим на бочок, то получающийся острый угол с вертикальной палочкой внутри сильно будет напоминать «схему» (или контурный рисунок) слегка приоткрытого рта с зубами (вид сбоку). Именно слегка приоткрытого рта. Как при произнесении эталонного звука «А» - на уровне ноты «фа» без усилия и напряжения (о чем уже было сказано при описании этого звука – см.выше). Разве не так? Подобным образом и многие другие обозначения звуков речи так или иначе были четко привязаны к первоначальным смыслам, а потом со временем (по мере ухода от традиций первозданной Живой Речи) нарочно искажались или утрачивались по недомыслию или иным причинам, поэтому и рисовались, т.е. писались, уже иначе (например, в финикийском алфавите буква «алеф» ассоциируется уже с быком). Но хватит о буквах.

Вернемся снова к звуку «А», который по смыслу, как мы с вами уже знаем, каждый раз обозначает «новое начало» или «новое состояние» (задающее новую систему координат). И не вообще, а в конкретном пространстве – пространстве восприятия окружающего мира каждым из нас. Каждым. Когда мы смотрим вокруг, каждый из нас ощущает себя как бы центром мироздания. Вот почему символически звук «А» может обозначать не просто «начало начал» или «центр», «точку отсчета», но и самого человека. Еще может обозначать самый центр человека, сердце (как «середину целого», на что не раз уже указывали, чтобы помнили). Или центр всего мироздания. Разве это далеко от правды, если подумать над тем, где центр необозримой бесконечности? Вот так, будто круг в круге, или круг за кругом (т.е. «коло в коло» или «коло за коло», как символ волнового распространения звука в пространстве - отсюда известное издревле слово «колокол»), или же по принципу матрешки (кукол, вложенных друг в друга), если обратиться к традиционным образам, получается со смыслом звука «А». Все зависит в данном случае от масштаба восприятия и/или содержания передаваемой конкретной мысли.

В то же время звук «А» может обозначать и «содержимое», «внутреннее состояние» такого условного «центра»: если имеется в виду человек, то обозначается внутреннее пространство человека; если имеется в виду все окружающее – то воспринимаемое нами пространство и состояние всей вселенной вокруг. И каждый раз это будет новый взгляд, такой же реальный, как и другой. Например, звуком «А» по смыслу можем обозначать и самого человека, и всю окружающую нас Вселенную, и точку в середине человека, в зависимости от контекста, о чем мы говорим в данном конкретном случае. И это не будет противоречить смыслу звука «А». Вот почему звук «А» может быть как точкой в центре звучащего пространства Живой Речи, так и заполнять собой все звучащее пространство Живой Речи, как его конкретное состояние здесь и сейчас.

Поэтому мы уверенно можем сказать, что звук речи «А» не имеет такого свойства, как «направление».

 

***

О СМЫСЛЕ ЗВУКА «У»

Зато это свойство – «направление» - становится смыслом другого гласного (или «голосного») звука – звука речи «У». Если о звуке «А», как центральном (как центре Живой Речи), мы можем говорить и без других звуков, то остальные легче постигать в сравнении.

Так вот при образовании «У» звук поднимается (разумеется, относительно центрального звука «А») и как будто «вытягивается» в ротовой полости (резонаторе при образовании звука). Как в трубе. Вот так звук (и физически реально, и символически) «приобретает» направление. Устремляется куда-то. Это физически.

Образно мы это же самое можем представить как изменение направления (прежде заданного на другое), или как притягательность (притяжение), или как связь (реальную или потенциальную) между тем, откуда направление, и тем, к чему направление. И даже призывность (зов). Именно все это (здесь мы перечислили варианты или нюансы осмысления) и чувствуется, и представляется в звуке речи «У» и становится смыслом этого звука речи.

Обратите внимание на такой нюанс. Говоря о том, что звук речи «У» заключает в себе смысл «направления, связи, притяжения», мы здесь не даем определение звуку. Мы через эти описательные слова, в качестве приблизительных ориентиров, лишь пытаемся донести, каким образом следует понимать (или чувствовать) смысл звука речи «У». Поэтому не следует привязываться к этим словам, как к терминологическим определениям. Потом, при описании смысла звукосочетаний или целых слов, мы даже можем не упоминать слова «направление» или «связь».

***

ЗВУКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

К этому теперь нужно лишь добавить, что эталонный звук «У» соответствует ноте «До» и локализуется в первом центре. Относительно центра (звука «А») это будет самый низ, нижний уровень. Это не условное допущение в нашем с вами языковом моделировании. О том, что людьми до сих пор звук речи «У» в своем пространстве восприятия (или личном «звуковом пространстве») воспринимается «где-то внизу», говорят и привычные для нашей жизни слова.

Чтобы убедиться в этом, выполните, например, такое задание. Представьте, что у вас есть координаты «верх» и «низ». Еще, после рассмотрения природы звука «А», мы с вами уже знаем, что каждый из нас находится в центре восприятия, в центре нашего собственного звукового пространства. При чтении приводимого списка слов со звуком «У», смотрите каждый раз с каждым словом в ту сторону, где вы спонтанно ожидаете увидеть это, вверху или внизу. Итак, вот слова для этого задания:

бУлтых, бУльк, бУрак, бУрьян, грУнт, грУз, жУрчать, кУбарем, кУвшинка, кУзнечик, кУпать, кУрица, кУст, кУча, лУг, лУжа, лУнка, лЮк, мУравей, мУсор, пУзо, пУп, пУть, рУда, рУдник, рУсло, сУша, трУха, тУндра, тУфли, чУлок, чУни, щУка…

Правда же, все эти слова заставляют нас почти инстинктивно или интуитивно посмотреть ВНИЗ. Потому что мы ожидаем их увидеть именно там, внизу, а не вверху, на потолке или где-то за облаками. Как видите, когда не один пример, а много примеров, то это уже статистика, т.е. материал для анализа и поиска закономерностей.

То, что мы все такие слова ожидаем увидеть не где-то вверху, а именно ВНИЗУ, под ногами или ниже уровня нашего взгляда (когда мы опускаем глаза вниз, чтобы смотреть на них, а не поднимаем голову вверх, т.е. и в данном случае слова берутся не вообще, а с точки зрения непосредственного восприятия человека), говорит о том, что ДАЖЕ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ДО СИХ ПОР ПОЧТИ ОРГАНИЧЕСКИ НАСТРОЕН ВОСПРИНИМАТЬ КАЖДЫЙ ЗВУК РЕЧИ В ТОЙ СТОРОНЕ, ГДЕ ЭТО ИЗНАЧАЛЬНО ЗАДАНО В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА.

Какие же выводы (или для кого-то пока лишь предположения) из этого следуют?

1) То, что мы с вами легко смоделировали звуковое пространство с центром «А», в котором звук «У» по нашим ощущениям и обычным словам нашей речи чувствуется внизу этого пространства, говорит о том, что ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗНАЧАЛЬНО ЗАДАННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ В ТОМ ИЛИ ИНОМ МЕСТЕ ПРОСТРАНСТВА ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ЕСТЕСТВЕННО, ОРГАНИЧНО.

2) Звуки речи физически реальны, они здесь, в пространстве нашего личного восприятия. Для каждого человека. ЗВУКИ РЕЧИ - ЗВУЧАТ, ИМЕЮТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЭНЕРГЕТИКУ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК В НОРМЕ ИХ СЛЫШИТ И МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ДЕЙСТВИЕ ЭНЕРГИИ ЗВУКА.

3) И очень важно понять в самом начале, что человека, глубоко чувствующего Родную Речь, не обмануть разными там гипотезами о Языке и Речи. Он будет просто чувствовать, как есть на самом деле, по законам Природы, по данным естествознания!

Да и, думается, любой читающий с пониманием этот наш рассказ о том, как на самом деле органично и системно строится Живая Речь в пространстве восприятия самого человека, вряд ли будет всерьез воспринимать существующие в современной лингвистической «науке» необоснованные гипотезы о происхождении человеческого языка случайным образом из случайных звуков в ходе якобы становления обезьяны человеком. Чтобы примитивные обезьяны сложили такую стройную систему устройства языка, которую даже современные продвинутые и прогрессивные люди до сих пор понять не могут – сами понимаете, так не бывает! У истоков Языка стоит величайший разум, Язык дан человеку изначально. Этот огромный духовный потенциал следует лишь бережно раскрывать для овладения всеми возможностями божественного Дара Речи!

***

ОРИЕНТАЦИЯ В ЗВУКОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Как вы заметили, одновременно с открытием для себя естественной природы звуков речи, мы с вами, сами того не замечая, получаем (или моделируем) пространство нашего личного восприятия. Оно может называться по-разному (выберите, как и что вам удобней использовать): личное «пространство восприятия», или «звуковое пространство» Живой Речи.

Далее, раз мы так или иначе наслышаны о том, что «человек создан по образу и подобию божьему», то теперь попробуйте себя представить на месте Бога, как создателя. Это мы с вами сейчас продолжаем моделировать изначальную ситуацию с Языком.

Так же вы, скорей всего, слышали и о том, что «Бог живет на Небе». Так вот, ясное дело, что в центре всего – Бог! А вокруг него в таком случае что? – То, что не является им, т.е. Богом. Все, что не относится к нему, можно условно, отталкиваясь от центрального понятия, назвать словом «не Бог». Вот и получается у нас с вами еще одна характеристика звукового пространства или пространства восприятия, но теперь уже с «божественной» точки зрения. В центре – Бог, а вокруг него – «Не Бог», т.е. «неБо (г)».

И в этой модели – с Богом и Небом – наше человеческое «пространство восприятия» будет уже «пространством Сотворения».

Здесь можете вспоминать далее еще и легенды о том, что «в начале было слово», что «Бог творит словом» и т.д. Это все к тому, чтобы было еще раз понятно, что для каждого из нас языковая ситуация задана изначально и Живая Речь органично в нас встроена. Этот потенциал нужно лишь грамотно раскрывать!

Как видите, такое ЯЗЫКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (мы стоим на здравых научных позициях и не утверждаем, что «открыли» древнейший или «самый первый» язык) «работает» и помогает нам с вами познавать тайны человеческой речи.

На данный момент в этой модели звукового пространства (пространства восприятия) мы обозначили центр (сердце, звук речи «А», нота «фа») и низ (первая чакра, звук речи «У», нота «до»).

С точки зрения божественного, то же самое будет «пространством сотворения», звук «А» - первоистоком, а звук «У» можно условно считать «первым небом».

И далее мы с вами будем осваивать другие звуки другого уровня, подниматься вверх, вплоть до «седьмого неба», где у нас звук речи «И».

***

ОТКРЫВАЕМ ПЕРВЫЕ СЛОВА

Но пока остановимся на известном на данный момент и посмотрим, что у нас получается. Ведь два звука – это уже звукосочетание. Раз привычные сегодня слова тоже являются своего рода звукосочетаниями, то мы сейчас с вами имеем возможность на основе двух знакомых звуков речи «А» и «У» составить первые слова. ОСМЫСЛЕННЫЕ СЛОВА!

В словообразовании есть свои правила: слово вырастает, словно растение. Звук нанизывается на звук, получаются будто слои, как годовые кольца на дереве. При этом конечные звуки в слове составляют основу, или фон. А звуки в начале слова задают новые смыслы, конкретизируют первоначально данное. Вот сейчас мы на простом примере это и рассмотрим.

 

Есть у нас звук речи «А» со своим смыслом. Подставляем к нему звук речи «У». Что у нас получается? Получается звукосочетание или даже слово «УА».

Так уж сложилось, что сегодня у людей это звукосочетание ассоциируется с детским плачем: «уа-уа»! Хотя дети плачут в разных ситуациях по-разному, видимо, есть основание для того, чтобы в среднем свести к звукам «уа». Вопрос в том, почему именно к этим звукам? Почему у ребенка как-то инстинктивно (органически) получается так?

Чтобы это узнать и понять, нужно обратиться к изначальным смыслам звуков «А» и «У». Осмысляем сначала конечный звук – «А» («начало, первоисток»). На его фоне у нас звучит дополнительно еще «У» («направление, связь»). По смыслу выходит, что звукосочетание «УА» - это «направление (У) к первоистокам (А)», или еще один вариант: «связь (У) с истоками (А)».

Что инстинктивно делает ребенок, когда издает звуки «УА»? – Можно сказать, что проявляет связь (У) с истоками (А), показывает это и стремится сохранить эту связь. А можно даже сказать, что в современных условиях (когда родители не умеют толково встречать, принять и провести в этот мир новое существо, новую жизнь) здесь, где не слышат, не понимают, ребенку бывает плохо, неуютно, даже страшно. Он как бы пытается сориентироваться (У), обращается за помощью (У) к первоистокам (А), или даже стремится обратно, туда, откуда явился в мир, как бы хочет вернуться (У) к истокам (А): «уа-уа»! То, что это озвучивается, тоже естественно и задано изначально: ребенок как бы творит свое пространство – через звуки. Как Бог, у которого Слово!

 

А что же в обратной ситуации, когда впереди звук «А», в конце звукосочетания звук «У»? Когда мы, например, в лесу кричим: «АУ»!

В словаре В.Даля по этому поводу читаем, что это всего лишь междометие в значении: «подачи голоса, с требованием ответа; взаимный оклик людей, не видящих друг друга, например в лесу. «Ау, подай голосок через темный лесок». «Ау, откликнись, ты сто лет не писал» и т.д.

В современных словарях приблизительно то же самое. Ответа, почему именно такое звукосочетание с таким значением употребляется, нигде нет!

А смысл кроется в самих звуках. Представляете картину своего пространства восприятия в подобной ситуации? В основе звук «У», внизу, как направление, как дорожка, на которой вы стоите. Это понятно. Какой смысл в этом положении в подстановке звука «А»? Что происходит?

Происходит по смыслу следующее. Есть направление движения (У). Вопрос в том, чтобы определиться, сориентироваться, найти новое основание (начало новой ситуации). Вы же помните (выше), говорили с вами о том, что звук «А» - это каждый раз новое начало, новое самоопределение относительно истоков: «АУ»!

Ау, все ли вам теперь понятно со звуками «А» и «У», а также с первыми словами, в которых употребляются эти звуки?!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", октябрь 2017

 

Опубликовано:23 Ноябрь, 2017 11:33, Просмотров:211, ]]>Печать]]>
 
В этом разделе:
Доступно только зарегистрированным пользователям
Извините!
Но комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
© 2018 zovuobraz.ru
© zovuobraz.ru Все вопросы на этот адрес - zovuritm@narod.ru
Рейтинг@Mail.ru 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время Яндекс.Метрика