Природа - женского рода !
zovuobraz.ruzovuobraz.ru
zovuobraz.ru
zovuobraz.ru

Логичный конец "идеального комфорта"

Фильм «Вивариум» (2019) - Логичный конец "идеального комфорта"

 

В прошлом номере мы знакомили с историческим роликом «Тайны ведической цивилизации». При наличии интереса, думается, вы самостоятельно досмотрите ролик и отметите важное для вас.

А сегодня вдогонку нашей статье «Сказки уходящей эпохи о городах будущего» (см. «ЗОВУ РИТМ», август-ноябрь 2023), предлагаем другой материал. Не очень приятный для эмоциональных, чувствительных, но ничего приятного людям технократическая система и не сулит на самом деле, если здраво подумать, потому что технократическая или «городская» цивилизация создана не для блага людей.

Вот небольшой эксперимент. Допустим, люди не будут заменены роботами и прочими андроидами. Допустим, система создана таким образом, что осуществится идеал цивилизованного комфорта для каждого, именно как идеал, уже доведенный до логического конца. Подчеркиваем, до логического конца. Многие люди даже не понимают, что это такое, потому что не додумывают свои мысли до логического конца. У современных людей плохо не только с чувствами, но и с логикой, потому что ум свой не развивают, полагаясь на гаджеты разные. В данном случае у умных рассеются последние иллюзии, а остальным не помочь.

От редакции

 

 

ЛОГИЧНЫЙ КОНЕЦ «ИДЕАЛЬНОГО КОМФОРТА»

 

Мечтателям «городской цивилизации» о «благах» города посвящается

 

 

На примере сложного для восприятия художественнного фильма режиссёра Лоркана Финнегана по рассказу Финнегана и Гаррета Шенли «ВИВАРИУМ» (2019).

К сведению о том, что такое – виварий? Стандартное определение гласит, что, это «здание или отдельное помещение при медико-биологическом учреждении (научно-исследовательском институте, лаборатории), предназначенное для содержания лабораторных животных, которые используются в экспериментальной работе или в учебном процессе».

Уже на что-то намекает само название фильма, правда?

Знакомство с фильмом построим на мнении тех, кто с ним уже хорошо знаком.

1.

Сначала из Википедии о фильме «Вивариум» (сокращенно, полный текст см. в источнике):

«…Молодая пара Том и Джемма хотят купить дом. Они навещают Мартина - странного агента по недвижимости, который рассказывает им о новом проекте загородной застройки, где, по его словам, сейчас активно раскупаются дома. Джемма и Том выезжают вместе с Мартином в городок, где вплотную друг к другу стоят тысячи одинаковых пригородных домов. Это место безмолвно, пусто и выглядит потусторонним. Мартин показывает паре дом № 9 и исчезает, так и не ответив на вопрос, когда же здесь появятся жильцы, купившие дома. Пара пытается уехать оттуда, но теряется: каждый новый маршрут возвращает их к тому же дому. В конце концов, в машине заканчивается бензин, и они решают остаться на ночь в доме. Мобильной связи и интернета на территории городка нет.

На следующее утро Том по лестнице забирается на крышу дома и видит, что дома, судя по всему, простираются в бесконечность. Пара решает следовать напрямую через дворы за солнцем, надеясь использовать его как ориентир и выбраться из городка, но к вечеру всё равно выходят к дому №9. Напротив него на дороге они обнаруживают посылку, внутри которой находятся расфасованная еда и предметы первой необходимости. В ярости Том поджигает дом №9, надеясь использовать пожар в качестве сигнального костра. Наблюдая за пожаром, пара постепенно засыпает. Проснувшись наутро, они обнаруживают посылку с живым младенцем-мальчиком внутри. Также оказывается, что дом цел и невредим, как будто пожара и не было. Надпись на посылке с младенцем гласит: «вырастите ребёнка и будете свободны».

Пара вынуждена остаться жить в доме №9. Пища и всё необходимое появляется в посылках перед домом, хотя никто не видит, чтобы их кто-то приносил. Психологическое и физическое состояние обитателей дома №9 постепенно ухудшается. Вся природа, окружающая дом, солнце на небе и небольшие облачка выглядят искусственными. Том обнаруживает, что земля под ногами также явно неестественного происхождения, и начинает копать яму, пытаясь добраться до настоящей почвы. В какой-то момент он начинает слышать из-под земли какие-то звуки. В результате Том становится одержимым этим занятием и все дни проводит в яме.

Всего за три месяца ребёнок вырастает до примерно семилетнего возраста, но со взрослым голосом, и ведёт себя неадекватно, пугая родителей. Мальчик постоянно требует к себе повышенного внимания, смотрит на странные меняющиеся узоры по телевизору, иногда долго и оглушительно кричит. В один из дней Том, срываясь, решает заморить мальчика (которого сам Том называет «оно», а не «он») голодом, но Джемма не даёт этого сделать. Эмоциональная дистанция, которая появилась между ней и Томом, подталкивает её к ребёнку. Однажды мальчик исчезает, а появляется уже со странной книгой. Джемма пытается выяснить, кто подарил ему эту книгу, прося изобразить этого человека. В ответ на это мальчик принимает вызывающую отторжение, пугающую физическую форму, на шее у него вздуваются горловые мешки. Том и Джемма постепенно всё больше слабеют физически, их психологическое состояние также ухудшается.

Мальчик вырастает в молодого мужчину и со временем перестаёт пускать «родителей» в дом. Во время раскопок Том обнаруживает иссохшее тело в мешке для трупов. Выбравшись из ямы и пытаясь найти Джемму, он совсем ослабевает и умирает на обочине дороги у Джеммы на руках. Юноша приносит коробку, в которой оказывается мешок для трупов, куда он помещает тело Тома и сбрасывает в выкопанную тем яму. Джемма пытается убить «сына» киркой, но лишь легко ранит его. Пытаясь настигнуть его, Джемма попадает в странный бесконечный коридор под землёй и видит череду домов, где живут пары, похожие на них, после чего попадает обратно в дом №9. Позже Джемма тоже умирает, спрашивая перед смертью, зачем она жила, на что «мальчик» отвечает, что её задача как матери была в том, чтобы «выпустить сына в мир». «Мальчик» хоронит её в яме рядом с Томом и покидает дом на машине Тома и Джеммы. Он становится агентом по недвижимости, заменив Мартина, который уже состарился и умирает. В агентство заходит очередная пара, которая выбирает себе дом…»

2.

А теперь мнение зрителя, который объясняет тем, кто не понимает, о чём на самом деле фильм «Вивариум» (комментарий после фильма на Ютубе):

«…Я читаю комменты и удивляюсь, что мало кто видит суть, задумки автора и что он доносит до зрителя! Фильм гениален! И для Хомо именно Сапиенс понятен и красив! Давайте прям сокращённо и просто:

1. Кукушонок вытолкнул яйцо и птенцов, заняв их место, да - к сожалению, у кукушек так заведено. Нам - зрителям, тем не менее, грустно. Но главное не это, а главное - отношение к смерти птенчиков девочки, которой героиня учительница ответила, что так задумала Природа, и она не всегда бывает жестокой! А её парень гл.герой похоронил их без особых чувств, ещё и шутя напевал песенку.

2. Они - главные герои в контексте завязки сказали оба, что их заветная мечта - дом, машина, дети, в конце концов. И никаких чувств. Без романтики. Всё должно быть идеальным. И это они будут считать настоящим домом.

3. Они это получили. Ключевой фразой были слова риэлтора - «Многие дома всего лишь кажутся идеальными, НАШИ дома таковыми являются»!

4. На фоне рутины «Муж на тяжёлой работе, жена с ребёнком, ей тоже тяжело» они - герои стремятся каждый к своей цели, не замечая запахов, теплоты ветра, не ценя каждую секунду их жизни. А наслаждаясь скупой «идеальностью» солнца и облаков. Нет ни дождя, ни засухи, ни жары, ни холода. «Всё идеально!!!», как в мечтах каждого. Все равны, всё равно и нет сварливых соседей. «Я никогда не слышала такой тишины» - слова героини.

5. Они умирают по очереди в мире «своего идеала», вспоминая перед смертью как раз те немногочисленные моменты, запахи, ситуации, прочие прелести….. но уже поздно.

6. В конце фильма героиня проваливается сквозь воспоминания, окрашенные каждое лишь в один-единственный цвет: воспоминания о матери одним цветом, о бурном сексе - другим, и так далее. Нет разнообразия красок и чувств.

7. Сюжет через «сына» главных героев завершается, как говорится «по большому смысловому кругу»! Тут зрителю стоит отключиться от философии семьи и обратить внимание на отношение человека к работе. В этом-то вся и фишка! Он хладнокровно и так же без чувств упаковывает поседевшего предшественника. Суть такова, что работа (карьера) тоже заканчивается по принципу «состарился, умер, тебя заменили»…

Всё! Цените каждую секунду, каждый шорох, каждое прикосновение, поцелуй и каждый лучик солнца, не взирая на те идеалы, которые в нашей глупой, ограниченной в своей фантазии, а порой и вовсе пустой голове…»

3.

Правда же, шикарное пожелание населению «городской цивилизации» (или технократической). Перейдем к отзыву о фильме, который обнаружился на сайте психологов:

«…Фильм вроде как триллер с элементами фантастики, поэтому кому-то он может показаться страшным. На мой взгляд режиссёр не справился с динамикой фильма и он скорее скучный, но из-за этого общий посыл идеи не теряет своего шарма.

Итак, автор и режиссёр при создании фильма брал за основу идею кукушонка, когда родители растят чужого ребёнка. И как всегда раскрыл гораздо больше, чем планировал.

Завязка начинается, когда молодая пара приходит в центр продажи недвижимости и знакомится со странным консультантом. Тот предлагает показать им новый дом и увозит молодую пару в посёлок с одинаковыми домами. Их оставляют в одиночестве возле дома №9, откуда они не могут сбежать, и дарят в коробке младенца…

Дальше начинается самое интересное. Ребёнок, как и все дети, начинает копировать взрослых людей. Почему-то это очень не нравится новоиспечённым родителям – как будто смотрят на себя в зеркало, из-за чего они начинают злиться и относятся к ребёнку с ненавистью. Ребёнок не понимает, в чём его вина и просит удовлетворять его потребности так, как умеет – орёт, пока не дадут то, что нужно. Родители же в свою очередь стараются его поскорее «заткнуть». Планшеты, мультики и коронное «иди поиграй» - во всей красе.

В определённый момент «отец» срывается – почему его жена должна по первому зову удовлетворять потребности ребёнка - и пытается решить вопрос насилием, показав свою силу, но «мать» ему этого не даёт. В этот момент «конфликта в методах воспитания» или как говорят психоаналитики «прохождения Эдипова комплекса» супруги отдаляются друг от друга. «Отец» теперь дни и ночи проводит на работе, уйдя с головой в копание ямы, а «мать» вынуждена всё это время проводить с ребёнком.

У «отца» есть чем заняться, а что делать «матери»? Она начинает сближаться с ребёнком, кажется, что между ними растёт взаимопонимание, ребёнок становится послушным и восприимчивым к просьбам, но стоит ему довериться ей и раскрыть свою сущность, как «мать» с отвращением отталкивает его и называет уродом. Ребёнок не понимает, что произошло. Он пытается восстановить доверительные отношения, повторив слова «отца», но «мать» злится ещё больше и награждает ребёнка всей скопившей в ней ненавистью. А где ещё ребёнку научиться взаимоотношению между людьми, как не у своих родителей? За кем ему ещё повторять?

В следующий раз, когда ребёнок не слушается родителей, «мать» просто машет на ребёнка рукой, произнося «Да пофиг», т.е. прямым текстом говорит, что ей всё равно, что произойдёт с ребёнком.

Ещё один момент, заслуживающий упоминания, когда родители начали танцевать в свете фар от машины и ребёнок захотел поучаствовать с ними в веселье, но делает неуклюжее движение, сбивает «отца» с ног, из-за чего тот впадает в ярость и веселью приходит конец. Как часто дети ведут себя не как взрослые, допуская ошибки и что они получают от взрослых в ответ?..

Последующие сцены показывают результат такого воспитания.

Конец фильма венчает сцена прощания с матерью с двумя важными моментами. Первый, когда воспитанный матерью взрослый мужчина говорит ей о том, что задача матери вырастить ребёнка, как это делалось всегда. Из чего мы делаем вывод, что самый первый ребёнок был выращен в атмосфере ненависти и воспринял такое отношение к себе как естественный способ воспитания, а значит, поступить с той же ненавистью и холодностью по отношению к умирающим родителям – это всего лишь повторить за ними, отдать дань воспитания. Вторая же фраза закрепляет это убеждение, когда мать пытается вызвать у ребёнка хоть какие-то чувства, а он отвечает: «Да пофигу».

Заканчивается фильм тем, что всё идёт по кругу, новый консультант заменяет старого и встречает очередную молодую пару, чтобы воспитать нового ребёнка по образу и подобию.

Несмотря на затянутость, фильм действительно многогранный, каждый найдёт в нём что-то своё и уж точно обратит внимание на то, откуда дети набираются «плохих» привычек и моделей поведения…»

(подробней по ссылке: https://www.b17.ru/article/321491/?ysclid=loui4ap3cj687220991)

4.

И, наконец, ещё один разбор фильма «Вивариум» с «Дзена» (сокращенно, поэтому полный текст см. https://dzen.ru/a/X14UJpPMbHL_4ejg)

«…Меня «Вивариум» очень впечатлил. Фильм до краев наполнен метафорами и тайными посланиями для зрителя. Все, что требуется от аудитории - считать эти самые послания…

Итак, что мы имеем? Мужчина и женщина хотят вывести свои отношения на новый уровень. Они находят дом в пригороде, а скоро в их доме появляется младенец. Кажется, ничего необычного. Единственная странность здесь — то, что все это происходит против воли главных героев.

На самом деле, режиссер Лоркан Финнеган таким странным образом пытался показать, как брак и рождение детей разрушают отношения в парах. В самом начале мы видим счастливых и влюбленных ребят, которые действительно хотят быть вместе. Но вся эта история с домом постепенно подрывает их доверие друг к другу…

Режиссер довольно безапелляционно высказывается и о детях. В его фильме ребенок - это существо, которое удерживает родителей и не дает им делать то, что они хотят. На самом деле, фильм - идеальная иллюстрация движения чайлдфри.

То и дело автор намекает зрителям, что появление ребенка на свет может превратить его родителей в рабов. Доказываю на примере. В фильме есть фрагмент, в котором Джемма лежит на кровати вместе с ребенком. Мальчик обнимает ее и засыпает. При этом героиню нам показывают через прутья детской кроватки, стоящей рядом. Таким образом создается впечатление, что героиня находится в клетке. Идеальная метафора о сложности родительских обязанностей…

Также режиссер наглядно показывает зрителям, какие этапы проходят пары в период семейной жизни.

  1. Страсть, влюбленность. На этом этапе герои находятся до заселения в дом и спустя несколько дней после этого.
  2. Угасание страсти и возникновение первых конфликтов. Сценаристы специально делают на этом акцент: в один из дней Том отказывается заниматься сексом с Джеммой. Вроде мелочь, но героиня сразу понимает, что между ними теперь лежит пропасть.
  3. Отдаление. Данный этап наступает ближе к середине фильма. Тому теперь интереснее рыть яму во дворе. Джемма его не понимает, поэтому они практически не общаются.
  4. Смирение. В какой-то момент главные герои понимают, что все еще любят друг друга, что они прошли слишком долгий путь, чтобы окончательно отдалиться. Именно поэтому в период болезни Тома между ними происходит сближение.

Таким образом, фильм является очень своеобразной сатирой на жизнь среднестатистического человека. Того самого человека, который создает семью, потому что так надо, рожает детей, хотя не хочет их воспитывать, а после чувствует себя пленником сложившейся ситуации…

…Почему же герой Джесси Айзенберга так одержимо роет яму во дворе собственного дома?

На самом деле, это метафора, и она опять же касается повседневной жизни человека. Том роет не просто яму — он роет могилу для себя. Вдумайтесь сами: ежедневно он работает, убивая свое здоровье, а параллельно эта самая работа разрушает его отношения с женой. Ничего не напоминает? Да это же сатира над всеми трудоголиками, которые в погоне за деньгами или какой-то иной целью сами вгоняют себя в могилу. Вот Том и продолжает работать над ямой до тех самых пор, пока не умирает от болезней и усталости…

Плюс главный герой находит на дне ямы тела предшественников. Становится понятно, что не он первый и не он последний проходит этот жизненный цикл…

…Теперь постараемся разобраться во всем этом с самого начала.

1. Что видит Джемма, когда бросается в погоню за своим сыном?

Самое простое объяснение — она попадает в тайное хранилище тех, кто устроил эксперимент. Там она видит своих предшественников и их судьбы. Но мне больше нравится версия о том, что это просто аллюзия на всех среднестатистических людей, проходящих одинаковый, по сути, жизненный цикл.

2. Почему сын не спасает Джемму и сбрасывает ее тело в яму?

Тут тоже все просто: это высказывание на тему проблемы отцов и детей. Джемма никогда не любила мальчика, не пыталась его воспитывать, не обращала на него внимания. Как результат, он так безучастен к ее страданиям. Сбрасывая тело матери в яму, юноша говорит: «да, пофиг». Это именно то, что он слышал от матери, то, чему она его научила. Она не научила его сострадать, любить, не воспитала. Чего еще она могла ждать?

3. Почему сын занимает место прежнего менеджера?

И опять же, это высказывание об однотипности жизни большинства людей. Один человек умирает, сын главных героев занимает его место. Причем о прежнем сотруднике все тут же забывают. Привычное течение жизни.

Конечно, можно воспринимать картину на простом уровне: что какие-то сумасшедшие ставят эксперименты над парами, запирая их в домах. Но гораздо интереснее изучать ленту «Вивариум», как социальное высказывание. Тут есть и отсылки к Библии, и метафоры, и тайные посылы. Одним словом, очень интересное и нетривиальное кино…»

 

Источник для просмотра: https://youtu.be/85x6pjLfQJ4?si=_508IrMgyP2o7eeq

 

P.S. (от редакции)

 

Сейчас нам нужно разобраться с чувством собственной важности. Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире - это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир…

(Карлос Кастанеда. Путешествие в Икстлан)

 

 

Вот такое кино. Во-первых, люди не только не додумывают свои мысли и планы до «логического конца», но пока еще многие и не доходят до такого трагического финала (некоторые крайние варианты или криминальные случаи пока не будем считать). Какой-то «инстинкт жизни» что ли пока бережёт (или отводит до какого-то критического момента) людей от такого финала, как в фильме, в котором обыденные вещи из жизни простых городских обывателей доведены до логического завершения.

Но, уже во-вторых, не должно быть и беспечности, на «авось». Мы неспроста готовили и публиковали статью о современной «технократической» или «городской цивилизации» недавно в ряде номеров. См. «Сказки уходящей эпохи о городах будущего» (см. «ЗОВУ РИТМ», август-ноябрь 2023). Ситуация ведь прямо скажем парадоксальная.

С одной стороны, очень многие уже понимают, что так жить нельзя. Даже с самых высоких трибун заявляется о необходимости возвращения «традиций», о пока еще трудно формулируемом «традиционализме», о «традиционной семье», многодетной и большой, включающей несколько поколений (дети, родители, бабушки с дедушками)… Существует вроде бы даже понимание, что современные городские «человейники» для этого совсем не приспособлены и их следует сносить, а людей расселять. Такое понимание, вплоть до необходимости совсем другой экономики, другого способа хозяйствования для жизни.

С другой же стороны, продолжается всё еще – нарочно или вынужденно, уже просто по инерции – повсеместная застройка городскими «человейниками».

Вот такой он, «переходный период» ! Разнонаправленный. Уж кто какое направление на этом распутье для себя и своих детей выберет!

 

Публикация в электронном журнале  «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2023

 

 

 

Опубликовано:6 Декабрь, 2023 23:31, Просмотров:150, ]]>Печать]]>
 
В этом разделе:

Notice: Undefined property: userapi::$data in /var/www/u0572878/data/www/zovuobraz.ru/mod/prir/index.php on line 730
Доступно только зарегистрированным пользователям
Извините!
Но комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
© 2024 zovuobraz.ru
© zovuobraz.ru Все вопросы на этот адрес - zovuritm@narod.ru
Рейтинг@Mail.ru 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время Яндекс.Метрика