(по книге «Нам даны только мы сами»)
…(Продолжение. См.начало в «ЗОВУ РИТМ», октябрь-декабрь 2019 и январь-июнь 2020)
Мы получили такое актуальное для ищущих Знания письмо от нашего давнего постоянного читателя, «второкурсника РИТМ», с которым так или иначе давно взаимодействуем и даже переписываемся в индивидуальном порядке:
- «Читая ваши последние рассылки, как мне кажется, понял причину некоторой нестыковки с вами в отношении учителей. То есть вы подвигаете народ на самостоятельный взгляд на жизнь. Чтобы не уповали на каких-либо учителей, а действовали сами. Против этого возразить нечего. Но есть один момент, который, на, мой взгляд, сюда не вписывается. Вопрос развития осознания - это вопрос повышения энергетического статуса. Существуют для этого определённого рода практики, весьма опасные. И без Учителя такие занятия вместо развития приведут к полному самоуничтожению. Как здесь быть? Говоря об Учителях, я всегда имею в виду именно эту проблему. Чтобы Видящий Мастер мог подсказать, как правильно выполнять определённые вещи. Те же йоговские асаны, например... С уважением, Владимир М.» (29.03.2004г.)
Во-первых, мы говорили уже об учителях, и само письмо является своего рода реакцией на наши слова на эту тему. А во-вторых, тут возникают интересные нюансы, которые сразу и не видны, но очень важны, т.к. ошибки в них могут направить ищущего по иллюзорному пути. Поэтому прежде чем ответить на письмо Владимира М., на наш взгляд, стоит привести интересную восточную притчу, которая тут как нельзя кстати. Итак, вот эта притча (возможно, некоторые наши читатели уже знакомы с ней):
«Говорят, что однажды Эмир Хамза (умер в 1710 г.) этой историей, рассказанной Фирман-Бардаром Бадах-шамой, ответил на вопрос: "Можете ли вы объяснить, откуда берется ваша способность жить не только в нашем мире, но и переходить в совершенно отличный от него мир?"
Предание гласит, что Эмир Хамза умел ускользать в невидимое, делая лишь шаг в сторону, когда ступни его оказывались под определенным углом друг к другу. Об этой своей способности, как и о многих других, он говорил: "Я запрещаю рассказывать о каких бы то ни было чудесах, приписываемых мне, если при этом не оговаривается, что все они совершаются исключительно для самоусовершенствования или развития силы, а вовсе не для удивления окружающих и тем паче не для их обращения или переубеждения".
А вот еще одно высказывание Хамзы: "Мы уходим к другой земле в форме и в воображении, иногда на самом деле оставаясь здесь, а иногда буквально. Из того мира мы приносим все, что нам нужно: пищу, которую никогда не вкушали, напитки, которые еще не пробовали люди".
Пришел я в скит на Гиндукуше, чтобы повидать местного шейха и чтобы выяснить наконец, смогу ли я отбросить свои сомнения, которые мешали мне воспринять метод доказательства действительного существования сокровенного Пути.
Долго, очень долго брел я по почти пустынной местности и совсем уж было выбился из сил, когда вдалеке приметил легкий дружелюбный дымок, сочившийся из Дымохода незамысловатого строения и устремлявшийся тонкой струйкой в небесную высь.
Очень скромно одетый человек с печатью благочестия на немолодом уже лице умиротворенно сидел на пороге хижины.
- Добро пожаловать, брат, - произнес он.
Меня неприятно удивило, что со столь малым почтением встретил меня этот человек, который, как мне показалось, был здесь не более как привратником.
- Ты ключник? - спросил я, не сумев скрыть досады в голосе.
- Так меня называют, - ответил тот.
- Я бы хотел увидеть великого старца, наставника, - сказал я ему.
- Многие называют так меня, - все так же дружелюбно ответил он.
Тут радость коснулась крылом моего сердца, да и немудрено, ведь великий учитель назвал меня братом. Но когда мы вошли в дом, под ноги нам кинулась маленькая собачонка: радостно виляя хвостом, она всем видом своим показывала, как рада возвращению хозяина.
- Здравствуй и ты, брат, - сказал шейх животному, и снова тень обиды накрыла меня, я подумал, что этим приветствием меня уравняли с собакой и что со мной тут не считаются вовсе. Но я был гостем и из вежливости не сказал ничего.
Вскоре мы сидели уже за чашей с простоквашей, и тогда наставник, словно читая стихи, произнес:
«Дыма ручей на фоне горы - радуется сердце.
Доброе слово собачке маленькой - печалится сердце.»
Чего угодно я мог ожидать, но только не того, что шейх сможет прочесть мои тайные мысли. Меня бросило в жар, и я почувствовал, что лицо мое запылало от стыда.
- Научи меня! - взмолился я.
Но не обрадовал меня его ответ, он пропел мне:
- О чем пою я? О чем моя лютня поет? Но гармония в нас. А ты не готов проникнуться этой мелодией, хоть и мысли твои мне открыты. Чему ты успел научиться? Чему научили другие тебя? Стыдно тебе, и потому это так, что, пройдя долгий путь, в конце его ты нашел того, кто может читать мысли твои. И ты надеешься, что тебе, может быть, удастся научиться этой способности самому, а потом ты хочешь пользоваться ею, дабы ублажать душу свою. Ты думаешь, что я подхожу тебе, - так люди порой думают, что учение устраивает их. Но устраиваешь ли ты меня? Вы все не утруждаете себя почему-то мыслью о том, что учение может не принять вас.
Никогда не был я робким человеком, но здесь, в глуши, оказавшись лицом к лицу с этим воплощением мощи и силы, я впервые почувствовал, как страх овладел всем моим существом, как свербящий неприятный холод подкатил к сердцу и как предательская дрожь прокатилась волной по всему телу.
Великий старец тем временем продолжал:
- Ты должен уйти, ибо ты еще слишком зелен для того, чтобы учитель развивал тебя, до плода должно касаться лишь самым необходимым: теми веществами, которые помогают ему вызревать. Иди, дерзай, работай на любом открывающемся тебе пути, и когда ты приблизишься к поре зрелости, тогда и только тогда ты сможешь в полной мере осознать и постичь опыт нашего великого наставника Бен-Адхема, оставившего престол Балха ради нас. Однажды, когда он шел по дороге, его взгляд упал на камень, на котором было написано: "Переверни меня и читай". Он перевернул камень, а на нем было на писано: "К ЧЕМУ ИСКАТЬ БОЛЬШИХ ЗНАНИЙ, КОГДА НЕ ПРИДАЕШЬ ДОЛЖНОГО ВНИМАНИЯ ТОМУ, ЧТО УЖЕ ЗНАЕШЬ?"
Я отвернулся от мудреца и с досадой подумал: "Хотелось бы мне, чтобы у каждого человека в жизни была хоть одна такая же встреча, хотя бы для того, чтобы люди узнали о существовании в этом мире такого учения".
А он тем временем продолжал:
- Часто те, что наказаны бременем знания, подвергаются насмешкам. Расскажи мирянам о нашем разговоре - и тебя сочтут безумным. И это правильно, ибо именно таким образом истинное знание защищает себя.
Я даже не пытался прибегнуть к помощи слов, но из сердца, искренне и непринужденно, выплыла мысль: "Как мне служить?" И таким же образом Шах Фироз* вложил ответ в мое сердце: "Разжигай в себе жажду служения, и возможность служить, быть может, и будет дарована тебе".
Немало утекло воды и велик был путь напряженнейшего труда, прежде чем, достигнув должного уровня, я смог осознать истинную ценность встречи с тем, кого зовут Шах Фироз.
*Шах Фироз умер в 1660 г., однако бытует предание, что он жив и поныне, но в новом облике - как один из потаенных наставников суфиев.» (Источник притчи: сайт Александра С. http://www.pritchi.nm.ru)
* * *
Итак, о чем нам говорит эта притча?
Смотрим пока только на то, что нас интересует в данном случае (хотя притчи, они многозначны и символичны).
Во-первых, все, что делает мастер, делается исключительно для «развития силы», для самосовершенствования, а не для саморекламы в социуме. Мастеру это не нужно. Мастер знает, что каждому из нас даны только мы сами. И наедине с жизнью, наедине с реальностью имеет значение только это.
Во-вторых, только путь самосовершенствования и есть реальная жизнь. Насколько мы поднимаемся по ступеням эволюции человека, настолько мы и живем. Другой жизни не бывает. А так называемая «социальная жизнь» есть мастерство поддержания равновесия между внешним и внутренним, есть пространство испытаний: насколько получается, какой уже уровень мастерства достигнут. Позвольте сказать об этом образно. В воздухе сложнее двигаться вперед, чем отталкиваясь от твердого, от земли. От твердой опоры стартовать эффективнее. Спортсмены это каждый день подтверждают. Поэтому и спускаются на землю, чтобы двигаться эффективнее. Но на земле передвигаются по другим правилам, чем в воздухе. И тут, вовлекаясь в эти земные дела, люди часто забывают, а зачем вообще спустились на землю. Перепутывают как «верх» и «низ», так и направление движения. «Земное», со своими установившимися порядками, перетягивает. И «социальная жизнь» начинает считаться «единственно реальной» жизнью (хотя это так для социума, но не для уникальной личности). О себе, Человеке, в этом случае уже не вспоминают. О человеческой жизни – тоже. Более того, давно уже ставится для неразумных знак равенства между «социальной» и «человеческой» жизнями. Но мастерство заключается в том, чтобы понимать их разительное отличие и суметь в «социальной» жизни гармонично, безупречно осуществить свою главную, «человеческую» жизнь.
В-третьих, неразумно искать доказательств «действительного существования» какой-то другой Реальности, какого-то «сокровенного» пути. У Человека одна Реальность, та, которая есть. И нет других реальностей. Реальность едина. И она в доказательстве не нуждается. Оглянись вокруг себя! Что тут доказывать?! Но другой вопрос - СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ этой единственной реальности. Насколько совершенны «очи», прозревающие эту единственную реальность, насколько совершенны «уши», внимающие эту единственную реальность. Когда все в тумане, далеко не увидишь. Когда слух не тренирован, многого не услышишь. Спрашивающие о чем-то «потустороннем» или «сокровенном», на самом деле, оказываются нерадивыми людьми, которым лень жить. Лень поддерживать способность восприятия. Лень развивать эти способности. Они не хотят смотреть, они хотят, чтобы им показали и чтобы им доказали. Лучше по телевизору, перед сном. И даже сама жизнь для таких людей значит все меньше и меньше, пока не сведется к поддержанию минимальных материальных потребностей тела. Потому что неиспользуемые способности имеют свойство атрофироваться. И чем меньше люди знают жизнь, тем больше ее мистифицируют.
В-четвертых, каждый из нас может жить и живет только своей жизнью. Мы не можем жить за друга или за соседа, не можем жить за страну или человечество. Можем жить только за себя. Каждый, кто вторгается в нашу жизнь, отнимает у нас частицу этой жизни. И эта потеря должна быть уравновешена каким-то равноценным эквивалентом. Например, приходишь к учителю и просишь знания. И учитель вынужден оторваться от своей жизни (как прервать свою жизнь), чтобы дать то, что у него просят. Но он может оторваться от своей жизни только в том случае, если ему дать некий эквивалент, благодаря чему он может наверстать упущенное (затраченное на ученика время жизни). И это справедливо. В Природе нет «халявы», и никому безнаказанно не нарушить естественные законы.
Вторгаясь бесцеремонно в жизни друг друга, люди собирают на свои головы много-много беспокойства и даже бед. Друг от друга. И сами еще немало напридумают. Поэтому знающие жизнь ценят каждое мгновение. И нечем заняться лишь тому, у кого уже нет своей осознанной жизни. Такие люди несут в себе, вместо человеческого, лишь «совокупность общественных отношений». Им сразу же становится «скучно», как только кончается то, чем они только что занимались. Знающие не могут быть рады тому, что кто-то непрошено, без согласия, вторгается в их жизнь и прерывает размеренное течение их жизни.
В-пятых, не надо перепутывать разные категории жизни. Мастер может принять гостя так, как устроено в его – мастера – жизни: гостеприимно, с любовью, уважением, хлебосольно. Гармонично. Как самого себя. Ему нет смысла подстраиваться. А вот гостю следует подумать о том, чем же он отплатит за каждое мгновение этого гостеприимства. Чем уравновесит. Чтобы его посещение не стало чем-то нехорошим для гостеприимного хозяина. Ведь как отплатит, столько и сможет вынести. Особенно это относится к Знанию. Об этом сложены легенды у каждого народа.
И тщетно взывать о помощи, пока не развит тот орган, чем можно взять и понести новое знание. Об этом как раз слова притчи, которые тут уместно и повторить: «…гармония в нас. А ты не готов проникнуться этой мелодией… Чему ты успел научиться? Чему научили другие тебя? Стыдно тебе, и потому это так, что, пройдя долгий путь, в конце его ты нашел того, кто может читать мысли твои. И ты надеешься, что тебе, может быть, удастся научиться этой способности самому, а потом ты хочешь пользоваться ею, дабы ублажать душу свою. Ты думаешь, что я подхожу тебе, - так люди порой думают, что учение устраивает их. Но устраиваешь ли ты меня? Вы все не утруждаете себя почему-то мыслью о том, что учение может не принять вас…».
Должна душа дозреть до следующей ступени Знания, иначе некуда впустить и поместить новое.
Вот о чем в наше время забывают еще чаще, чем прежде, в минувшие века. Все остается на уровне свободно текущих информационных потоков, которые вяло текут сами по себе и на самом деле мимо интересующихся ими, когда знания нечем брать и некуда прикладывать. Способности не развиты и безупречности недостает. Получается, есть действия, телодвижения, растрата энергии в какую-то пустоту, как в прорву, но нет результата. Как в сказке: «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…» Так и живет большинство людей - не своей жизнью и придуманными иллюзиями. Иллюзией познания, иллюзией любви, иллюзией жизни…
В-шестых, Знания никто ни от кого не скрывает и не может скрыть. Знания внутри нас самих. Познай себя, и познаешь Вселенную. Познавай постепенно и неуклонно, шаг за шагом. В вопросах познания нельзя перепрыгивать ступеньки. С первого же пробела начнется искажение и домысливание, теоретизирование и уход в мистику. Но социальные игры простроены таким образом, что в мире много соблазнов, на которые отвлекается внимание и уходят драгоценные мгновения жизни. Мгновения, предназначенные только самим себе. И людям некогда оглянуться на себя. Они не видят себя и не живут своей жизнью (перепутывают общие, социальные потребности с человеческими, присущими только им одним, ради которых они и родились).
В-седьмых, каждый в этом мире ученик в том смысле, что учится Жизни, познает Жизнь. В этом урок каждого из нас. Каждый из нас находится на разной ступени Знания Жизни, Реальности и Вселенной. Поэтому не каждый из знающих может быть нашим учителем. Один учитель может знать меньше нашего, хотя может быть учителем для того, кто знает еще меньше. Но об этом можно и не догадываться, если плохо чувствуешь настоящее живое. Пускать пыль в глаза наивным не трудно. А другой учитель может знать гораздо больше нашего, но ему весьма накладно будет спускаться до нашего уровня. И он вправе сказать, как в притче: «…ты должен уйти, ибо ты еще слишком зелен для того, чтобы учитель развивал тебя, до плода должно касаться лишь самым необходимым: теми веществами, которые помогают ему вызревать». Поэтому и учителя нужно искать по своему уровню, по своему «размеру», настолько, насколько на сегодня потребно.
В-восьмых, сегодня как никогда актуальна надпись на камне: «к чему искать больших знаний, когда не придаешь должного внимания тому, что уже знаешь». Потому что сегодня слишком много знаний стали открыты и доступны всякому, кто желает прочитать. И сегодня многие заняты «штудированием» знаний. Более того, многие еще и «практикуют». Представляете, сколько вокруг нас «практиков» всяческих учений?! Никогда прежде такого не было! Но никогда прежде не было и такого, когда бы столько «практиков» так жестоко обманывались. Эти «практики» заняты всякими медитациями, упражнениями, заняты тем, что обучают друг друга, «колдуют», мистифицируют, оздоровляются и т.д.
Но при этом остаются обычными «социальными» людьми, не живут своей «человеческой жизнью», не выполняют своей миссии, не делают того, ради чего пришли на землю. Все превращается в форму профанации и досуга, выходит, на самом деле «чтобы не было скучно», хотя это называется у них иначе: «духовным развитием». А зачем им это развитие, если в итоге они ничего не делают для Древней Земли Человеков и ни на шаг не продвигаются вверх по ступеням эволюции, к Разуму Человеков. Не возвращают Миру Любовь и Свет.
Потому что забывается при этом о том, что нужно каждодневно жить так, как должно Человеку. Это раньше называлось «служением». Но не кому-то, а себе. Часто говорится о таком делении: в каждом из нас сосуществуют человек земной и человек небесный. Служение – это когда мы, как человек земной, служим человеку небесному в себе. С точки зрения обывателя, в особенности с медицинским образованием, это почти «шизофрения». Но еще более запущенная шизофрения – это когда социальный, или «земной», человек пребывает в раздвоении и расстройстве, в полном разладе с самим собой, не имея никаких ориентиров, как жить и что делать, будучи инфантильным и больным физически и интеллектуально. Когда у него одни картины и представления не связаны с другими, когда не связанные между собой предметы и мысли сложены, как поленница дров, и не соединены в целостную и гармоничную картину мира. Такой «социальный», который является фактически почти невменяемым, которого держат «в рамках приличия» лишь какие-то моральные и законодательные установки. И при этом держат, будучи отрезанным от естественных знаний Жизни Природы…
Вот они, минимальные уроки этой притчи. Этих смыслов, этих уроков даже в этой притче мы еще не все исчерпали. Но об этом как-то в другой раз.
* * *
А теперь вернемся к письму Владимира, который спрашивал о том, как же обойтись без учителя, когда так много сложных упражнений, которые даже опасно выполнять без страховки со стороны учителя. В личном письме мы ему писали следующее:
- «…Вы спрашиваете, как быть. А все просто. Зачем увеличивать «энергетический статус», а точнее, мощность потока, который Вы способны пропускать через себя, если есть внутренние перекосы и искажения, вызванные «неправильностью» формирования личности? Любой человек, пропускающий через себя энергию и имеющий внутренние искажения, будет воспринимать мир с искажениями (в преломленном виде). Это элементарная физика явления. В том числе и с энергиями. Если внутренние искажения остались, а поток энергии увеличивается, то - как на проекционном экране - восприятие внешнего мира будет с еще большими искажениями. Точнее сказать, искажения останутся теми же, но мощность их воздействия на Вас, в силу возросшей энергии, возрастет пропорционально.
Естественно, в таком случае нужен учитель. Это тот человек, который будет просто «страховать» нерадивого ученика, не убравшего свои внутренние заморочки. Вопрос: зачем это надо учителю? Ученик нерадив и ленив. С ним все ясно. Он хочет переложить свои проблемы на учителя. Хочет передать своих тараканов другому. Но чем ему в таком случае рассчитываться с учителем? Потерей внутренней свободы? Потерей внутренней силы? Отказом от своего пути и выполнением работы за учителя? И что может быть нужно учителю: дешевая рабочая сила или энергетические доноры? Физические законы сохранения энергии еще никто просто так, безнаказанно не нарушал…
Вот и встает вопрос: зачем выполнять опасные упражнения, если пока не убран «элементарный мусор»? Безрассудство это, или простая неграмотность?..
Зачем эти упражнения вообще нужны, если ваша каждодневная практическая жизнь еще не востребовала новые навыки? Что вы хотите перепрыгнуть? Можно сказать, что вы еще и «не доросли» до них по-настоящему так, чтобы они стали естественным продолжением вашей жизни. Пока что вы их пытаетесь выполнять «ради спортивного интереса». Помните, «до плода должно касаться лишь самым необходимым: теми веществами, которые помогают ему вызревать». А вы пытаетесь удобрять сверх всякой меры и тянуть за стебель, чтобы ускорить рост. Так действительно можно дойти, как вы пишете, до «самоуничтожения»…
…К сожалению, Вы в этом вопросе не исключение. У многих, отказавшихся от «мирского естества», не понимающих и не принимающих этого, встречается такая практика, когда энергия качается в пустоту, когда человек не может ею правильно пользоваться. И все практики, упражнения в этом случае теряют смысл и оборачиваются простыми ритуалами, порой несущими даже вред…
В таком случае некоторые «учителя» часто сваливают свои простые нерешенные проблемы на учеников. Когда хотят «выехать из колеи» за счет других…
Обидно, когда люди такого уровня, как Вы, позволяют себе не убирать мешающие заморочки. И хотят усидеть на двух стульях: и мудрым учителем быть, и социальными благами попользоваться, но врозь. Или вы не знаете, что возможно гармоничное их единство?
Если хочется есть, надо наесться. И это элементарно. И только сытый поймет, почему вредно обжорство. А вот голодному проповеди о злоупотреблении пищей никогда не понять. Он просто хочет жрать и всегда будет думать только об этом. В этом случае действительно нужен «учитель», чтобы голодный не обожрался и не помер. Утолите свой голод. И мысли о запретном покинут Вас». (13.04.2004г.)
* * *
Это к вопросу о том, когда набираются знаний ради знаний, даже посвящают все свободное время этим знаниям, но не живут согласно этим знаниям. Какая-то раздвоенность получается. Целостности нет. Откуда же в таком случае взяться здоровью и радости, счастью и любви?!
Поэтому сегодня так много учителей и учеников, посвящающих друг друга в знания, но остающихся при этом в какой-то виртуальной реальности. Но не живущих настоящей, своей, человеческой жизнью.
Чтобы было понятно, что мы имеем в виду, приведем еще одну притчу:
«Однажды великий шейх Байазид Вистами вышел ночью из своей одинокой кельи и был поражен величием Божьего мира. Ночь блистала разливами лунного света; звезды, как жемчуг, лились из глубин темного неба, и небесный купол простирался над необозримой ширью Вселенной. Шейх задумался над тем, как человеку постичь весь этот покой мира и движение светил, и только потом заметил, что в той тишине, что его окружала, он не ощутил присутствия ни единой человеческой души. И как он ни пытался разыскать хоть кого-нибудь, странствуя по долинам, взбираясь на горы и пересекая пустыни, он нигде не ощутил присутствия человека. Отчаявшись, он обратился к Господу:
- Почему же так пуст, о Творец, этот мир? Где же все эти люди, постоянно терзаемые горем и страстями? - спросил Байазид.
И всем своим сердцем и душой он услышал глас Божий:
- Ты переступил благой порог своей жизни, но не каждый может обрести к нему дорогу, как не каждый, кто стремится к счастью сквозь муки и беды, его обретет» (Алишер Навои).
Вот так и получается. У порога настоящей реальности так много толпящихся и готовящихся когда-нибудь начать жить, но переступающих черту и вступающих в реальный мир считанные единицы. Живущих мало, очень мало.
Можно привести и такое стихотворение об этом от наших авторов:
Любовь. Сказочный мир
Моим глазам открылся дивный мир.
Но красоту его не выражает слово.
Моим глазам открылся дивный мир,
В который я давно войти готова.
Вступив в него, я мудрость обрела.
Пучина бытовых страстей
Мгновенно обмелела.
Дорогу жизни я свою нашла
И о судьбе такой
Еще не сожалела.
Идя по миру сказок и чудес,
Я неустанно буду удивляться:
Как дивный свет,
Струящийся с небес,
Другими
Может и не замечаться?!
(Лия. 28 декабря 1993г.)»
…
(Команда ЗоВУ. Декабрь 2003г.)
(Источник: Нам даны только мы сами. Диалоги о колее и практике. – РИТМ. 2003)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2020