НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:
Вот выходишь к лесу и видишь эти ступени (уровни, порядки, этажи, шестки или слои) жизни. Этаж за этажом. И поговорку знаем: каждый сверчок знай свой шесток. На земле и в земле копошатся различные насекомые и микроорганизмы. В почве своя богатая и разнообразная жизнь. На земле растет трава, выше трав – кустарники, а еще выше – деревья. В подводном мире различные живые существа осваивают различные комфортные глубины. В зависимости от высоты над уровнем моря и в зависимости от климатических зон располагаются различные виды животного и растительного мира. Все это происходит не произвольно и хаотически, а в строго определенном порядке. Жизнь как органическое целое не бывает хаотичной, простой и аморфной, бывает сложно познать хитроумные пути и многомерность природного порядка. Особенно, если недостает умственных способностей.
Но эти уровни и этажи расположены не как кирпичи, будучи практически абсолютно разделенными. Они расположены в порядке сложного взаимодействия и взаимопроникновения, как и все живое. Помните, наверное, как в нашей книге «Властелин времени: технология практической жизни» мы подробно, очень подробно рассматривали тему человеческого ТЕМПЕРАМЕНТА, из каких элементов и каким образом он формируется, как в этом вообще ориентироваться. Тогда мы писали, что темперамент каждого человека складывается в целое из четырех основных неотъемлемых свойств – флегматического, меланхолического, холерического и сангвинического. Тогда мы говорили, что эти свойства в каждом присутствуют всегда, и только по преобладанию одного из этих свойств мы называем какого-то человека, к примеру, холериком, а другого – меланхоликом и т.д.
А ведь точно так же мы в природе выделяем 4 основных уровня, известных с древнейших времен как «царства»: 1) минеральный, 2) растительный, 3) животный, 4) человеческий. Не надо думать, что эти вещи созданы (придуманы) в древневосточных учениях, например, в буддизме. Там они сохранились, будучи привнесенными из еще более древних источников предыдущих цивилизаций. Сложность их соотнесения с современными знаниями заключается в бессистемности и хаотичности современных языков, давно уже оторвавшихся от живых корней и ставших преимущественно искусственными языками. Поэтому древние знания, даже будучи фрагментарными, полны в сущности. Но не имеют средств выражения этой полноты ни в интеллекте упростившихся людей, ни в их языковых и иных выразительных средствах. Отсюда непонимание и приблизительность интерпретации древних смыслов.
Но при этом природные «царства» или «уровни» так же вписываются в те 4 аспекта, которые мы описывали при изучении темперамента. И соотношение их такое же, как мы описывали при передаче динамики темперамента. К примеру, растение включает в себя и минерально-органический, и растительный, и животный, и ментальный (психический, человеческий) уровни, но растительные свойства у него доминируют, поэтому оно растение. Поэтому растение не может оформиться в растение без минерально-органического уровня. Поэтому же растение имеет зачатки психики, мышления, разума, но только зачатки, необходимые на растительном уровне. Так же на других уровнях.
Вызывают вопросы и свойства, относимые к тому или иному уровню. Например, эмоции. Их, на первый взгляд, трудно отнести к растительному уровню. Но дело в том, что на минеральном уровне эмоций ЕЩЕ нет, а на растительном УЖЕ есть, хотя и в примитивной форме. Эмоции начинают «произрастать» и «пускать корни» в психике с растительного уровня. Поэтому мы их относим к растительному уровню. Конечно же, на животном уровне эмоции уже сложнее и выразительнее, но ведь «фундамент» животных эмоций при этом все равно начинается с растительного уровня психики этого животного. Понятно, по какому принципу те или иные качества и свойства «разнесены» (классифицированы) по уровням?..
В общем, мы хотим сказать, что все живое в природе создано из чего-то единого целого (единоцелого «материала»), в котором нюансы и различия определяются как бы соотношением частей, или соразмерностью, или дозировкой составных элементов, имеющих в сумме то целое, что составляет живую суть природного материала (для понятности, сравните с тем, как мы описывали то, из чего и каким образом получаются типы темпераментов). Или вот еще какой пример можно привести. Кто сталкивался с полноцветной типографской печатью, тот знает, что там все многообразие различных цветовых оттенков создается смешением или сочетанием 4 изначально выбранных цветов: синего, красного, желтого и черного. Так же и в нашем случае: четыре качества разного порядка позволяют передать огромное многообразие природы. (При этом, заметьте, мы не добавляем в систему другие – пятое, шестое и т.д. - качества и не выходим в какие-то там «тонкие» планы бытия, чтобы оставаться в рамках строгой науки.)
Конечно, в данном случае, рассуждая об уровне, мы будем говорить тоже не о минералах, растениях и животных как таковых, а о минеральном, растительном и животном уровнях психики и интеллекта людей, т.е., образно говоря, о тех самых жизненных слоях, которые соединяют нас с природой на конкретных уровнях. Поэтому при разговоре об уровнях всегда это надо иметь в виду. Мы действительно говорим, например, не о растениях, а о доминанте растительного свойства в людях.
* * *
МИНЕРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ состоит из минеральной органики. В принципе, в природе все живое. У органики есть одно такое фундаментальное свойство, как «вещественность», материальность, минеральность, органичность. Минералы и органика имеют структуру, фактуру и т.д. И это свойство пребывает в активности, что традиционно отражается в понятии «движение» или «динамика». Это свойство доминирует, благодаря чему существует и само название этого уровня. Отсюда и то обстоятельство, что «материя» и «структура», «организация» и «орган» – это все понятия низшего, минерального уровня жизни.
Но этот уровень имеет и свойство роста, т.е. включает в себя растительную функцию. Вы сами прекрасно понимаете, что растут даже камни, хотя сегодня для многих это уже не очевидно, в связи с утратой многих способностей восприятия.
Органика так же еще и живет, т.е. естественно включает свойство животности и живет пусть простой, но своей жизнью.
Но этот же уровень имеет и элементарные функции психичности, в смысле обратной связи, реакции на различного рода стимулы и раздражения. И эта психичность органического уровня передается через слово «ощущать» или чувствовать (ощущение и «очувствование» имеют один корень).
Из физических ощущений формируется сфера осязания и чувствительности в нашей человеческой психике, как первичный уровень и первичный канал информации. Поэтому физическое ощущение для нас является носителем информации, или даже концентрированной информацией.
* * *
РАСТИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ формируется структурно-вещественно из минерально-органического. Фундаментальное свойство этого уровня – рост, причем не просто во все стороны, а, как правило, направленный рост. Направленность – это свойство растительного уровня, как активность – свойство минерально-органического. Поэтому растение – это, прежде всего, растущая в определенном направлении органическая структура. Это и есть доминанта растительного уровня.
Поэтому растение не может оформиться в растение без минерально-органического уровня. Поэтому у растения существует потребность в питании и воспитании (вскармливании), как системе доставки и переработки минерально-органических веществ для последующего роста. Потребность в питании, как растительная функция, существует и на животном уровне и выше, но имеет там свои более сложные нюансы.
Поэтому же растительность живет (т.е. включает свойство животного уровня), но живет более сложной жизнью, чем минералы. Потому что процесс роста подразумевает не просто расширение или сужение, а представляется воспроизведением себя, дублированием и размножением. Размножение – это вопрос растительного уровня. Отсюда сложность принципиального разграничения, которая ставит в тупик современных ученых, где кончаются минерально-органические виды и начинаются растительные формы.
Поэтому же растение имеет зачатки психики, мышления, разума, но только зачатки, необходимые на растительном уровне. Растительная психика возникает как эмоции. Поэтому психическая жизнь растения – это преимущественно эмоции. Конечно, эмоции основаны на ощущении, на чувствовании, но представляют более сложное образование. Из эмоций складывается эмоционально-симпатическая сфера (симпатия или антипатия, притяжение или отталкивание…). Поэтому трудно определить, где кончаются растительные формы (флора) и начинаются виды животных (фауна). Потому что для многих видов растений характерна социальность, коллективность, множественность, без индивидуализации. Поэтому социальность (без индивидуализации) – это свойство растительного уровня.
Жизнь растения – это жизнь в эмоциях, симпатиях и антипатиях. Отсюда активизация или торможение роста, активная или пассивная жизнь, в зависимости от соответствующего стимулирования симпатической сферы психики. Индивидуализация на растительном уровне проявлена только в зачаточном состоянии (в смысле локальной точки ощущения и реакции и т.п.).
* * *
ЖИВОТНЫЙ УРОВЕНЬ структурно-вещественно формируется как сложное тело минерально-органической и растительной природы, т.е. состоит из элементов низшего порядка. Фундаментальное свойство этого уровня – жизненность (живот), причем активная и направленная. Свойство животного уровня – самостоятельность, индивидуальность, как на растительном уровне – направленность, и органическом – активность. Поэтому животное – это растущая органическая структура, имеющая преимущественно индивидуальную жизнь и индивидуальную психику, в отличие от созданий растительного уровня. Такова доминанта животного уровня.
И она вносит существенные особенности и в растительные свойства животного, такие как процессы питания, воспитания и размножения. Отсюда бывают сложности и путаница в классификациях и описаниях: многие ученые до сих пор не могут признать, что т.н. «коллективизм», или «социальность», животных, в форме стаи или стада, - это их более низшее, растительное, свойство, наряду с собственным свойством животной индивидуальности.
Но эта индивидуальная психика может соответствовать собственно животному уровню в диапазоне от заложенных инстинктивных программ до заданных формально логических систем поведения. Да, логика – особенно в своих жестких, формализованных видах – возникает уже на животном уровне и вовсе не является прерогативой человека (не говоря уже о том, что логика – это не собственное, а низшее, животного уровня, свойство человека).
В качестве лирического отступления, можно сказать, что сейчас логика и ум у животных проявлены гораздо меньше, чем раньше, несколько тысячелетий назад. Потому что современная техническая цивилизация уничтожает как минерально-органическую среду планеты, так и ее растительный покров. А животный мир, вполне благопристойный в свое время, сейчас вытесняется цивилизацией и дичает. Раньше на Земле не было и дикой природы. Дикая природа образовалась с появлением современной цивилизации, когда люди, в процессе собственной деградации и упрощения, опустились, стали сами дичать и вытеснять флору и фауну из их собственной природной ниши.
Поэтому сейчас в рамках животного уровня нет принципиального отличия между человеком и животным. Потому что человек отличается от животного только теми свойствами, которые выходят за пределы собственно животного уровня. Именно поэтому современные ученые до сих пор путаются в определениях, чем и как научно отличать человека от обезьяны или барана.
Принципиальным отличием животного уровня от растительного заключается в появлении на этом уровне силы или энергии. Как в форме излучения, так и в форме поглощения. Отсюда потребность в обмене соответствующей энергией, как в обмене веществ - на растительном уровне. Конечно, энергетика присутствует и на более низших уровнях – растительном и минеральном (это «свечение» или «излучение» можно даже при старании увидеть вживую или специальными приборами) – но не является там доминантным свойством и проявлена слабо, в примитивном виде.
* * *
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ назван «человеческим» условно, для понятности. На самом деле правильней будет назвать уровень, следующий за животным, уровнем «СВЕТА И РАЗУМА» (или еще как ментальный, психический, разумный). Поэтому и доминантным свойством этого уровня является, условно говоря (так как по мере упрощения людей многие понятия этого уровня вышли из обихода), «психика» или «ментальное поле» (полевое свойство), которое управляет животной энергетикой и энергетическими процессами. Поэтому у человека этой энергии во много крат больше получается, чем у животных.
В ментальном поле циркулируют мысли. Мысли не могут возникать на уровне животной логики или инстинктов, но они могут в примитивных фиксированных формах там существовать, в той степени, насколько позволяет имеющаяся в данном месте мощь животной энергетики. Мышление – это человеческое свойство, но его примитивные формы встречаются и на животном, и даже на растительном уровне. Особенно четко и часто те, которые связаны с животным и растительными потребностями.
Надо сказать, что и в человеке представлены все низшие уровни. Не будем останавливаться на телесном, это очевидно. Но ведь даже в формах психизма у человека представлены все уровни: на органическом уровне – активность (воля), на растительном – направленность (поведение), на животном – самостоятельность (характер), на человеческом – уже непонятные сегодня «человечность, разумность» (рок, судьба), характерными признаками которой являются мощная интуиция и сильное воображение.
* * *
Итак, ЭВОЛЮЦИОННО, по мере развития и усложнения, эти уровни выстраиваются в следующем порядке:
1) минеральный (органический и структурный, физический и телесный),
2) растительный (растения и насекомые, функциональные системы и механизмы, инстинкты),
3) животный (жизненный, психический, родовой, логический),
4) разумный (психологический, человеческий, образно-интуитивный…).
И это многое ставит на свои места…
... …
(фрагмент книги: Властелин времени. Книга 2: Хроники разумной жизни. – РИТМ, 2003-2005.)
P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2014