Природа - женского рода !
zovuobraz.ruzovuobraz.ru
zovuobraz.ru
zovuobraz.ru

В чем смысл и тайна планеты Солярис

Станислав Лем (12 сентября 1921 – 27 марта 2006) - https://images.ast.ru - В чем смысл и тайна планеты Солярис

 

Посвящается 100-летию со дня рождения Станислава Лема и 60-летию первой публикации романа «Солярис»

 

Да, статья посвящается 100-летнему юбилею, но мы не собираемся пересказывать биографию юбиляра (на эту тему много доступных источников). Мы просто напоминаем, что Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года. В справочниках указано, что он «польский философ, футуролог и писатель (фантаст, эссеист, сатирик, критик)… Автор фундаментального философского труда «Сумма технологии», в котором предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие…»

 

Между прочим, трактат «Сумма технологии» рождается примерно в те же годы, сразу после «Соляриса». В нем много трезвых мыслей по поводу тех вещей, которыми пугают людей сегодня, почти полвека спустя, когда о них С.Лем высказался вполне трезво еще тогда. Например:

«…Средневековый город нуждался только в воде и пище; современный - без электроэнергии превращается в ад… Чем искусственнее окружающая нас среда, тем сильнее мы зависим от технологии, от ее надежности - и от ее сбоев, если она их допускает…»

Или вот еще:

«…Искусственных людей не будет, потому что это не нужно. Не будет и «бунта» мыслящих машин против человека... Все эти мифы имеют общий антропоморфный «знаменатель», к которому якобы должны сводиться мыслительные действия машин…»

Но оставим «Сумму технологии» на ваше усмотрение», сегодня мы говорим о «Солярисе».

Точно так же, видимо, неуместно в короткой заметке пересказывать содержание или сюжет этой юбилейной вещи С.Лема. О романе «Солярис» тоже за 60 минувших лет после первой публикации написано очень много литературно-критической аналитики.

Были за это время даже три экранизации (1968, 1972 и 2002 года, о чем вкратце можно прочитать в статье «Три визита на «Солярис»: от Лема через Тарковского к Содербергу» - см. по ссылке https://kinoart.ru/texts/tri-vizita-na-solyaris-ot-lema-cherez-tarkovskogo-k-soderbergu).

Кстати, если вы хотите понять в полной мере «Солярис», нельзя ограничиваться лишь просмотром фильмов. В романе «Солярис» так же много философии и науки, как и в трактате «Сумма технологии», что ни одной экранизацией не может быть передано.

Обычно о романе «Солярис» начинают рассказывать в таком духе, как в Википедии:

«…Психолог Крис Кельвин на корабле «Прометей» прибывает на борт исследовательской станции Солярис... Он сразу обнаруживает на станции хаос и запустение… Выясняется, что причиной странного поведения членов экипажа является появление на станции существ («гостей»), которых можно было бы назвать фантомами, если бы они не были вполне материальны. Единственное объяснение их появления - фантомы созданы Океаном Соляриса. Судя по происходящему с Кельвином и редким оговоркам его коллег, фантомы являются материальной проекцией сведений о ранее знакомых им личностях, причём тех, с которыми связаны острые, травмирующие воспоминания, или материализацией фантазий, зачастую неприятных или аморальных, которых сам человек стыдится. Кельвину Океан посылает его девятнадцатилетнюю возлюбленную Хари, которая за десять лет до описываемых событий покончила с собой после размолвки с ним. Кельвин начинает понимать, что и ему недалеко до потери рассудка... Кельвин уже не в силах противиться её присутствию и начинает просто жить и общаться с ней, как с обычной женщиной. Другие же члены экипажа, в отличие от Кельвина, тщательно скрывают своих «гостей»…» и т.д.

Раз о романе С.Лема «Солярис» написано много разных мнений с разных точек зрения, мы ограничимся только тем, что обозначено в названии нашей статьи - в чем же смысл и тайна того, что обозначено автором романа как «СОЛЯРИС», конечно, еще и с учетом того, что название (от латинского Solaris) переводится буквально как «солнечный».

Но ведь Солнце - для нас - не где-то далеко, а здесь. Мы его каждый день видим над головой, и наша родная планета Земля в этом смысле является для нас как раз «солнечной»! Понятно, что любознательных людей манят неизвестные дали, раз так хочется заглянуть в глубины далекого космоса, дать некое как бы «объективное» (вне самого человека) описание всего и т.д. Хотя за стремлением к «объективности» часто стоит простое незнание природы «субъекта», т.е. самого человека. В общем, за этой романтикой о «дальнем космосе» и максимализмом «научного познания природы» есть еще и здравый реализм, чисто психологический подход (не случайно же и главный герой романа «Солярис» Кельвин представлен читателю психологом), о чем в другом произведении другой автор сказал следующее:

«…О чем бы человек ни рассказывал, он, прежде всего, рассказывает О СЕБЕ. И если это рассказ о природе, то это непременно и рассказ о его отношении к ней…»

Это из повести Николая Сладкова (1920 - 1996) «За пером синей птицы» (1981). Кстати, как видите, у этой повести тоже юбилей в этом году: она написана ровно 40 лет назад. Но вернемся к сути цитаты.

УЛАВЛИВАЕТЕ НАШ НАМЕК НА СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СОЛЯРИС»?

А пока далеко не ушли от приведенной цитаты, оставьте как узелок на память и следующие слова Н.Сладкова, которыми продолжается цитата (они еще пригодятся для осмысления дальнейших размышлений). Дальше Н.Сладков пишет:

«…Человек и природа - естественное и неразрывное единство. Постоянно общение двух миров - человеческого и природы. Как бы ни отдалялись мы от природы, как бы ни старались от нее оторваться, - пуповина нас держит. Тысячи крепких нитей связывают нас: иные напряжены до предела, многие уже оборвались. Но оставшиеся, как резиновые жгуты, притягивают тем сильнее, чем больше мы их растягиваем. Жизнь природы изменчива, как и наша жизнь. Она тоже полна событий и смысла. И достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по-человечески, рассказано благожелательно, правдиво и вдумчиво, благодарно и обстоятельно - как бы перелистывая дни и годы собственной жизни. Земля - это гигантский клубок, сотканный из нитей жизни…»

С учетом сказанного, вот и возникает вопрос вовсе не о какой-то там далекой планете в глубинах космоса, как полагается в жанре космической фантастики. А возникает совсем другой вопрос: а не рассказал ли нам С.Лем на самом деле просто О ЧЕЛОВЕКЕ НА ЗАГАДОЧНОЙ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ?

Ведь не случайно же режиссер с художественным подходом А.Тарковский в своей экранизации «Соляриса» (1972) много внимания уделил именно сценам на Земле, хотя это и не понравилось самому С.Лему, явному стороннику технократической науки, как бы «объективной». Ведь С.Лем искренне считал, что «только современная промышленная и биологическая технология может справиться с проблемами массовой цивилизации». Да и в романе «Солярис» у него есть вот такая мысль: «Наука занимается только тем, как происходит что-то, а не тем, почему происходит…» Ведь вопрос «почему» - это уже больше психологическая сторона.

Наверное, именно в противовес такой «технократической» и как бы «объективной» науке существует своеобразный «антропоцентризм», в котором полагается «наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании». Это издревле известно еще как «человек - мера всего». Мы хотим сказать, что как бы ни хотели т.н. «объективисты» оторваться от Земли и природы самого человека и представить некую «объективность», они не в состоянии это сделать: ВСЕ ОПИСАНИЯ ДАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗГЛЯД И ВОСПРИЯТИЕ САМОГО ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, а источники «неземных пейзажей» в фантастических кинокартинах, так или иначе, находятся на Земле.

Да и читатели давно уже задаются вопросом о смысле романа «Солярис» С.Лема. Мы нашли такие вот рассуждения на эту тему:

«…Основной конфликт романа – не внешний: ученые и инопланетный разум, а внутренний – неготовность человека к встрече со своим Я. Исследователь и исследуемый объект поменялись местами: человеческая логика оказалась бессильна при столкновении не только с чем-то могущественным и непознанным, но даже собственными страхами… Люди не смогли выдержать испытание встречей с «гостями», которые воплощали их самые потаенные страхи и комплексы, и Океан, поняв сущность человеческой психики, перестал мучить незадачливых ученых. Готово ли человечество к покорению космоса, если не может понять даже устройство собственного сознания?.. Кельвин остается на станции в надежде понять, что собой представляет Солярис: но не прежними, «человеческими», методами, а с позиции нового опыта. Не покорить, а принять, не убегать, а внимательно анализировать. Океан не отпускает его, продолжает играть с его психикой, а значит, контакт установлен. Финал открыт, и результат непредсказуем…» (Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-knigi-stanislava-lema-solyaris)

Подобные прочтения встречаются еще, но мы здесь не будем повторяться.

На самом деле роман «Солярис» не так прост, как на первый взгляд кажется: особенно, если читать текст романа, а не ограничиваться экранизациями. Вы же понимаете, что любая экранизация романа либо упрощает смысл текста, либо уводит в режиссерскую версию. Поэтому интересно еще вот какое прочтение (цитируем):

«…За день взахлёб посмотрела три экранизации Соляриса: 1968, 1972 и 2002 года. Теперь осталось прочитать Лема, так как всё воспринимается по-новому, не так как в юности. Теперь, после необычного личного опыта и перевёрнутого мировоззрения, с восторгом принимаю Солярис в любом исполнении. Раньше это читалось сказкой, набором научной фантастики. Теперь открываются такие грани философии, что диву даёшься, откуда, в 60е, такие умные мысли, что дало импульс?.. (Источник: Солярис. Философия квантового мира. - https://proza.ru/2014/04/02/486)

Далее интересное замечание:

«…Ясно только одно: текст написан автоматическим письмом, гениальной божественной диктовкой, чтобы не исказить посыл…» (там же)

На этот счет есть ПРИЗНАНИЕ САМОГО С.ЛЕМА, что роман «Солярис» написан:

«…способом, который я сам не могу объяснить… Я и теперь ещё могу показать те места… где я во время писания оказался, по сути, в роли читателя… Да, я решительно ничего не знал о каком-то там «живом Океане», покрывающем планету. Всё это открылось мне позже, так же, как читателю во время чтения, с той лишь разницей, что только я сам мог привести всё в порядок…»

Но мы пока не будем углубляться в догадки о том, откуда у писателя идея этого романа и КАК ДЕЙСТВУЕТ «СОЛЯРИС» ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ НА ПИСАТЕЛЯ И ВООБЩЕ НА ЛЮДЕЙ ЭТОЙ ПЛАНЕТЫ. Вернемся пока к мысли читателя, оставившего свой отзыв:

«…Между прочим, космонавты тоже рассказывают о странных галлюцинациях на орбите. Например, Марина Попович ярый сторонник метафизики космоса. Голоса на орбите это лишь одно из проявлений... А теперь представим всё пространство, весь вакуум и эфир, как огромный воздушный океан! Везде, где есть эфир, там мыслящий океан Соляриса… Возможно, таких Солярисов несколько, и они взаимодействуют. Но теперь нам понятно, как действует божественное. Оно как разумный эфирный океан - везде. Человеку это не видно, но этот океан течёт, переливается искрится, бурлит, штормит - он живой! И более того, он полон информацией, переполнен!.. Это разумное эфирное пространство считывает наши мысли (это совсем просто), но оно ещё выбирает самые наболевшие и заветные мысли (ностальгия, совесть, мечты, мольбы) и воплощает их в реальности, как на Солярисе! Интенсивность и глубина мысли имеет силу... Так же и на Земле, все наши мечты и ностальгии воплощаются в виде реальных случайных событий, но иногда в виде синхронии (события связанные по форме или названию, но не по смыслу), иногда с опозданием и иронией… Это фантастично, необъяснимо и чудовищно! Теперь вам понятен смысл Соляриса по Лему? Он говорил о Боге!! Как о вездесущем мировом эфирном океане! Бог-волна! Бог-океан! (а не дядя на облаке). Солярис очень наглядно рисует квантовое мироустройство! Автор очень научно, но по-земному пытается объяснить нам необъяснимое. Зачем вам космос?.. Всё у вас под носом, вот тут, на земле!.. Мыслящий океан окутывает вашу ежедневную реальность…» (Источник: Солярис. Философия квантового мира. - https://proza.ru/2014/04/02/486)

Но, в продолжение мысли этого читателя, даже без эфира, возьмем только ВОДУ, которая не только покрывает большую часть планеты Земля в виде океанов и морей, рек и озер, но еще и входит в состав всей флоры и фауны на планете (мы с вами знаем, что и в организме человека значительно больше воды, чем всего остального). Получается, все живое на Земле не только окружено, но и пропитано водой, океаном воды! Мы с вами живем в этом самом Океане!

Но дело даже не в этом, а в том, что если одной части людей вода представляется лишь «жидкостью», пусть даже со всякой живностью и растительностью, то другой части людей представляется в воде не просто «носитель жизни», но даже «разумная сущность». Вот вам и «океанический разум» С.Лема не где-то там, в космосе, а здесь, рядом с нами, и даже в нас самих!

В общем, не будем гадать, кто там «необъяснимым способом» помог создать С.Лему роман «Солярис». Признаем только, что роман не так уж прост, если обратиться к тексту, к чему призывает и цитированный только что автор отзыва на роман.

И что мы там обнаруживаем из обозначенного еще на рубеже 50-60-х годов прошлого века, 60 лет тому назад? Вот хотя бы несколько цитат взять из романа, например, такую мысль:

«…Мы обычны, МЫ ТРАВА ВСЕЛЕННОЙ, и гордимся этой нашей обыкновенностью, которая так всеобща, и думаем, что в ней всё можно уместить…»

или

«…мы, люди, как муравьи, уцепившиеся за…» и т.д.

Трава, растительность, муравьи… Это близко перекликается с тем, что мы тоже давно, более 20 лет назад, писали о современной технократической цивилизации людей, что она находится на низком, «минерально-растительном уровне развития» (на уровне 1-2 чакры в энергетике человека). С такого низкого уровня развития (вернее «деградации»), конечно же, люди не в состоянии постичь сложную многомерную реальность окружающей человека Природы. Для ее постижения нужно расти, развиваться! Иначе как установить контакт, не оказываясь в роли подопытного кролика, с высокоразвитой «разумной сущностью», как сказано в романе:

«…мыслящим океаном, который омывает весь Солярис, является гигантским мозгом, обогнавшим нашу цивилизацию в своем развитии на миллионы лет…»

Отсюда и вопрос, тоже со страниц романа:

- «Как можете вы понять океан, если уже не в состоянии понять друг друга?..»

Или еще вот такая важная мысль С.Лема из романа «Солярис»:

«…Самое важное наше состояние - именно сон. Во сне можно жить...»

Разумный океан взаимодействует с людьми во сне, «гости» в «Солярисе» появляются во время сна… Мы ведь тоже много чего из поступающей информации «перевариваем» в жизни именно во время сна. Потому что в бодрствующем состоянии нашим сознанием через все каналы информации активно пытается манипулировать технократическая цивилизация.

Ну и еще одна цитата из романа «Солярис», напоследок:

«…Человек отправился познавать иные миры, иные цивилизации, не познав до конца собственных тайников, закоулков, колодцев, забаррикадированных темных дверей…»

Проще говоря, люди ведутся на все посторонние вещи, почти не интересуясь тем, чем они располагают для этого, фактически игнорируя древнюю мудрость: «познай себя – и ты познаешь все»!

Больше не будем цитировать, потому что умных цитат можно из книги набрать сотни. Ясно же, что роман создан не на пустом месте, и он впитал все те волнующие людей вопросы и размышления, которые витали в воздухе в те годы, когда человечество отошло от бед второй мировой войны, восстановило хозяйство. И на волне научно-технического прогресса человек вышел в космос. Вот фантазии и разыгрались у многих о «далеком космосе», когда ЛЮДИ К КОСМОСУ ЕЩЕ ВОВСЕ И НЕ ГОТОВЫ. Именно это и обозначил С.Лем в «Солярисе», даже будучи сторонником технократической науки. Если роман «Солярис» С.Лема как бы уводит читателя в далекий космос, то Андрей Тарковский в 1972 году в своей экранизации развернул «Солярис» обратно к Земле. Как раз в то время, если помните, когда снималась и вышла в свет 1973 году кинолента «Москва – Кассиопея», в которой прозвучала песня «Этот большой мир» со словами:

- «Если что-то я забуду, вряд ли звезды примут нас…»

Они нас и не принимают пока, раз люди слепы, как и их приборы, для которых Вселенная – лишь безбрежная и безжизненная пустыня с неисчислимым количеством галактик и иных звездных скоплений. Космос не принимает, пока люди остаются на очень низком уровне, как сказал сам С.Лем, на уровне «травы Вселенной».

Как мы с вами знаем из биологии, трава может заинтересовать только тех, кому она потребна в пищевой цепочке.

А до контакта с вселенским разумом нужно еще расти и расти. Как минимум, познавать себя и открывать собственно человеческие возможности, человеческую природу, чтобы не случилась такая нелепица, какую обрисовал С.Лем в романе «Солярис», когда трое вроде бы совершеннолетних мужчин заняты войной с собственными психологическими комплексами под аккомпанемент собственных же абстрактных рассуждений о науке и морали, выводы как-то даже ошеломляют. Потому что так или иначе «оправдывают» и сексуальные извращения, и потребительское отношение к женщине, и убийства, и суицид в «благих целях». В этом смысле, «Солярис» читается почти как пропаганда трансгуманистических идей (ведь и термин «трансгуманизм» вошел в оборот как раз в те годы, когда создавался и «Солярис»). И возникает вопрос, а с какой целью написан роман под оболочкой «научно-фантастического» жанра, чей заказ?

Поймите, что это не натяжка, а уровень социализации, уровень развития, или достижения, когда психология миропонимания и отношения к человеку остается на уровне, как сказал С.Лем, «вселенской травы», на уровне нижних центров человека. Это такая вот социальная «норма», привычная в технократической (т.е. не совсем человеческой) среде уже как бы для всех. Кривая такая «норма», которая установилась или на которой держится человечество и до «Соляриса», и после него, можно сказать, по сей день. Поэтому уже как будто и «нормально» - заниматься селекцией травы, улучшать ее питательные свойства, с точки зрения ботаника или агронома. Точно так же как бы «нормально» (или просто привычно) и с людьми, которых без объяснения причин погрузили в беспросветный «мир страданий и невежества», на уровень растительного выживания, в мир, в котором война за войной выкашивают миллионы людей как траву. И, конечно же, людей в таком бедственном их состоянии привлекают идеи избавления от страданий путем совершенства (а в основе трансгуманистической пропаганды как раз и лежит идея «использования достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека»).

Это кажется «нормальным» - изменять природу человека, даже не попытавшись понять, а что вообще заложено в человека Природой.

Такая вот социальная политика, когда нет цели познавать то, что заложено в человека Природой, но при этом людям внушается трансгуманистическая идея «технического совершенствования» человека, или, как минимум, использование им «благ цивилизации», в виде всевозможной техники, когда нарочно не предупреждают, что если все время пользоваться разнообразными техническими «протезами», атрофируются живые способности и не раскроется природный потенциал, т.е. человек останется недоразвитым (или «недорослем», если помните русскую литературную классику).

Да-да, «интеллект» можно как бы «развивать» дальше, аналогично увеличению мощности компьютеров, а вот уровень ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО развития, СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛНОЦЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ РАЗУМНЫМ остается в этом случае под вопросом.

Вот в какой атмосфере сформированы действующие лица, «ученые» из романа «Солярис», для которых «нормально» - во имя науки – экспериментировать с ЖИЗНЬЮ! «Нормально» подвергать живую материю или океанический разум – «действию очень жесткого рентгеновского излучения». Это мы сейчас, как вы понимаете, по тексту «Соляриса»! «Нормально», когда ученые «недоросли» склоняют к самоубийству женщину, пусть даже, с их точки зрения, «фантомную». Как инфантильные мальчики, не способные найти решение проблемы, они хотят, чтобы за них решила проблему и взяла ответственность на себя «мамка»! Или вместо нее «жена», пока «муж», считаясь даже «психологом», будет играть в «честную любовь»…

Ну и т.д. Такая вот нелепая картина вырисовывается, если отбросить в сторону всю наукообразную шелуху и прочие красивые слова о человеке и любви, за которыми нет жизненной реальности!

И как будто «нормально» ведь уже веками в этой технократической цивилизации потребительское отношение к женщине, когда ее принимают в так называемые серьезные «мальчиковые игры» только на вторых ролях или просто используют как материальный ресурс…

Но трансгуманистическое воздействие на людей даже шире, чем принято думать. Оно заключается не только в мечтах об «искусственных органах» и «киборгах», но даже в каждодневном паразитировании технократической цивилизации на живых ресурсах планеты. Паразитирование на планете тоже изменяет людей. И «океан» или «планетарный разум», если использовать такие образы, конечно же, рано или поздно отвечает той же монетой на раны, нанесенные ей людьми, – это уже о природных катаклизмах, когда на момент преобразований и перехода люди и в себе не разобрались, и как бы «не договорились» с нашим земным «солярисом». Не говоря уже о взаимодействии с ним, которое остается за полем видимости и осознания людей…

Нужно ли еще перечислять другие чудовищные, по сути бесчеловечные, «нормы» для людей в этой технократической цивилизации, которые держат их на уровне «травы» и «муравьев»? В том числе и сотни других «норм», которые не упомянуты в «Солярисе» С.Лема?

В финале романа, когда исчезло все, «что мешало» ученым и установилось затишье – без т.н. «фантомов», этим людям хочется верить в то, что Океан их «услышал».

А если разумный Океан просто отказался от бесполезного для себя контакта с такими «недорослями», которые даже в себе не могут разобраться? Вопрос пока что до сих пор без ответа.

Вот ведь какие мысли возникают, когда задумываешься о смысле и тайне романа «Солярис» Станислава Лема 60 лет спустя после его выхода в свет. Финал романа грустный, но обнадеживающий. Так что и мы будем надеяться на лучшее в процессе уже идущих грандиозных преобразований в Природе, которые кардинально изменят и человеческое общество на Земле, и образ жизни и мысли человека разумного.

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2021г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", сентябрь 2021

 

 

Опубликовано:12 Октябрь, 2021 12:13, Просмотров:667, ]]>Печать]]>
 
В этом разделе:

Notice: Undefined property: userapi::$data in /var/www/u0572878/data/www/zovuobraz.ru/mod/prir/index.php on line 730
Доступно только зарегистрированным пользователям
Извините!
Но комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
© 2024 zovuobraz.ru
© zovuobraz.ru Все вопросы на этот адрес - zovuritm@narod.ru
Рейтинг@Mail.ru 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время Яндекс.Метрика