Природа - женского рода !
zovuobraz.ruzovuobraz.ru
zovuobraz.ru
zovuobraz.ru

Учить детей нельзя

Велесово. Спуск к речке. - Фото: Усова_Юлия - Учить детей нельзя

Здравствуйте, Команда ЗоВУ.

Ваши статьи «Новый подход к образованию» в рубрике «Назад в будущее: восстановление утраченных способностей» 8, 9, 10 номера журнала «ЗОВУ РИТМ» за 2012 год читала с большим интересом. Они всколыхнули бурю эмоций и воспоминаний.

Я их восприняла как ответ лично мне. У вас, как всегда, разносторонний (да просто глобальный) взгляд на проблему, глубокий анализ, интересные выводы. Вы показываете, что: «Восстановление здравого и ладного природного пути развития для людей, общества и цивилизации в целом требует не только понимания и осознания, но и серьезных усилий от каждого» (8.2012). Я конкретно воспринимаю эту проблему с точки «серьезных усилий от каждого» (т.е. лично моих усилий, мне бы на этом уровне управиться).

«С точки зрения обычного человека получается так, что государство не собирается ему давать обещанное полноценное образование (его детям – тоже). Так? Хорошо, в таком случае человек будет искать и находить нужные знания сам (хотя средства на обучение у него или родителей и предков давно уже забрали)» (9.2012). Да, именно так и обстоит дело. Но сейчас уже не до тяжб и разбирательств (времени на это нет), надо спасать наших детей и внуков. А в наших условиях, цитируя классиков, воистину «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». И я пришла к той же мысли, что нашла и в вашей статье «…наступает время, когда ЗНАНИЯ БУДУТ ДАВАТЬСЯ В СЕМЬЕ…» (9.2012).

Но как?

Очень хорошо помню себя в школе. Всегда возмущало требование каждого учителя от каждого ученика знание того предмета, который он преподает, как единственно важного. При этом учитель не обладал знаниями такой же глубины по другим предметам.

Отсюда сделала вывод: хочешь дать что-то ребенку - расти сама. И у вас нахожу ту же мысль: «Нужно планомерно совершенствовать себя, фактически нейтрализовать вредное воздействие среды и искать возможности чистить и окультуривать загрязненную среду. Ориентироваться на детей в поиске выхода (дети еще не испорчены существующей социальной действительностью), поддерживать детей, одновременно оберегая их от разрушающего действия современного общества и адаптируя к самостоятельной деятельной жизни в этой среде» (10.2012).

Ребенок от природы очень любознателен, это обеспечивает его адаптивные возможности. И его вопросы к взрослым касаются только жизненно важных для него моментов. Приходя в этот мир, он практически постоянно находится в состоянии открытия, воспринимает информацию очень эмоционально и именно в тот момент, когда это знание ему наиболее необходимо. Его сознание оперирует огромными потоками информации, но это не обременяет его, и остается в его памяти на всю жизнь в виде ярких образов. Такие воспоминания детства наверняка есть у каждого человека.

А что у нас сейчас? Взрослые высокомерно считают, что знают нужды ребенка гораздо лучше, чем он сам: когда и что ему есть, когда спать, что знать... Ну как же, они уже так давно знают окружающий их мир! Их этому уже научили. Они-то знают, как пользоваться «благами цивилизации»…

А вот насколько трудно «соскочить с иглы», каждый из нас ощущает на себе (это, конечно, о тех, кто пробует «соскочить»).

И вот из этих рассуждений у меня напрашивается вывод: учить детей нельзя! Нельзя навязывать ребенку кажущуюся нам важной информацию.

Надо учитьСЯ самим, тем более что мы воспринимаем окружающий мир не так остро, как дети, и вовсе другими способами, и гораздо медленнее.

Не мешать детям познавать МИР. Позаботиться о безопасности этого мира и его максимальном расширении.

Очень бережно СОучаствовать в познании мира вместе с ребенком.

Самим заново открывать мир. Не навязывать ребенку свои готовые ответы (а вдруг есть другое решение?). Пробуждать интерес ребенка своими вопросами.

Главное запустить его мысль, а не забить голову информацией.

Эти мысли – конечно, дело хорошее. Но, как пелось в добром советском детском фильме («Точка, точка, запятая»): «Как легко на плоской карте стрелку начертить, а потом идти придется через горы и овраги, так что прежде человечек выучись ходить». Поэтому хотелось бы чего-то более конкретного.

Хочу рассказать о том, что происходит конкретно в нашем селении Родовых поместий «Велесово».

Наше селение очень молодое, зимует только один житель. Каждая семья с детьми решает вопрос среднего и высшего образования для своих детей самостоятельно по месту постоянного жительства. Вопрос образования детей волнует и интересует всех и каждого в отдельности. На сегодняшний день у нас 30 семей, есть еще свободные участки (так, что есть возможность роста). Народу, конечно маловато, сложно решать общие вопросы (дорога, и т.д.). Но с другой стороны – меньше разногласий (хотя проблем хватает). Люди, в основном, москвичи, подавляющее большинство с высшим образованием, профессии самые разнообразные. Надеюсь, это в будущем поможет нам решать вопросы обязательного среднего образования своими силами. А реальное многообразие интересов наших жителей поможет предложить и воплотить новые идеи.

Итак, сегодняшний день.

Ближайший населенный пункт с общеобразовательной школой в 6 км. Поэтому у меня давно родилась мысль обязательное среднее образование детям (как минимум своим внукам) давать в форме экстерната (или домашнего образования), которое в последнее время становится все более распространенным (даже в Москве, где количество школ достаточное). Дети осваивают материал в домашних условиях и регулярно проходят контрольные тесты по месту заключения договора (в конкретной школе). На мой взгляд – это самая для нас подходящая (официальная) форма на сегодняшний день. Таким образом можно решить формальную сторону вопроса. А в это время… простор для поиска и настоящего творчества для желающих и ищущих.

«Новый подход к образованию нужно вырабатывать и создавать на основе первозданных истинных ценностей, незамутнённого мировосприятия, но с учетом реалий сегодняшнего дня, мудро и трезво сочетая потребности и возможности…» (8.2012).

Абсолютно с вами согласна. И это огромный и кропотливый труд. Но дорогу осилит идущий. Так что, как минимум, надо начинать движение (а мысль пусть продолжает работать).

Хочу рассказать о тех шагах, которые мы начали делать.

Несколько человек в нашем селении увлеклись книгами А.Саврасова «Знания дольменов» (у каждого свой источник информации и свой путь). Почитать, конечно, можно, но у меня сегодня несколько другие интересы. А девочки начали продвигать идею, описанную у А.Саврасова, об устройстве «Школы Счастье». Идея, сама по себе, показалась мне интересной и реализуемой в рамках поселения Родовых поместий. Тем более, что быть счастливым – это целое искусство, и всем нам следует этому поучиться. Что мне не понравилось, так это – жесткая форма реализации (хотя, вполне возможно, это только мое личное восприятие). Мне вообще не нравится, когда навязывается строго определенный проект под предлогом, что мы просто не доросли до высокого понимания вопроса, и нам предлагается принять, а понимание придет позже (не исключаю при этом их правоту). А мне хочется лучше сделать кучу ошибок, но разобраться самой, и самостоятельно принять решение. Прочувствовать собственную и правоту и неправоту на себе лично. Я не боюсь (с некоторых пор) ни делать, ни признавать свои ошибки. Мне это даже доставляет радость, радость познания и понимания.

На сегодняшний день девочки успели сделать следующее: предложили на обсуждение конкретный проект, выделили конкретное место для реализации, согласовали со всеми (внутри селения), т.е. приняли к исполнению. Теперь нужны были конкретные действия. Создали инициативную группу. Я тоже вошла в нее, очень захотелось влиять на реализацию, тем более, что я чувствовала не только желание, но и внутренние силы.

О духе проекта пока говорить не буду – это отдельная тема. А внешне это выглядит так. Круглая поляна диаметром (в нашем проекте) примерно 300 м (площадь около 7 га). На поляне по периметру расположены сады (яблоневый, вишневый, грушевый, сливовый) и рощи (дубовая и березовая), каждый радиусом 30 м, с поляной в центре радиусом 10 м. Поляны – это классы школы. В центре школы кедрами пишутся слова СЧАСТЬЕ и ЛЮБОВЬ (высота букв 12 м), посылая свою энергию в КОСМОС. В садах высаживаются не привитые саженцы (постепенно возвращаясь к сортам первоистоков).

Внутренне не почувствовала никаких противоречий. Круглая форма, да еще и защищенная, заложена в самом слове Шъ-КОЛА (по периметру можно посадить шиповник, боярышник – и защита, и цветы, и плоды, да еще и лекарственные). Сады – тоже кроме радости и плодов ничего принести не могут, и для ягодных кустарников место найдется. Не знаю, как яблони и груши, а сливы и вишни будут широко разрастаться уже без помощи человека. Им нужно большое пространство. Это знает каждый дачник. И площадь легко представить: почти 30 соток под каждый сад. И урожай для всех! Кедровая роща в центре – тоже здорово (что плохого, что в форме букв?).

Этот проект надо было привязать к конкретному участку земли, сделать разметку, и, конечно, посадки. Размах приличный. Правда, можно несколько растянуть во времени – закладывая вечность, стоит ли суетиться. Да и сама природа на нашей земле нам в помощь – рощи уже вырастила (только поляны-классы остается расчистить).

Нужно было реально оценить и физические и финансовые возможности. Благотворителей и спонсоров у нашего селения нет. Поэтому все продумывала, рассчитывая только на себя и добровольную помощь соседей (надо отдать должное, что моральная поддержка была от всех).

В конце апреля этого года сообщила всем односельчанам в какой день, час и в каком месте будет сбор желающих начать реализацию проекта «Школа Счастье»… Были мы с сыном и две мои соседки. Такими силами мы и начали БОЛЬШОЕ дело. Разметку центра Школы и школьных садов удалось провести очень организованно (спасибо техническому образованию). Собрать за зиму семена из съеденных яблок (с моей дачи), а накануне начала работ накопать поросль вишен и слив (тоже с дачи) особого труда не составило. В этом году посадки сделали вокруг полян-классов. А саженцы кедров, да еще в таком количестве? Купила 2 кг кедровых шишек. Сажали сразу на места под защитой мелкой поросли берез (опыт посадок кедровых орехов уже есть). Пусть прорастают, где не вырастут – подсадим саженцы из своих поместий (растут в каждом поместье). Слово ЛЮБОВЬ предложила посадить цветущими кустарниками (сирень, жасмин, калина…) поближе к будущему общему дому (дом для общих сборов, праздников, занятий в непогоду). Получится замечательный уютный школьный дворик. Рядом будет Город Мастеров (с мастерскими для занятия ремеслами). Обязательно будут спортивные площадки… но это уже мечты. На многое потребуются средства, поэтому пока отложим на будущее. Но мысль уже работает, рисует. Разработаем проекты, т.е. конкретные планы достижения цели по шагам.

Но что сегодня? Семена яблонь уже проросли, саженцы прижились (правда, не все). Ежегодно будем пополнять посадки, радиус садов 30 м – работы много. А осенью была большая радость – на субботник собралась добрая половина нашего селения. Надо было расчищать заросли для новых посадок. Участвовали все. Как же было здорово. Несколько человек принесли саженцы яблонь (вырастили из семян на своих участках).

А по поводу не привитых саженцев искала информацию в интернете: примерно 50% сеянцев дают съедобный урожай. Так что будем проводить обратную селекцию. Ведь в природе семя падает и растет, плодоносит. И человеку меньше хлопот. Ведь и лесная малина, смородина, земляника обладают гораздо большей силой, чем садовые собратья.

Пусть подрастают наши сады, цветут, плодоносят. Наполняют воздух ароматами, пыльцой. Ускоряют нашу мысль, исцеляют наш дух и тело.

После субботника ко мне подошли молодые ребята и спросили, когда и как начнутся занятия в школе. Я им сказала, что занятия идут, причем каждый день, но пока у каждого отдельно. А учить их никто не будет, каждый будет учитьСЯ сам. А вот делиться опытом, интересными находками, собственными открытиями, расширять кругозор и круг своих интересов, приобретать новые навыки можно прямо сейчас и прямо здесь. А для начала очень важно научитьСЯ смотреть и видеть, слушать и слышать, не прерывать мысль другого человека и уметь продолжить ее, тогда вместе можно совершить новые открытия. И когда МЫ этому научимся, нашим детям учиться этому уже не придется, учить будет ОБРАЗ жизни. Вот для этого нам и нужно ОБРАЗОВАНИЕ.

Наши знания позволят нам ЛАДно устроить свою жизнь, и жизнь эта будет РАДостной. И непременно СЧАСТЛИВОЙ.

И в нашей жизни вечно будет ЛАД,

И зацветут сады и разрастутся,

И голоса в единый хор сольются,

И в нашей жизни вечно будет ЛАД!

При всей нашей мечтательности и устремленности в будущее, мы все-таки стараемся не отрываться от реалий сегодняшнего дня.

Созидать новое (хорошо забытое старое) придется из того, что есть. Два мира будут еще долгое время существовать одновременно. И в каком мире жить – это личный выбор каждого. НОВОЕ БУДЕТ ПОСТЕПЕННО ПРИРАСТАТЬ ЗА СЧЕТ ВСЕ НОВЫХ И НОВЫХ ОАЗИСОВ, ПОКА НЕ РАСЦВЕТЕТ ВСЯ ЗЕМЛЯ.

Ольга МУРЗАКОВА, Декабрь 2012г.

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2013г.

 

Опубликовано:5 Февраль, 2013 09:06, Просмотров:1960, ]]>Печать]]>
 
В этом разделе:

Notice: Undefined property: userapi::$data in /var/www/u0572878/data/www/zovuobraz.ru/mod/prir/index.php on line 730
Доступно только зарегистрированным пользователям
Извините!
Но комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
© 2024 zovuobraz.ru
© zovuobraz.ru Все вопросы на этот адрес - zovuritm@narod.ru
Рейтинг@Mail.ru 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время Яндекс.Метрика