Природа - женского рода !
zovuobraz.ruzovuobraz.ru
zovuobraz.ru
zovuobraz.ru

Когда одной сказке конец, другая только начинается

сказка странствий - Когда одной сказке конец, другая только начинается

 

В мартовском номере («ЗОВУ РИТМ» 2021г.) мы рассказывали о всеобщем и долгом празднике «ФЕВРОМАРТ». И хотя то, о чем пойдет речь, вроде бы не имеет непосредственного отношения к «февромарту», но к праздникам отношение имеет. А еще напрашивается похожее по форме слово «МАРТОМАЙ», потому что главных героев культового сказочно-приключенческого фильма режиссера Александра Митты «Сказка странствий» (1983) зовут Марта и Май. Так когда же рассказывать о братике Мае и его сестренке Марте, если не в апреле? Вот и повод для апрельского номера. Тем более мы в марте не успели отметить день рождения режиссера: он родился 28 марта 1933 года.

Фильм начинается со слов о ПРАЗДНОВАНИИ ПРИХОДА ЗИМЫ: «Когда-то, в давние века, а может быть и раньше, в маленьком княжестве между гор и озер, праздновали приход зимы…»

Недаром другой главный герой этой сказки Орландо говорит: «Странные праздники, что-то меня знобит от этого веселья…»

Отсюда и вопросы, много вопросов. Не кажется ли, что-то много странноватого и противоестественного в нашем с вами образе жизни в рамках современной технократической цивилизации, если задуматься? Кто и зачем навязал людям «нечеловеческие» вещи, к которым они привыкли как к человеческим? Не об этом ли сказка? А впрочем, смотрите фильм, он сегодня открывает многое, что было не совсем понятно в год его выхода, почти 40 лет назад! От редакции

 

КОГДА ОДНОЙ СКАЗКЕ КОНЕЦ, ДРУГАЯ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!..

 

- Куда ты идешь?

- Не знаю.

- Тогда нам по пути. Я тоже не знаю, куда…

Из фильма «Сказка странствий» (1983)

 

Нет смысла пересказывать сюжет фильма «Сказка странствий», потому что перед нами притча-аллегория! Ее нужно пережить, осмыслить, ею нужно проникнуться! А потом, когда рассеиваются рациональные суждения обывательского рассудка и пробуждается душа, можно и говорить!

Как это делают те, кто по сей день сначала смотрит этот фильм, а потом и делится впечатлениями о нем. Не будем занимать место выходными данными, аннотацией (их легко найти), а будем лучше цитировать яркие отзывы, подобные душевным открытиям.

Например, вот такие три отзыва (https://www.kinopoisk.ru/film/43817 ):

- 1. «…Сказка странствий - не просто сказка, не просто фильм. Сказка странствий – это философия, это вселенная. Сказка странствий - это то, что многие из нас потеряли, вступив в новый век, в новое время, а может, и не знали и не имели никогда…»

- 2. «…Одна из моих любимых картин, с детства. В ней гениально все: от простого, казалось бы, сюжета - глубочайшего, метафоричного, затрагивающего архетипы и основы человеческого и бытия, и сознания - до безупречной режиссуры, актерской игры, музыки… Фильм ставит все на свои места: где человеческое, где божественное, где - от лукавого, для чего жить, как жить - сразу все совершенно ясно. Май, Марта, Орландо и уж точно Горгон - ну разве не архетипы? Мифологические герои, вшитые в подкорку каждого из нас. На самом деле, каждый человек всегда знает, где истина, где ложь, только уговаривает сам себя, туманит свой разум, следуя страстям и внутренним борениям… А самое удивительное - это ощущение надежды и света. Надежды, что не совсем испорчен и пал человек, что у него есть шанс стать тем, кем он быть должен - мудрым и свободным творцом, понимающим этот мир…»

- 3. «…Эта картина - самый настоящий шедевр. И сама история, и заложенные в ней скрытые мысли, параллели. Рыцари, паразитирующие на драконе - разве не то же самое мы творим со своей Землей, совершенно не задумываясь, чем могут завершиться такие игры? Или другая мысль из этого же фильма, что Земля наша - это единый живой организм… А «справедливый суд» - это ни дать, ни взять то, что происходит у нас в действительности, вся наша система, отношение к человеку. Хоть в средневековье, хоть сейчас - по сути, без разницы… Когда Орландо замуровывают в башню, он произносит: «Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими». А когда Марта на эмоциях выкрикивает «Я убью их!», то он пытается вразумить ее фразой: «Кто убивает человека, тот убивает дважды - он убивает человека и в себе…»

А можно и подробней, как в таком вот отзыве (там же):

- 4. «…Все мы странствуем по жизни… Фильм раздражает своей простотой! Все идеи, пронизывающие фильм просто невероятно просты, просто до боли просты… Как можно было уместить в сказке, совершенно взрослые представления о жизни? Нет, это определённо сказка для взрослых! Немного о сюжете… Двое сирот брат с сестрой следовали по жизни вместе, делили горести и радости. Ничего бы не произошло, если бы не удивительные способности мальчика – он мог чувствовать золото, ему становилось плохо, больно, от приближения хотя бы маленькой монетки. Прожив всё детство в нищете они были счастливы, просто находиться друг с другом. И в один праздничный день мальчика похищают… Вся жизнь Марты (сестры) превращается в поиск. Проходит год, два, три... Она находит своего брата, находит его ценой жизни замечательного человека – гения, изобретателя, друга. Она находит брата, пройдя через сотни опасностей, через тюрьмы, болезни, смерти… Да, она нашла своего брата, но тот ли он человек, каким был раньше? Фильм построен на великолепной игре актёров, на потрясающей музыке и на идее, которая пронизывает весь фильм, которую каждый для себя поймёт по-своему. Миронов, человек, который живёт своей ролью, привнёс в фильм такую трагическую улыбку, которая остаётся надолго после просмотра фильма…»

Или вот в таком подробном отзыве (по той же ссылке):

- 5. «…Сказать, что не жалею ни об одной потраченной на просмотр минуте - ничего не сказать. Я считал многие фильмы лучшими в кино и не отказываюсь от этого, но в сравнении со «Сказкой странствия» они все отходят на второй план… Если задуматься, то понимаешь, что в фильме буквально нет ничего лишнего. Каждая фраза имеет смысл. Каждый диалог или действие на экране рассказывает о персонажах больше, чем страница биографии. Декорации и натурные съёмки делают сказочный мир реальным. Можно сказать, что Александр Митта, вместе со съёмочной группой, дотянулся до небес… Это единственный фильм, который заставил меня переживать за героев и сочувствовать им. Единственный, под конец которого мне захотелось плакать… Сказка, которая не знает, что такое взрослые и дети (она для всех). Сказка, которая бьёт прямо в сердце… И ведь действительно хочется верить, что феникс никогда не умрёт полностью и всегда будет возвращаться…»

Наверное, достаточно отзывов и рецензий.

***

А в фильме «Сказка странствий» хочется обратить внимание, дополнительно к сказанному зрителями, еще и на такие мысли по ходу просмотра. Они как яркие образы-отсылки к происходящему в окружающем мире с людьми. Даже вроде бы невзначай брошенные эмоциональные фразы, как у Орландо:

- Да кто ты такая, чтоб тебя упрашивать, а! Да сколько вас таких замерзает на дорогах!..

Правда же, сколько людей – столько и дорог жизненных, и многие обрываются или трагически, или даже по глупости, невежеству. А многие действительно прозябают по жизни и теряют время в ожидании чего-то лучшего, которое для них никогда не наступит. Потому что того, что самим человеком активно не делается, просто не существует.

Запоминаются, как афоризм о жизни, и такие слова Орландо:

- Жизнь - это большая река. Мудрец никогда не будет бороться с волнами, потому что он знает: течение само вынесет, куда надо…

Но и у него бывает и отчаяние, и усталость от неурядиц, когда хочется поддаться соблазну, когда он говорит:

- Хочешь идти - иди. А мне надоело, понимаешь. Надоело голодать, надоела унизительная беготня за куском хлеба. Я ученый. У меня тысяча важных мыслей, которые нужно додумать. Тысяча важных дел… А здесь, в тиши и сытости, всё это доведу до конца…

«Здесь» - это сказано о «паразитическом рае», который построили для себя некие «рыцари», которые якобы отправились когда-то сразиться с «драконом». А дракон-то очень символичный по описанию:

- Какой дракон? Страшный. Кровожадный. Огнем дышит. Вот только увяз тут у нас. Приполз к теплому озеру, да и увяз в болоте. За озером богатые страны, а иначе как по спине дракона туда не пройти. И сколько рыцарей не ходило с драконом воевать, ни один не вернулся...

- Испугаешься тут. Идем-то по дракону! По живому дракону, по его спине…

- Дракон-то теплый, огнем дышит, так что мы не сеем, не пашем, всё само из земли прет…

Все правильно: дракон в этой сказке – это как живая Земля, на которой люди строят свой «мир изобилия», паразитируя на ресурсах дракона. И все-то им мало. Они еще хотят пробурить живого дракона, делая ему больно, чтобы добыть огонь. Помните это место?

- Глупцы, ну что вы творите, это же варварство! Ему же больно.

- Ничего, пусть терпит. Мы до огня добираемся. Дракон-то огнедышащий. Значит, внутри огонь. Вот добудем огонь, будет светло, будет на чем сварить, поджарить. Для дела ведь, не для забавы. Наши Прометеи! Мы дракона не боимся! Мы дракона победим! Не боимся мы дракона, Не боимся мы дракона! Наши Гераклы-победоносцы!..

Это они вот так о «покорении природы». Сколько там у безмерно жадных и присосавшихся к ресурсам на этой планете разных котлованов, шахт и скважин? Такая вот людская ограниченность и дремучая глупость, которая в современной технократической цивилизации сегодня достигла, наверное, уже дна и проявляется чуть ли не во всем! Сегодня это даже не скрывается, происходит уже открыто. Эта цивилизация разрушается на наших глазах! Многие люди даже не понимают, что пилят сук, на котором сидят!

Емкими образами передается картина ограниченного, можно сказать, совсем «плоского мира» (или «плоских мозгов»), который ограничен от всей остальной вселенной. Граница этого мира охраняется. За его пределы никого не выпускают:

- Ты куда? Дальше хода нет… Отсюда никто не уходит…

- Дом себе поставишь. От дракона чешуйку отломишь - стенка, другую отломишь - кровля…

В паразитарной логике даже мысли не возникает о том, чтобы что-то возвращать. Только брать, только брать от Природы! И самообман, как бы идеология внутреннего пользования, мысль охраняющих границу:

- Ведь если ты расскажешь всем про нас, все сюда захотят, правда?.. А на всех всего не хватит… Так что даже и не думай…

Только вот чему завидовать-то? На самом деле отгородились от живой многомерной реальности, чтобы творить произвол, чтобы «жить как хочется». Чтобы вместо космических законов выдумывать свои.

- За тобой торчат те, которые хотели убежать, дальше кладбища не убежали!..

И действительно - на границе кресты, кладбище. Веселящиеся и жрущие обыватели даже не думают, что там дальше, за пределами их «потребительского» или «паразитического» мирка, обеспеченного ресурсами дракона, т.е. живой планеты. И показана даже послепиршественная апокалиптическая картина - что бывает, когда пробуждается потревоженный дракон.

Много в этом фильме еще образов, которые сильно сближают сказочное с современной социальной действительностью. Взять, например, так называемый «справедливый суд». Помните, если уже успели посмотреть фильм?

- Подсудимый, встань! Ты перед судом строгим, но справедливым. Вот твой защитник, вот твой обвинитель, а я судья.

Прямо так и есть, весь представленный суд – одного круга «дружеская» компания, вместе пирующая, и вместе творящие т.н. «правосудие». Очень реалистичная гиперболизированная картина, знаете ли! Все как бы «честно»! Вплоть до откровенных заявлений:

- Надеюсь, ты не станешь напрасно занимать наше время и сразу признаешь свою вину.

И о себе судьи говорят:

- Мы те, кому дана власть над такими, как ты. Поэтому очень дорого стоит мой расквашенный нос. Уж конечно дороже, чем твоя жизнь…

И заканчивается картина «правосудия» каменщиками, которые замуровывают осужденного в башню, говоря:

- Не сердись на нас, братец, мы люди подневольные. Да и сам знаешь... Сегодня в этой проклятой башне ты, а завтра, может, мы окажемся…

Другого положения эти каменщики для себя даже не пытаются увидеть, они не хотят ничего менять, поэтому не понимают и горькую шутку Орландо:

- Зачем же ждать до завтра? Полезайте сейчас, а я с удовольствием доделаю вашу работу...

В общем, с «правосудием» - это только один пример. А таких примеров много. Фильм многоплановый, все такие глубокомысленные образы и символы в короткой зарисовке не передать. Это предмет большого смыслового анализа. Это как песню прозой пересказывать. Лучше увидеть своими глазами. Поэтому напоследок хочется привести вдохновенную, как бы «программную» речь ученого Орландо перед судьями:

- …Я исследовал органы человека, и когда я заглянул внутрь его, мне открылось, что каждый человек - это целый мир. Внутри него текут реки, ручьи, полные животворной влаги. А то, что мы называем сердцем, легкими - это материки, острова, омываемые океаном. И обитают в этом мире - как я полагаю! - тысячи крошечных существ, живущих в согласии друг с другом. И когда я это понял, я сделал еще одно открытие. Я, вы, вот эти стражники, вот эта девочка - все мы крохотные существа, живущие в одном едином живом организме, имя которому Земля! Реки - это жилы, по которым течет ее голубая кровь. Европа, Азия, Африка - материки - это ее сердце, ее легкие. Облака - это пар от ее дыхания! И вот к какому выводу я пришел. Раз уж государства являются частями одного единого живого организма, Они должны жить в мире. Ну где это видано, чтобы правое легкое воевало с левым. Чтобы печень старалась захватить часть селезенки! Люди узнают о моем открытии. И на земле прекратятся войны, и наступит золотой век благоденствия…

Казалось бы, здраво и нормально заинтересоваться идеями добра и счастья для всех. Однако здесь контраст. Все наоборот. Судьи даже не слушают. В этот момент вспоминается грибоедовское (из монолога Чацкого в «Горе от ума») восклицание: «а судьи кто»! Потому что во время вдохновенной речи Орландо судьи, не оборачиваясь и не слушая его совсем, заказывают себе обед, в подробностях описывая повару, какие блюда для них должен готовить!

Но суть уже не в этом. Такая картина вполне ожидаема. Если у существ минерально-растительного уровня «работают» только жвачные рефлексы и мышцы, то для восприятия того, о чем говорит ученый Орландо в своей речи, у них в голове даже файлы не предусмотрены: нечем внимать и понимать! Этого не существует, и на слова ученого судьи реагируют однозначно:

- Кончил свою болтовню?

Все сюжетно-композиционные линии проследить в маленькой статье нет возможности. Дальше перед глазами разворачиваются картины разрушения старого мира, преображения душ, поэтому уместны слова, сказанные почти в начале фильма:

- Смотри! Мы из зимы въехали в лето! Мир полон чудес!

Вы же помните, как сказка начиналась с празднования зимы? Но при этом, какие бы сказочные картины не были перед глазами, фильм - чем ближе к финалу, тем сильней - возвращает нас к происходящим сегодня событиям в реальном мире. Как бы пробуждает сердце и мысли, которые гипнотически усыплены тысячами мелочами быта и текущими проблемами, цепляющими внимание и не дающими человеку осмыслить жизнь. Смотришь фильм, и одновременно соотносишь увиденное с тем, что в современной цивилизации происходит сегодня. В том числе и с людьми.

И у каждого через такую вот «сказку странствий» душ есть шанс катарсиса (греч. «очищения, высвобождения…»). Шанс для осознания, что происходящее сегодня в мире – это не какой-то суровый и трагичный конец, а именно переход к совсем другой сказке, где каждый человек может сказать словами из этого фильма:

- Никогда не чувствовал себя таким сильным. И таким свободным. Посмотри, как прекрасна земля!..

Конечно, в «Сказке странствий» это состояние длится только мгновение, зато в новой эпохе это будет насовсем как образ жизни! Если, конечно, будут помнить слова Орландо, сказанные Марте:

- Такая любовь, как твоя - великая сила. Может быть даже больше, чем талант!

Ведь без любви в новую жизнь не пройти и не стать сильным и свободным, прекрасным и счастливым. Об этом все сказки, а не только фильм «Сказка странствий», которая, что знаменательно, почти 40 лет спустя как будто уже как раз действительно о том, что с людьми происходит сегодня.

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2021г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2021

 

 

Опубликовано:5 Май, 2021 13:16, Просмотров:600, ]]>Печать]]>
 
В этом разделе:

Notice: Undefined property: userapi::$data in /var/www/u0572878/data/www/zovuobraz.ru/mod/prir/index.php on line 730
Доступно только зарегистрированным пользователям
Извините!
Но комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
© 2024 zovuobraz.ru
© zovuobraz.ru Все вопросы на этот адрес - zovuritm@narod.ru
Рейтинг@Mail.ru 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время Яндекс.Метрика