Природа - женского рода !
zovuobraz.ruzovuobraz.ru
zovuobraz.ru
zovuobraz.ru

Урок 39. Особенности осмысления (расшифровки вложенных смыслов)

http://yesofcorsa.com - Урок 39. Особенности осмысления (расшифровки вложенных смыслов)

САМОУЧИТЕЛЬ - В ПОДАРОК:

 

… При расшифровке (толковании) смыслов,

- во-первых, можно опираться на уже привычные еще со школы словообразовательные формы (приставки, корни, суффиксы, окончания),

- во-вторых, на имеющееся в слове (или, там где нужно, даже восстановленное до открытых слогов) слогоделение.

Нередко же бывает и так, что современные раздельные или слитные написания (например: «поД столом» или «поДдержка») не влияют на изначальный смысл.

А В ЖИВОЙ РЕЧИ ПРИОРИТЕТ ВСЕГДА ЗА СМЫСЛОМ!

 

Еще один момент толкования изначальных вложенных смыслов сейчас практически утрачен. Поэтому необходимо напомнить и лучше показать на примерах.

Есть такое древнее правило: В НАЧАЛЕ СЛОВА – ОСНОВНОЙ КЛЮЧ, ДАЛЕЕ, В ПОСЛЕДУЮЩИХ СЛОГАХ, – УТОЧНЕНИЕ.

Что это значит?

Это означает следующее. Звуки речи, находящиеся в КОНЦЕ слова, составляют как бы общий или фоновый смысл. А звуки речи в НАЧАЛЕ слова потому являются «ключом» к осмыслению, что выделяют из всего комплекса смыслов, передаваемых всеми звуками в слове, тот конкретный смысл, который сейчас актуален.

 

Вот смотрите на уже знакомый пример. В слове «Волга» даны такие слоги: «Во Ла Га». По буквальному смыслу видим следующее: «меняющееся основание (Во) среды (Ла) движения (Га)».

Ключевым является то, что в начале слова: «Во».

Далее идет уточнение: «Во» (изменяющаяся основа) - чего?

– «Ла» (среды, поверхности, энергетического начала).

И далее: «Ла» - чего?

– «Га» (движения).

 

Далее идут уже контекстные (по содержанию передаваемой в конкретном тексте мысли) уточнения, типа образных формулировок того же: «Во Лага» или «Воля Га». Потому что абстрактных расшифровок в многогранных, «объемных» смыслах не бывает.

А в зависимости от того, в каком тексте о чем речь идет, мы уже можем давать и образные описания (не только буквально физические):

«Во Лага» - это и «в подвижную среду», и «в энергию движения», и «изменчивая основа ладного движения» и т.д.

(видите, какое разнообразие проявления смысла в тексте!?)

«Воля Га» - это и «воля движения», и «вольное движение», и «вольный путь», и «изменчивая воля» и т.д.

Ведь «Влага» – это не только «мокро», но еще место и процесс «вкладывания, вложения»!

 

Для сравнения, чуть изменим слово (в данном случае вместо звука «Г» во втором слоге подставим звук «Н»):

«Волна» - по слогам: «Во Ла На».

А теперь смотрите, какие смыслы заключает в себе это древнее слово:

«Во Лана» - это и «в страну, сторону, простор», «в пограничную среду», и «в энергию разделения», и «изменчивая основа поверхностной границы»...

«Воля На» - это и «воля слияния, соединения», и «произвольное разделение», и «вольная граница», и «проявленная воля» и т.д.

 

А если здесь, в качестве словообразовательного эксперимента, добавить приставку и окончание прилагательного, то получаем: «привольный», т.е. «ПъРи ВоЛъ Нъ -ый».

Основное правило толкования смыслов говорит, что КЛЮЧ СМЫСЛА СМЕЩАЕТСЯ К НАЧАЛУ СЛОВА, т.е. в данном случае уже на приставку: и мы понимаем, что речь идет уже не о «воле» и не о «волне», а о том, что «ПРИ» воле!

А «при» - это древняя полная форма «По Ри», где Р – «энергия, вибрация», И – «продолжение, новое начало». Получается «ПРИ» – как «согласно энергичному продолжению дальше того, что было».

К тому же корневой слог «Нъ» утрачивает редуцированный гласный и предстает как суффикс прилагательного, по смыслу: звук «Н» – как «ограничение свойства, данного в корне», т.е. «воли».

Сама структура слова показывает, что обозначенное через «при» новообразование отделено с помощью «н» от того, что в корне, т.е. от «воли». Получается, «то, что при воле», «за пределами воли».

 

Или возьмите слово: «Вода» - по слогам: «Во Да». Смотрите, какие смыслы вложены в это древнее слово:

«Во Да» - это и «проникновение в динамическое начало», и «изменчивая основа динамического начала», и «меняющееся соединение движущейся основы», и «преобразованная основа духовного начала», и «Во Да» (по типу: «во имя») и т.д.

Трактовать абстрактно – занятие неблагодарное. А если сказано точно и полно, то уже и толковать можно точнее.

Например, если сказано «живая вода», то имеется в виду «вода» как «преобразующая основа душевных первоистоков»…

 

А теперь поговорим вот о чем. Это очень важно.

В осмысленном словообразовании в пространстве восприятия не все так упрощенно «линейно», как на первый взгляд кажется (мол, инверсия, симметрия и все такое). НЕ зря мы постоянно твердим, что речь идет о ПРОСТРАНСТВЕ восприятия, а не плоскости какой-то, которую можно нарисовать на листе. А пространство, оно везде, в любой стороне, вокруг нас!

 

Вот, вы знаете выражения «поставить на КОН» и «жить по КОНу» (и, кстати говоря, «верхом на КОНе, КОНь» из этой же песни!). В предыдущих работах по Живой Речи мы уже объясняли, что «КОНЪ» (в полнозвучии: «Ко+На») – это одно из названий разумного существа. В пространстве восприятия обозначает все связи и закономерности, составляющие суть человека («к О»), на границе с изначальной энергией жизни («нА»). Если соблюдать все это естественно данное, то это и означает «жить по КОНу», выражать собой суть КОНа. Поэтому образно в пространстве восприятия КОН представлялся во всем объеме человека. А все, что лежит за пределами КОНа (внутри и снаружи), издревле называется другим не менее известным вам словом – ЗАКОН («За + Конъ»), который включает все: и то, что составляет суть Кона, и то, что за пределами Кона. Одним словом, ЗАКОН – это как бы одно из наименований того, что мы привыкли обозначать через такое «всеобщее» понятие, как Природа.

Понятие «Закон» - это, в словообразовательном смысле, слово, образованное приставочным способом («За») от изначального корня («Конъ»). Но этот же корень в инверсии дает слово «Нокъ» (сейчас мы это обычно произносим как «Ночь», хотя корень употребляется и в других формах, типа «щеНОКъ» и т.д.). В Древности «Нокъ» понимали как некие «запредельные связи и соединения на пути к истокам», неведомые и обязательные, как задачи, которые следовало решать и познавать. В этом смысле, «Нокь» признавали порой как другое обозначение «Закона» (в современном понимании, «Нокъ» и «Законъ» - это как бы синонимы). Но смысловые нюансы у этих слов все же разные и в древнем языке нет никаких «синонимов».

Можно добавить сюда еще одно слово с корнем «КОНъ». Оно тоже известно издревле и звучало как: «До Ра Конъ», в смысле «до светлости, или божественности Кона» (по-современному: «дракон»). Это древнее сочетание слов (или корней) осмысляется и в инверсии: «Нокъ Родъ» (по-современному может озвучиваться как: «Ночь Рода»). В общем, древние сочетания слов могут выступать и как сложное слово, и как целая самостоятельная фраза. И в том, и в другом случае может применяться осмысленная инверсия звуков речи и словообразовательных корней в пространстве восприятия.

 

Или вот другой пример такого же пространственного осмысления словообразования от корня «РА» в самом центре пространства восприятия, в СЕРДЦЕ человека. Соответственно «РА» у нас в четвертом центре. В шестом центре «РА» будет звучать как «РЕ». Может быть, поэтому издревле сложилось так, что образно голову называли словом «РЕПА» (отсюда выражение «чесать репу, задуматься, ломать голову»). Легко убедиться в том, что в инверсии мы получаем во втором центре его «отражение»: «ПЕРА» (то, что мы сегодня знаем как слова: «ПЕРеть, ПЕРо, писать ПЕРом»). Но все это в целом, по аналогии со словом «КОНЪ» в предыдущем примере, имело еще наименование «ПОРА» (т.е. жить «по Ра», согласно божественным установлениям). В этом случае, по той же аналогии с предыдущим примером со словом «Законъ», на месте понятия «Нокь» - в пространстве за пределами человека – мы будем иметь однокоренные слова: «оПОРА», «заПОРъ» и т.д. В Древности «запор» понимали не в значении некой там «закрытости, недоступности» (тогда никто ни от кого ничего не скрывал и не запирал), а понимали в смысле открывания, открытия еще не опознанного человеком, т.е. как процесс учения или посвящения.

 

Ну, и напоследок еще один аналогичный пример. Опять же слово хорошо знакомое: ЛИК («лицо»). Судя по гласному звуку «И», мы это слово можем легко отнести к седьмому центру. Тем более инверсия этого слова находится в самом низу (в первом центре) и служит подтверждением нашему предположению: КИЛЬ (кто знаком с корабельным делом, тот понимает, что такое «киль»). Да и старинное однокоренное слово «КИЛо» (то, что с определенной силой тянет вниз) знают сегодня все! Но суть нашего примера не в этом, а вот в чем.

Вопрос: а где в таком случае находятся однокоренные слова «обЛИК» и «веЛИК»? Линейно тут вроде бы напрашивается перенос приставочным способом из седьмого центра в первый, но только линейно. А фактически смысл подсказывает другой образ.

По словообразовательным правилам, первый слог (приставка «ОБО») конкретизирует данное во втором слоге (корень «ЛИКъ»), когда второй слог несет уже не основной, а вторичный, как бы фоновый смысл (то, что на заднем плане, как основа, как ткань, на котором вышивают новый узор). Приставка «Объ» по смыслу охватывает все, что вокруг «Лика». Поэтому относится издревле не только к лицу, а ко всему человеку.

Аналогично и приставка «ВЕ» несет смысл «изменения, преобразования» не части, не только «лица», а всего человека, поэтому и относится образно ко всему человеку: От древней формы «ВеЛикъ» мы сегодня имеем слова «великий, великан» и др.

 

Примерно так же можно представлять образно пару слов, которые составляют инверсионные формы друг друга: НИША – внутри, и ШИНА – вовне, вокруг «ниши» (пока обойдемся без расшифровок смысла, чтобы не удлинять наш текст, или, если хотите, расшифруйте смысл сами, в качестве самостоятельного упражнения).

 

Мы эти примеры привели для того, чтобы показать, что в Живой Речи главенствует СМЫСЛ, а не просто линейные и формальные позиции звуков и слов.

Поэтому нужно знать правила словообразования, но при этом следует ориентироваться прежде всего на СМЫСЛ слов и принципов словообразования в Живой Речи…

(продолжение следует)

 

(скачайте всю книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=251)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2013г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2017

 

Опубликовано:17 Май, 2017 16:52, Просмотров:378, ]]>Печать]]>
 
В этом разделе:

Notice: Undefined property: userapi::$data in /var/www/u0572878/data/www/zovuobraz.ru/mod/kult/index.php on line 730
Доступно только зарегистрированным пользователям
Извините!
Но комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
© 2020 zovuobraz.ru
© zovuobraz.ru Все вопросы на этот адрес - zovuritm@narod.ru
Рейтинг@Mail.ru 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время Яндекс.Метрика