(по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)
Сначала вкратце вспомним, что об этом было сказано в работе «Прежде чем сказать А» (подробней смотрите там). Там мы рассмотрели ситуацию, как и насколько «системно» вписаны в тонкую энергетику человека по смыслу и звукам речи слова, обозначающие части тела или органы. Можно сказать, в каком-то смысле получается нечто на пересечении языкознания и анатомии. Вот примеры.
1) «СИЛА» - сочетание слогов «Си + Ла» в смысле «концентрированное направленное (С) продолжение (И) внутренней (или потенциальной) (Л) энергии изначальной (А)». Проще говоря, как бы «сущностное продолжение энергетической среды». Вплоть до середины XIX века употреблялось в современном значении «энергия». И слово «сила» по смыслу больше соответствует тому, что мы привыкли в последнее время обозначать иностранным словом «энергия». «Сила» - это не просто сконцентрированная в одном месте энергия, но и пространство сосредоточения этой энергии. Предки это понимали. Отсюда сохранившиеся родственные слова «Сило, Силок» и т.п.
2) «СЕРДЦЕ» - «СЕРЕДина ЦЕлого», или иначе «середина человека». Происходит от древнего словосочетания «середина че» (серед + че) и имеет смысл «середины духа, средоточия души», где «Че (или Це)» - это как бы «силовая полнота (целость, целостность) разумной сущности» (Че – здесь можно понимать как «человек» в современном значении). Подчеркиваем, основной смысл этого слова не то, что оно обозначает какой-то орган в человеке, а именно то, что обозначает «середину»: отсюда сейчас по аналогии технический термин «сердечник» как «внутренняя часть различных машин, аппаратов, приборов».
3) СРЕДА. «Среда» (как и «середина») производна от древнего «Середа» в смысле «распространение и воспроизведение жизнеутверждающих сил», если обобщить составляющие это слово звуки речи: СЕ + РЕ + ДА (словообразование здесь по тому же типу, как и в слове «Череда»). В центре любой среды – по смыслу – сам человек (т.е. точка отсчета любой среды – человек). Так предписывает сущность и логика Живой Речи. Поэтому образно и даже как бы визуально можно представить понятие «среда» как «сущность и место энергообмена в излучениях (свете, вибрациях) динамических начал». Все в ней –течения действующих сил!
4) ЯРЛО. Любопытная ситуация с третьим центром, как бы «солнечным» (или еще говорят «звездным»). У него даже название «Ярло» (варианты: Ярило, или Ярый Лад) – т.е. ЙА + РИ + ЛО, в смысле «источник воспроизведения силовой основы». По имени этого центра нередко называли и солнышко, и солнечного бога. Отсюда же и слова: «Яркий, Ярить, Ярость, Наяривать, Яр». Образно можно представить как постоянно «раскрывающийся источник сосредоточенной в определенном пространстве силы». Возможно представить и как составное слово «Ярило» от корня «Яр» путем соединения с корнем «Ило» (как в слове «Свет + Ило»). «Ило» – это, по смыслу, «продолжение и воспроизведение (И) внутренней силовой (Л) основы (О)». В пространстве человека оно еще встречается и в как бы «симметричном» «Ярилу» слове, т.е. в пятом центре, в виде «Горило» (или, как сегодня это слово употребляется, в виде: «Горло»). Есть еще такого же типа слово «горнило», но вернемся все же к «горлу».
5) ГОРЛО. Итак, переходим к пятому центру (к слову «Горло»): слог «Го» здесь указывает на то, что речь идет о том же самом (т.е. «воспроизведении проявленной силовой основы»), но расположенном «выше» («наверху», поэтому «Го»). Такая формулировка в понимании проистекает от расположения и смысла согласных звуков речи «Л» (внутренняя сила) и «Р» (проявление этой силы вовне, излучение или преобразование). А еще возможно образно толковать смысл слова «Горло» как «свыше заданная основа силового образования пространственных соединений», т.е., выходит, уже кое-что для живых высоких, созидательных вибраций. Возможно прочтение как «Гора Ло» - в смысле «свыше задающая сила гармонизирующей основы», как некий инструмент голосового воздействия (отсюда «горланить»). Это было понятно тогда, когда творили словом. Люди затем перепутали смыслы, и для них теперь «горло» и «глотка» незаслуженно стали синонимами, хотя это совершенно разные слова с разными смыслами.
6) ГЛОТКА (производная форма от «Го Лота»). В этом же пятом центре. Слово образовано тем же способом, как и «Горло», только из другого корня: корня «Лотъ» третьего центра, в смысле «внутренняя силовая основа (Ло) плотных, твердых соединений (То)». Можно вполне понимать «Лот» и в первоначальном значении «порция силы». Далее корень «Лот» из третьего центра проецируется – без изменения, потому что с присоединением корня «Го» - в пятый центр (Го + Лот), в осмысленном значении «порция внутренней силы выше» третьего центра (одновременно еще и в смысле «места образования» этой «порции силы»). С современным уменьшительным суффиксом «-ок» у нас получается слово «глот + ок» (вот вам и «порция силы»). А «глоток» проходит через «глотку» («место преобразования силы»), вот вам и происхождение слова «Глотка» (в полнозвучии: Го + Лот + Ок + А). Возможно прочтение и в виде: «Голо Тока» - в смысле «заданная (Го) внутренняя основа (Ло) течения сил (Токъ)». Видимо, подразумевается канал энергетической подпитки. Позднее ассоциируется с органом приема пищи.
7) РОТ. К пятому же центру относится и слово «Рот», как инверсия слова «Тор» третьего центра. Как вы помните из правил словообразования в Живой Речи, в таких случаях место основного слова и его отражения определяется по гласному звуку в корне. При этом, несмотря на одинаковый состав звуков, их смыслы не дублируются. Ведь в случае слова «Тор» имеется в виду «устойчивое (звук Т) соединение (звук О) энергии (звук Р)», т.е. некий поток энергии. А в случае «Рот» – приблизительно «энергетический (звук Р) соединитель, проводник (звук О) твердого, плотного (звук Т)», т.е. на практике сейчас имеется в виду обычно прохождение пищи вовнутрь или извлечение звука голосовым аппаратом. Тоже ведь формы энергии!
8) ТОР. Что же касается понятия «Тор», то мы имеем в пространстве человека не просто «незримый» поток энергии, но вместе с ним и как бы носитель этого потока (как металлические провода для электрического тока), в форме вполне осязаемого анатомического объекта: «ТОРС» (через сочетание слогов или корней: «Торъ + Съ»), в смысле «устойчивое соединение энергий живой сущности», или «твердая основа силы», или, как сказали бы современные физики, «особое состояние торсионного поля» человека. Потому что само древнее слово «Тор» - это в разных вариантах смысла: или «устойчивое соединение энергии (света, солнечности, божественности)», или же «твердая основа энергии», если будем понимать под «твердостью» не современные кирпич или булыжник, а первозданные процессы Сотворения (на уровне живых токов энергии). Возможно понимание и в смысле «устойчивой основы силы», или в другом контексте «устойчивой основы божественности», или же просто «плотных соединений энергии». Что же касается соотношения понятий «Рот» и «Тор», то они представляют, как минимум, процессы противоположно направленные. Первоначальный «Тор» связан с поднятием тонкой энергии Лаи (Кундалини) и раскрытием центров. А вот «Рот», по этой аналогии, физически перерабатывает различные «энергоносители», т.е. пищу, и спускает «вниз», в направлении, противоположном «Тору». Как видите, предки очень даже хорошо понимали в смыслах словообразования!
9) Кстати, слово «УСТА» нисколько не устарело, раз мы активно пользуемся производными от него формами: «из уст в уста, устный, устно, изустная, наизусть» и т.д. Это слово в отношении рта и губ скорей следует признать традиционно сложившимся устойчивым художественным образом (или эпитетом). Мы чисто по физическим параметрам распространенного значения («край отверстия») склонны отнести данное слово все же ко второму центру. Тем более, если учитывать, что есть родственное из этого же корня слово «УСТЬЕ». И устье может быть не только у реки, но и у трубки, у дула ружья, у печи и т.д. И даже у Живой Речи! Видимо, слово «уста» в древнем смысле можно было использовать в качестве обозначения форм, которые могли исторгать не только энергии или что-то жидкое, но еще и звуки речи, поток слов, как «устье речи». Примеры употребления в XIX веке: «…засмеялась одними устами…» (И.Тургенев), или сейчас: «у природы на устах коварная улыбка…» (Б.Окуджава).
10) При этом «РОТ» является древним и прямым наименованием части тела, а «УСТА» - всего лишь эпитетом, для образного сравнения и изображения некоторых функций человеческого рта, связанных с Живой Речью. В общем, «рот» – это часть тела, а «уста» связаны с Живой Речью.
11) ГУБА. Надо разобраться и с этим словом, раз дошли до рта. «Губа» - это по звукам «изначально заданная (Г) принадлежность (У) всеохватного (Б) начала (А)». Или же еще можно понимать в смысле «заданным образом (Г) направляемый (У) божественный (Б) источник (А)». Понимается как средство или канал соединения с высшим началом (например, в поцелуе). Вообще-то, в качестве части тела, относится ко второму центру («гОУ + ба» с дифтонгом ОУ). И потом только, видимо, по аналогии внешней, следует признать вторичное значение «край рта».
Удивляют, кстати, составители этимологических словарей, которые не видят связи между «губами» и словом «губКа» (которое, очевидно, образовано суффиксальным способом от слова «губа»). Современные лингвисты напрочь игнорируют (или не знают об этом) один из ведущих принципов словообразования в Живой Речи: все слова сначала образуются в пространстве самого человека, а потом только проецируются на внешние явления и предметы. Этимологически первичный смысл «губки», во-первых, в «уменьшении губы», во-вторых, «всасывании, впитывании губами». Для этого и служит в данном случае как бы «присоединительный» суффикс «К».
12) ПОЦЕЛУЙ. Как это слово обойти, раз мы говорим об «устах» и «губах». Оно имеет осмысленное значение «по ЦЕЛу», т.е. «по ЦЕЛому» (вспомните так же близкое звучание «по ЧЕЛу» и традиции целования в лоб). Первичный смысл связан с соединением мужского и женского начал в целое. Поэтому образно «Поцелуй» можно представить как некую условную «границу» или «место соединения», которое проходит ПО ЦЕЛОМУ. Относится это и к губам во втором центре, и к губам в пятом центре.
13) «ГЛАЗ». Слово исконное, состоящее из слогов: ГО + ЛАЗЪ, в смысле «верхний лаз», «свыше данный (Го) проход (Лаз)». Располагается в шестом центре и образовано от слова второго центра «ЛАЗЪ» как бы приставочным способом. Можно понимать еще и в смысле «путь прохода», или «горний или высший, или небесный, или богоданный, свыше данный проход», определения тут в зависимости от контекста могут быть разными. Это слово тоже возникает в соответствии с физическим строением человека: в пространстве восприятия человека есть лаз «нижний», во втором центре, и есть лаз «верхний», в районе шестого центра, который в отличие от нижнего называется не просто «Лаз», а «Го-Лаз» (теперь уже, после редукции гласного: «глаз»).
14) ЗРЕНИЕ, связанное с глазами, происходит от слова «Зреть», хотя существует и слово «глазеть». Разница в том, что «ЗРЕТЬ» - это, по смыслу, «после возвращения, получения сигнала» (т.е., по звукам, и в пространственном представлении, то что «ЗА пределами, после РЕ»). Образно говоря, тут еще имеется в виду то, что «за пределами восприятия», которое затем становится предметом восприятия человека.
15) С процессом зрения связано и слово ЗРАК которое читается в полнозвучии как «За Ра Къ» - в смысле «продолжение энергии духа», или «восприятия света извне оболочки». Отсюда слово «зрачок», относящееся к глазам. Это же слово указывает на признак воздействия взглядом («Ра» - это всегда излучение энергии). Но еще несколько столетий назад «зрак» использовали в значениях «вид, лицо, образ». Это уже из таких примеров, когда люди без понимания сути сводят воедино все близкие слова и запутываются. Самого же слова «Зрак» в современном словаре даже нет, т.к. люди сейчас не умеют «визуализировать энергетические вибрации», что тоже относится к «Зраку». Способности атрофированы. От этого корня мы имеем сейчас слова «проЗРАЧный, приЗРАК» и т.д.
16) «ОКО» по смыслу, конечно же, не является синонимом слова «Глаз». В слове: «о К о», будто один звук притягивается «К» другому (здесь «к» - предлог). Конечно, в этом факте можно увидеть некий смысловой символизм: как будто в слове «Око» «внешний мир» («О») соединяется с «внутренним», как бы отражаясь, повторяясь в нем (еще раз «О»). Но есть у этого факта и более прозаическое объяснение. Слог «КО» служит смысловой «границей» между внешним и внутренним мирами, как и в производном от него родственном слове «окно» (в полнозвучии «Око Но»). Получается, что в этом случае «О + Ко» - это по смыслу «слияние границ», или как бы «слипание оболочек» внешних и внутренних в целое. Образно и вовсе можно понимать в смысле «основания душевной связи». Слово в более поздние времена узко употребляется в значении «глаз», хотя ранее, как видите, имело более объемный смысл.
17) «ВЕКО» («Ве + Ко»). «Ве» указывает на «подвижную часть», связанную с той же «границей», о которой говорили выше. По смыслу, это «движение связующей основы», «движущаяся оболочка». А еще мы должны помнить, что, кроме «движения, изменения, преобразования», слог «Ве» связан и с процессом познания (к примеру, в словах «Веда, Ведать»). Слово «Веко» имеет еще один вариант обозначения, который сейчас почти не применяется, а раньше употреблялся наравне с «Веко» (Веки), не являясь его синонимом. Слово обозначало не просто анатомическую деталь тела, но играло определенную роль в механизме действия глаз и процессе зрения в период первоязыка, когда слово и дело были едины и когда зрение оказывало воздействие на зримое. Поэтому это слово обозначало так же и «периоды» зрения и незрения, т.е. периоды движения этой оболочки на глазах. Опять же прошло много времени, пока в период движения «кожного покрова над глазными яблоками» втиснули целых сто лет (это мы с некоторым юмором о слове «Век» с редуцированным гласным в конце). А может, для Бога это не так много?! Современный вариант старорусского слова «Вежды».
18) «ВЕЖДА» (Вежды), образованное из словосочетания: «Вежа Да». Гласный звук в слоге «Ве» раньше обозначали через букву «ять», а вместо «Да» в безударном положении могло быть и «До». По смыслу, «Вежа» - это «изменяющаяся, подвижная часть живого источника». Поэтому слово может иметь значения и 1) «знающего, сведущего» (отсюда противоположное «невежа», но еще и «вежливый»), и 2) «дом-повозка, кибитка» (а потом еще значения «шатер», даже «башня»), раз их можно передвигать, собирать-разбирать (по смыслу слога «ВЕ»). Итак, слово «Вежа» – у нас получается в шестом центре (т.к. в корне гласный звук Э, или Е).
19) ЖЕВА или ЖИВА? Симметрично слову «Вежа», внизу, во втором центре, должно быть инвертированное из тех же звуков слово «Жева». Оно есть, но используется функционально по-разному (соответственно меняются и звуки по смыслу органической функции). В данном случае слово второго центра «Жева» в организме человека пространственно как бы занимает область от ротовой полости до кишечника, но связано с единой функцией – функцией проведения и переработки пищи (Же) с целью преобразования (Ва) ее в пригодную форму энергии (отсюда современный глагол «жевать»). Но при этом с точки зрения языкознания мы не должны забывать о том, что «ЖЕВА» - по смыслу звуков, «живой поток трансформирующейся энергии», или «живой процесс преобразования, изменения изначально данного», как слово, локализуется во втором центре.
20) Функционально и по смыслу этот корень имеет варианты (даже во втором центре). Перечислим их, не вдаваясь пока в подробные обоснования:
ЖЕВА – отсюда у нас «Вежа» в шестом центре, получаемая путем инверсии слова,
ДЕВА – отсюда получается «Веда» шестого центра (и, как видите, получается чередование согласных «Д» и «Ж» в одном и том же корне слова, и даже «ЖД» в случае «Вежда», но есть и чередование по гласным звукам: «Е» и «И»), самый общий смысл слова «Дева» заключается в «преобразовании, или переводе энергии из одного состояние в другое» (более детально см. в Смысловом Толком Словаре Живого Русского Языка),
ЖИВА – отсюда получается слово шестого центра «ВИЖай, ВИЖу», самый общий смысл слова «Жива» - это главным образом «жизненный источник преобразования изначально данного»,
ДИВА – отсюда получается слово шестого центра «ВИД, ВИДеть». Общий смысл «Дивы» - в «движении источника энергии преобразования». У древних славян имя «богини охоты, лесов».
21) Соответственно, возникает вопрос, как правильно говорить, согласно первичному смыслу: «ЖИВот» или «ЖЕВот», хотя и принято сегодня писать «жИвот». Это еще и к тому мы особо описываем все эти факты словообразования, что «живот», «пузо» и «брюхо» - это не синонимы. Нам оставили сегодня только один вариант, отсюда путаница смысловая в слове «жИвот» из двух прежних вариантов с «И» и «Е» (соответственно, есть вероятность орфографической ошибки по современным правилам правописания).
22) «ЖИВОТ» связан с продолжением жизненных процессов (Жи). Осмысляется это слово как «жизненный источник в измененной основе плоти (тела)», как средоточие силы, энергии, жизненности (Живы). Третий, животный, энергетический центр. А люди потому путают брюхо с животом, что именно в области брюха у них этот третий, как правило, сейчас уже неразвитый «энергетический центр» (или «чакра»). То, что мы называем «животным» или «энергетическим» уровнем. Поэтому люди плохо знают или чаще всего даже не чувствуют это место. Но надо знать, что «живот» в старорусском варианте был ближе к сути, т.е. имел значения «жизни, имущества». В современном значении неправомерно используется близко к словам «Пузо» и «Брюхо», что оборачивается упрощением и искажением смысла.
23) «ПУЗО» - это, в «переводе» на современный язык, нечто плотное (П) округлое (У), выпирающее за пределы (З) первоначально заданного объема (О). Образно говоря, «плотные соединения обособленной основы». То, что расширяется, раздувается вширь. Отсюда современное производное слово «пузырь, пузыриться».
24) «БРЮХО» (в полнозвучии «Бо + Ру + Хо») – это, по смыслу, объем (О) во все стороны (Б) направляемых (У) энергий (Р), связанных с сохранением и воспроизведением (Хо) жизни. Образно можно прочесть как «Бора Уха» - в смысле «божественной энергии целенаправленное сохранение и воспроизведение».
Соответственно, рассматриваемую область тела в нормальном состоянии мы можем обозначить словом «Живот», а в измененном состоянии (к примеру, при беременности) то же самое можем называть словом «Брюхо» (отсюда известное слово «обрюхатить»), а вот в ненормальном состоянии (например, при лишнем весе) это место называем уже просто «пузо» (раз оно раздуто как пузырь). При этом все три слова локализуются приблизительно в районе второго центра…
25) Чуть не забыли о слове «РЕСНИЦА» как об «одном из волосков, растущих по краю глазного века». Современные лингвисты об этимологии этого слова детям говорят через школьный словарь, что это «буквально бахрома», или же перебирают похожие звукосочетания в других языках, как Макс Фасмер в своем словаре для иностранцев, и предлагают переводы (всякие там «махоры, усы, рясницы» и т.п.), будто русское слово «ресница» заимствована откуда-то. Похоже, у таких лингвистов совсем плохо с пониманием русского исконного словообразования в Живой Речи. На самом деле все ведь достаточно просто, если приглядеться: здесь РЕ - приставка древняя в значении некой «возвратности, обращенности назад, к себе», ИЦ - активно используемый в словообразовании и сегодня суффикс, А - окончание. Остается в середине звукосочетание «СН» в качестве древнего корня слова, в котором восстанавливаем редуцированный гласный звук «Е». Получается всем известное слово «СЕНЬ», которое очень даже подходит по смыслу и функционально: потому что «сень – это то, что покрывает, укрывает что-нибудь». В данном случае (в слове «Ре + Сен + Иц + А») приставка «Ре» показывает, что эта «сень» укрывает от внешнего воздействия то, что внутри, т.е. глаз. А для чего еще ресницы?..
(продолжение следует)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2017