(или ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОЙ РУССКОЙ РЕЧИ)
… (См. начало в апрельском-майском номерах журнала «ЗОВУ РИТМ» за 2016)
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВА ВОСПРИЯТИЯ
Логично, в первую очередь, разобраться с таким понятием, как «пространство восприятия», т.к. от понимания и чувствования того, что это такое, зависит многое в нашем осмыслении сути Живой Речи.
Ведь все, что бы мы ни рассматривали в Живой Речи и Живом Русском Языке, находится именно в пространстве восприятия.
Вспомним сначала, что было сказано о пространстве восприятия раньше:
«…Конкретный человек со своим «Я»... как бы в ЦЕНТРЕ, в центре всего. И вся Вселенная располагается ВОКРУГ него и простирается вдаль.
Поэтому мы ЧЕЛОВЕКА и будем впредь обозначать как ЦЕНТР вообще, или ЦЕНТР ВОСПРИЯТИЯ. Ведь человек воспринимает все окружающее через свое собственное восприятие. Без восприятия фактически ничего и нет для нас, все проходит и усваивается через восприятие. Можно в какой-то степени утверждать, что Человек в своей основе – это прежде всего восприятие. А восприятие может быть точным, здравым, совершенным (или неточным, искаженным, несовершенным).
А все окружающее, воспринимаемое человеком, при этом представляет с собой некое ПРОСТРАНСТВО, в котором все предметы и явления располагаются, создаются и исчезают. Это пространство мы будем называть пространством ВОСПРИЯТИЯ. В пространство восприятия входит все, что человек воспринимает через ВСЕ свои каналы восприятия, независимо от того, насколько он это на данный момент осознает или не осознает.
Итак, у нас на данный момент есть ЦЕНТР ВОСПРИЯТИЯ и ПРОСТРАНСТВО ВОСПРИЯТИЯ. Они существуют физически реально…» (Введение в Родную Речь. – РИТМ. 2013)
Когда мы шаг за шагом открывали для себя свойства и особенности пространства восприятия, уточняли для себя в ходе работы со звуками речи и словами эти свойства и особенности, для нас многое было впервые и многое было удивительно, т.к. в современной лингвистике ничего подобного мы не встречаем. Но факты есть факты. Мы многие свои наблюдения уже излагали в разных работах по Языку (за последние 14 лет с 2002 года по настоящее время, т.е. 2016 год), поэтому трудно даже среди них сразу найти все, ранее сказанное о пространстве восприятия. А может быть, нет и смысла искать: одни вернутся и сами перечитают – в прежних работах ведь предостаточно сведений не только о пространстве восприятия. А другие, остальные? Давайте тогда открывать заново (но с учетом уже сказанного, особо не повторяясь, без подробностей, т.к. наша задача – дать дополнительные сведения и разъяснения)!
В первую очередь, надо сказать, что ПРОСТРАНСТВО ВОСПРИЯТИЯ – ЖИВОЕ! Настолько живое, насколько живым чувствует себя каждый из нас. И насколько жива Вселенная, окружающая нас. Здесь, на наш взгляд, все понятно и можно обойтись без комментариев.
Нужно лишь добавить, что мы Живую Речь, даже самые начальные знания о ней, успешно сможем осваивать только ВЖИВУЮ. Когда МЫ ЖИВЕМ и вокруг нас ВСЕ ЖИВОЕ.
Как только начинаем делить на «живое» (естественное, природное) и «мертвое» (искусственное, неприродное), возникает риск запутаться. Хотя зерна от плевел нужно отделять! Особенно рискованно, когда нет еще внутри четкого «критерия», ощущения, чувствования «границы» между живым и мертвым.
Затем следует помнить, что все вокруг нас, так или иначе, проявления того, что мы называем термином «ЭНЕРГИЯ» (мы сегодня будем пользоваться этим привычным термином, хотя в будущем, скорей всего, будут пользоваться и в Живой Речи более точными понятиями, обозначающими живые поля и силы).
Физические или «тонкие» они, эти энергии, но ими как бы «заполнено» все вокруг. А значит, наше пространство восприятия не «пустое», не какой-то там воображаемый или абстрактный геометрический «объем». Наше (каждого из нас) пространство восприятия (реальное, физическое) наполнено всеми «энергиями» окружающего мира, какие только существуют.
Что касается Живой Речи, то никто из нас не может отрицать тот факт, что «ЗВУК РЕЧИ» – ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ (изменение или колебание, это звуковые волны) ЭНЕРГИИ, КАК ВООБЩЕ ЛЮБОЙ ЗВУК.
Вот почему для нас всякий разговор о Живой Речи – это разговор о природном явлении, имеющей естественную, физическую, материальную основу. И эту живую «конкретику» нельзя терять, и нужно говорить только о ней, иметь в виду только ее.
Иначе быстро можно оказаться в абстракциях некой искусственной «языковой действительности», куда нас часто заводит своими теориями современная лингвистика, фактически отрывая человека от его языка и речи. В результате люди теряются в этих абстракциях современной лингвистики именно потому, что не чувствуют «границы» между живым и мертвым, естественным и искусственным, реальным и вымышленным.
А еще вот о чем следует непременно рассказать. Этим не следует пренебрегать так же, как нельзя пренебрегать ни одним живым органом в целостном организме человека. В данном случае важно знать о том, что пространству восприятия свойственна некая ПОЛЯРНОСТЬ, которая может нами представляться в виде ПОЛЮСОВ (на практике, например, хотя бы как «верх» и «низ», или как качественно разная «мерность» пространства).
Поляризация, конечно же, наблюдается относительно «Центра восприятия» («точки наблюдения»).
В связи с таким положением важно рассказать вот о каких нюансах.
1) «Центр восприятия» условно можно представить или как некую «серединную точку» внутри себя (как «центр человека»). В наших прежних работах мы эту точку обозначали древним живым понятием «сердце» (сложносокращенное от «СЕРедина ЦЕлого», или «СЕРедина ЧЕловека» при чередовании Ц - Ч), хотя современные этимологические словари достаточно убедительного объяснения происхождению этого слова не дают.
Или еще можно представить в виде оси, которая проходит как некая «разделительная линия» через эту «серединную точку». А может быть, даже как некий «экватор», разделяющий целое на некие как бы «полушария», если представить пространство восприятия не на воображаемой условной плоскости, а «в объеме», как есть на самом деле.
Или еще можно представить просто себя, свое Я как «центр мира» («центр Вселенной»). Разумеется, прежде всего, только физически, как «субъект восприятия» или «наблюдатель» всего того, что есть вокруг.
По сути, схематически, все это варианты одного и того же. Просто в качестве пояснения важного нюанса для практики, видимо, следует добавить, что в ходе работы со словами и образами, бывает удобно иметь в виду то одно, то другое. Это все равно, как смотреть на одно и то же с разных сторон, когда оно видится под каждым новым углом иначе. Не забывая о том, конечно, что пребываем мы, КАЖДЫЙ ИЗ НАС, ПОСТОЯННО В ЦЕНТРЕ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПРИЯТИЯ.
Нельзя рассуждать о человеческом языке и его Живой Речи вне такой вот живой «системы координат». Точка отсчета – живой человек со своим конкретным видением сейчас! Иначе получится «искаженное» или «вымышленное» языкознание, оторванное от самого человека, какое-то абстрактное «теоретизирование».
2) Очень важно отметить еще такое удивительное свойство полярности, которую мы назвали для ясности образного представления словом «ЗЕРКАЛЬНОСТЬ».
Здесь даже не столь важно, что в зеркале видится «все наоборот». Ведь для нас это само собой разумеется, очень даже привычно! Это вовсе комментариев не требует. В работе со словами и корнями слов мы такое «переворачивание» до «НАОБОРОТ» называем термином «ИНВЕРСИЯ».
(Кстати, официально слово «Инверсия» выводится от лат. inversio — «переворачивание, перестановка», хотя реально латинское слово производно от нашего же древнего корня «вер, въра», откуда современные русские слова «вертеть, вращать».)
Важней в данном случае сказать о следующей такой живой особенности в ходе каждой подобной «ЗЕРКАЛЬНОЙ ИНВЕРСИИ» слов, которая имеет практическое значение не только для смысла слова, но и понимания свойств человеческого пространства восприятия.
В чем основная СУТЬ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ»?
Вот стоите вы перед зеркалом. Вы же четко понимаете, что перед зеркалом находитесь вы, «физически», «материально»? А в зеркале – ваше «отражение», о котором вы не можете утверждать, что оно такое же «материальное». Для вас ваше отражение находится, условно говоря, как бы в «другой мерности», степень «материальности» которой вы не можете проверить наличными средствами (средствами «этой» мерности, где вы реально находитесь).
Помимо констатации того факта, что Живая Речь нам всем сходу предъявляет в такой форме «многомерность пространства» (и вовсе не там и не так, как мы ожидаем этого в своих привычных представлениях о мире), здесь, наверное, уместно эту «странность», вместо абстрактных описаний, показать на конкретном примере. Практически. Потому что живая реальность тут все-таки не ограничивается простым отражением в зеркале.
Вот, возьмите слово «ДАР» (в качестве корня мы это звукосочетание выделяем во многих словах, типа: ДАРование, ДАР божий, поДАРок). Мы ведь вполне уверены, что любым «даром» мы реально и здесь пользуемся, принимаем «дары» или преподносим «подарки». Порой даже своими руками можно изготовить «поДАРок», подержать его в руке, пощупать! А когда некоторые «дары божьи» нельзя пощупать, то по крайней мере мы понимаем, что ими пользуемся реально, что они приносят нам ощутимые в жизни плоды.
А теперь возьмите отражение (инверсию) этого слова – в виде звукосочетания «РАД» (в качестве корня мы его выделяем во многих словах, типа: РАДость, РАДушие, поРАДовать). Во всех случаях для нас «здешних» (физических, из осязаемой плоти) понятие «рад» оказывается как бы где-то «там», в отражении, в неком «зазеркалье». Мы никогда не можем собственно «радость» пощупать, не создаем ее, не творим (если вы серьезно над этим поразмышляете). Нам порой кажется, что «радость» появляется спонтанно «откуда-то», если мы готовы ее впустить в себя, потому что не в силах узреть ее источник, который кажется вообще где-то в «ином пространстве, или измерении». И не помним (или не учитываем) то, что наши великие предки знали превосходно, - «божественность» радости!
Думаете, почему для них одним из названий человека было слово «Ра» (т.е. так же, как смыслы «солнце», «свет» и «Бог»). Потому что каждый человек, по природе, является своеобразным «источником» энергии, «излучателем», или, можно сказать, «частицей Бога» здесь. Он рождается с этим потенциалом, божественным даром, рождается «солнышком»! Но эта «божественность» настолько необъятна и непостижима для ограниченного сознания современных людей, что многие люди сегодня этот «источник излучения» в их собственной глубине не ощущают. Тем более, при слабом раскрытии своего естественного потенциала в современных цивилизованных условиях, когда одни сегодня «не излучают», а другие даже подсаживаются на чужую энергию (недаром мы однажды писали статью «Время погасших солнышек», где приводили примеры). Поэтому важной задачей становится необходимость владеть своим «солнышком» осознанно и во благо, а не рассеиваться впустую, не погаснуть, не быть просто «батарейкой». Вот что мы обычно имеем в виду, когда говорим о том, чтобы «открыться» радости. Если мы «солнышки», то должны пропускать через себя эту свою глубинную энергию, выпустить ее, «светиться» – для созидания, для Со-творения!
Думаем, отсюда понятно, почему в первом центре мы говорим «до Ра» (как бы начало «дороги» последующего пошагового раскрытия своего «Ра» от центра к центру: в корне слова «дорога» как раз читаем «до Ра», где «а» ассимилируется в соединительную гласную «о» между «Ра» и «Га»). Или в иной формулировке: «Даръ» как «дар божий» в себе, который нужно раскрыть и который в полной мере раскроется в объеме семи центров, когда дойдет дело до седьмого центра с понятием «Радъ». И после этого для нас полностью становятся осмысленными живые слова с корнем «Радъ»: РАДость («Ра – ДОСТавлять, ДОСТигать»), РАДушие («Ра ДУШИ нашей») и прочие подобные.
Если грубо свести к простой наглядной модели, как бы на уровне настольной лампы, то получается следующее. «До Ра» («Да Ра») – это когда мы осознанно осваиваем «Ра», во всем диапазоне от энергии до божественности, это наше собственное ощущаемое движение вверх, к совершенству, поэтому как бы «здесь». Отсюда в корне этого слова уточняющие части: «до» (чего-либо) или «да» (утверждение, проявление).
А вот в инверсии, когда имеем дело с «Ро До» («Ра Да»), энергия или божественность, которая уже в посильном (освоенном) объеме имеется (как данность, изначальное «а») и как бы готова распространиться вокруг, соединиться с окружающим (смысл звука «о»), как бы приходит в движение (смысл «д»), мы снова говорим об уточнении. «До» (чего-либо) или «да» (утверждение, проявление) уточняется через «РО» («РА»). Т.е. это на самом деле «Ра» - в движении (образно говоря, «излучается», «светится»).
Вот почему в живом сочетании звуков речи «ДАР – РАД» описанный механизм словообразования и смыслообразования как бы чувствуется в пространстве восприятия – через чувства и восприятие, но передать это через понятные примеры трудно, потому что у многих из нас пока плохо с пониманием «божественности» и природы «света» (тем более изначального, «невидимого»), из-за чего первоисточник «радости» подчас для нас, для нашего несовершенного восприятия остается как бы «по ту сторону», хотя реально он есть и в нас самих.
Нужно иметь в виду, что вот так же подробно, через каждый звук речи в звукосочетаниях словообразовательных корней, можно объяснять каждый случай инверсии (зеркального отражения) в пространстве восприятия Живой Речи.
Мы такой близкий пример привели, чтобы показать, что для нашей схемы «зеркальности» слов подобный момент существует во всех примерах, во всех инверсионных словесных парах, типа «Дар» и «Рад» (не будем больше приводить аналогичных примеров, найдите их в наших предыдущих работах, в т.ч. и в пособии «Введение в Родную Речь»). Это как природный закон, как свойство пространства восприятия. Нет в Живой Речи такой «полярности» напрямую, в одном измерении, как это бывает у магнита или планеты с ее «северным» и «южным» полюсами.
«Поляризация» слов и корней в Живой Речи ОСМЫСЛЕННАЯ, т.е. связана со СМЫСЛОМ. И каждый раз, в каждом случае «зеркальности» пространства восприятия конкретные полюса, т.е. живые слова (как в нашем примере: слова «ДАР» и «РАД») оказываются как бы в качественно РАЗНЫХ «мерностях», как вы и ваше отражение в зеркале. На практике они оказываются как бы в разной среде.
(Здесь нам важно было обозначить именно «полярность» в пространстве восприятия, а подробней о такой «поляризации» и «инверсии корней» слов поговорим на примерах еще, когда будем рассматривать правила словообразования.)
Подытоживая рассказанное об особенностях пространства восприятия, напомним еще такой момент. Раз все обозримое и даже пока что необозримое могут быть только в ПОЛЕ пространства восприятия, то и сам человек, со всем своим органическим (в т.ч. и энергетическим) устройством оказывается в том же пространстве восприятия! Поэтому, в заключение, стоит напомнить (чтобы потом все время помнить это при работе со словами, как аксиому), что:
«…ВСЕ ОСНОВНЫЕ СЛОВА СНАЧАЛА РОЖДАЮТСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, а потом только могут переноситься – по аналогии или каким-то другим соображениям – на другие предметы и явления…» (Введение в Родную Речь. – РИТМ. 2013)
…
(продолжение следует)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июнь 2016