(или ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОЙ РУССКОЙ РЕЧИ)
(См. начало в апрельском номере журнала «ЗОВУ РИТМ» за 2016)
…Итак, к чему мы пока пришли, к каким предварительным выводам?
Во-первых, СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ФАКТИЧЕСКИ ОТОРВАНЫ ОТ САМОГО ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА. В самом деле, какое отношение имеют какие-то нарисованные на бумаге абстрактные буквы к человеку? С чем их в человеке можно соотнести?! Даже когда заставляют одни «закорючки» озвучивать так, а другие «начертания» иначе, ясности и чувствования не прибавляется, потому что никто не в состоянии объяснить, почему именно эта «закорючка» озвучивается так, а не соседняя?! То, что даже написание тех или иных букв время от времени подвергалось «реформированию», т.е. изменению, говорит об отсутствии связи между начертанием букв и их значением, не говоря уже о смысле. Тем более просматривается полное отсутствие связи между набором букв и самим человеком. Даже лингвистика рассматривает их, эти знаки (буквы и т.п.) вне связи с самим человеком, если не касаться «речевого аппарата», издающего «звуки речи», которые современной лингвистикой опять-таки считаются «знаками» (фонемами). Выходит, лингвистика существует по своим почти выдуманным правилам, а люди – по своим, и даже могут не знать о том, чем занимаются лингвисты, дабы «ликвидировать безграмотность».
Вот почему современным людям трудно себе даже представить, что ЯЗЫК НА САМОМ ДЕЛЕ ЖИВЕТ ПО ДРУГИМ, ПО ПРИРОДНЫМ ЗАКОНАМ, КАК ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ В ОРГАНИЧЕСКОМ СТРОЕНИИ САМОГО ЧЕЛОВЕКА (если даже он пока об этом и сам не помнит, как современные люди).
Язык Природой (или Богом) изначально вложен в человека. Как некий смысловой код. И этот изначальный язык, как живой инструмент, может полностью или частично раскрываться в ходе развития человека от рождения до зрелости (если сравнивать с компьютерными программами, то как бы постепенно запускаться, «активироваться» по мере дозревания до определенной стадии развития).
А может и дремать в непробужденном состоянии, как в современном мире у многих людей, которые потенциально как боги, а реально ведут себя будто какие-то недоразвитые существа или вовсе «биороботы», не имея ни разума, ни чувствования (это при серьезной оценке, а не при самообмане и самообольщении, думая, что все не так плохо).
И тогда люди учатся в школах, учат даже свой родной как иностранный, как «знаковую систему», порой даже не подозревая, что живая Родная Речь изначально вложена в них самой Природой. И получают фактически искусственный язык (хотя и сконструированный на фрагментах живого материала, как салат из целых овощей), устройства и смысла которого не понимают (потому что в нем нет «системности», которая только декларируется).
Во-вторых, ПОЧЕМУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ ЖИВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК НУЖНО ДАВАТЬ ПО-РАЗНОМУ? Здесь, пожалуй, даже не требуется обоснования. Кажется, и так многое понятно.
На основании вышесказанного (см. примеры оторванности взрослых от Природы), можно прямо заявить, что взрослые давно лишены - через «цивилизованное» воспитание и обучение с детства до взрослости - реального Дара Речи и владеют только его искаженными остатками, которые тоже нарочно изменены, т.е. владеют как бы только «азбукой Морзе» или «языком глухонемых».
А маленькие дети от Природы очень чувствительные, и в состоянии воспринимать все, что есть в Живой Речи (верней, «активировать» то, что в них потенциально уже есть от Природы). Но у них большая проблема сегодня в том, что нет мудрого и чуткого Учителя, кто бы помог каждому их них дифференцировать воспринимаемое и проявляемое им на отдельные смысловые энергетические составные элементы (в частности, звуки речи в качестве носителей энергий), чтобы осознанно и осмысленно ими что-то делать (оперировать) в творческом процессе или в процессе познания и освоения окружающего пространства. Кто же скажет ребенку, что вот это относится к Живой Речи, а вот то к чему-то другому (ведь не все движения энергии в организме и вокруг организма связаны с речью)?
На самом деле «возраст обучения» живой Родной Речи – это не когда ребенок в школу пойдет (примерно в шесть-семь лет), а гораздо раньше, когда ребенок только-только «учится говорить», осознанно и осмысленно осваивать речь. И проблема сегодня не столько в том, чтобы на словах растолковать или «лекцию прочитать» младенцу о том, что и как озвучивать, или заставлять повторять за собой звуки и слова, как делается сегодня. Основная проблема в том, что самые близкие младенцу люди (родители) сегодня не чувствуют (почти) ни свой организм, ни младенца, его состояние, в том числе не улавливают циркулирующие в своем пространстве и пространстве ребенка энергии. Младенец, посылая «сигналы» взрослым, не получает на них четкого отклика. И постепенно перестает посылать те сигналы, на которые не имеет ответов. Кто же будет нажимать много-много раз на ту «кнопку», которая ничего не «включает»?! Логично использовать только те «кнопки», которые что-нибудь да «запускают». Понятно теперь, КАК от природы гениальные дети переходят на неполноценный «язык глухонемых» социально искалеченных взрослых?
Если бы только люди знали, что современная технократическая цивилизация для них не «благо», а наоборот, вредная и опасная среда, которая не дает человеку полноценно раскрываться! Но они об этом пока что только начинают догадываться, ведь сравнивать-то им не с чем (не видно образцов высокого совершенства, каким человек должен быть на самом деле от Природы или от Бога, если бы не современная цивилизация).
Поэтому маленькие дети и «осваивают» пока «то, что есть», ту «азбуку морзе» (или «язык глухонемых») незадачливых взрослых, не осознающих, в какой глубокой яме они сидят.
И таким образом дети постепенно отказываются (отключаются) от того, что «не востребовано» (не используется) в той среде, где взрослые. Процесс этот длится до тех пор, пока дети сами не становятся такими же оторванными от Природы взрослыми, не владеющими Даром Речи (Языком Сотворения).
Даже те, кто умудряется сохранить тонкую чувствительность и целостное восприятие мира на всю жизнь, после такой жесткой «социализации» и «школьного обучения» бывают часто не в состоянии выделить и идентифицировать в циркулирующих вокруг них энергиях именно те, которые связаны с Живой Речью.
А вот У ВЗРОСЛЫХ ДРУГАЯ СИТУАЦИЯ. И другие беды. С одной стороны, они уже лишены той тонкой чувствительности и целостного восприятия мира, которой обладали в детстве. Им это еще только предстоит возвращать и возвращать! Прежде чем они будут в состоянии снова хотя бы минимально чувствовать и воспринимать живые энергии. Чтобы понимать, что есть вообще настоящая, от Природы или Бога, Живая Речь.
С другой стороны, что взрослым сейчас ни рассказывай о настоящей или первозданной Живой Речи, они как-то заученно и машинально всю информацию о ней «переводят» на тот «механический», оторванный от человека и фактически мертвый язык, который заучили в современных школах, в которых языки преподают как «знаковые системы», включая и родной язык.
Выходит, взрослым нужно учиться воспринимать энергии «тонкого плана», учиться чувствовать. И отдавать себе отчет в том, что Язык изначальный, от Бога, настоящую Живую Речь нельзя бездумно вызубрить так же, как мертвые языки, которые в человеке ни с чем не соотносятся!
В данном случае, под «мертвыми» языками можно с полным основанием подразумевать все современные языки, которые лишены живых корней и истоков, и которые давно выпотрошены, т.е. формализованы до «знаковых систем», будучи лишенными всего того живого содержания, которое имелось и которое не удалось или не хотелось, с целью упрощения сознания людей, сохранить и вместить в жесткие «формы». Особенно самые распространенные в мире языки, включая и современный русский язык. Живого в них только то малое, что каким-то чудом сохранилось из наследия предков и первоистоков, что никому так и не удалось вытравить из памяти народной! В самом деле, как их, современные языки, можно называть полноценно «живыми», если они в человеке почти ни с чем не связаны? На том лишь основании, что на них «говорят»? Так, ведь на латыни тоже «говорят», даже пишут и читают, хотя бы только преподаватели латыни, медики и прочие лица, кто на практике вынужден пользоваться латинским, который официально считается «мертвым языком». Таких специалистов численно даже больше, чем носителей какого-то там редкого языка, который тем не менее сегодня формально считается «живым». Это к тому, что современные термины и понятия довольно относительны, размыты и условны.
Далее в третьих. Если для описания и заучивания «мертвых» языков достаточно «набора знаков» и бумаги с ручкой, этого не сказать о настоящей Живой Речи, которая органично вписана в устройство самого человека. В этом случае, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЗАТЬ «А», НУЖНО ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ НЕМАЛО СОПУТСТВУЮЩЕГО, без чего просто нельзя даже представить Язык изначальный. Вот хотя бы некоторые из них:
1) ПРОСТРАНСТВО ВОСПРИЯТИЯ, если мы понимаем, что конкретный человек существует реально, в физическом пространстве, а не абстрактно, как буква в алфавите. У такого пространства, если оно конкретное и связано с восприятием живого человека, есть четко определенный или заданный ЦЕНТР ВОСПРИЯТИЯ (точка наблюдателя) и ряд других физических параметров, включая циркулирующие в нем разные энергии, в том числе и тонкие. Соответственно, нужно будет рассуждать о
2) СТРУКТУРЕ ПРОСТРАНСТВА ВОСПРИЯТИЯ, где в каком месте что воспринимается. И самое главное, каким образом встроена в это пространство Живая Речь, т.е. Язык изначальный, и какова энергетика звуков, слов и словосочетаний, по каким ПРАВИЛАМ или ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ в пространстве восприятия человека все это «работает»?
Если кто знаком с нашими предыдущими работами по Живой Речи и Языку изначальному («Живой Русский Язык», «Введение в Родную Речь» и др.), тому известно, что мы рассказывали преимущественно об этой части. Хотя порой говорили и о том, как те или иные звуки и слова реально звучат. Хотя бы в идеале, как эталон. Говорили даже о том, какого цвета звуки. Но мы при этом всего лишь приблизительно описали основу, начальную часть.
А дальше должен пойти разговор о том, КАК ПЕРЕДАТЬ ДРУГИМ хотя бы эту часть, КАК людям помочь пробудить ПАМЯТЬ о том, какая она, настоящая человеческая РЕЧЬ, живая и полноценная!?
Вот почему мы заговорили о «вокальной части» Живой Речи, т.к. даже из легендарных источников о Древности известно, что Язык изначальный не просто озвучивается как попало, а по-настоящему ПОЕТСЯ. Более того, даже поется не как попало, как хочется кому-нибудь, а строго определенным образом, в соответствии с природными характеристиками тех или иных звуков. Есть эталонное звучание, есть варианты. Как, например, одни и те же ноты звучат в разных октавах (в данном случае мы говорим в рамках распространенной формы из семи нот, хотя не факт, что древние предки ориентировались именно на такой музыкальный порядок, мы на семь нот, как и на семь энергетических центров и семь цветов, ориентируемся только для простоты изложения и понятности).
Более того, ведь на самом деле все современное вокальное искусство, в различных жанрах и видах, уходит корнями к истокам распевного звучания простой Живой Речи божественно совершенных предков. Ведь когда мы поем, мы становимся другими, более живыми и настоящими, и нам бывает по-настоящему хорошо от этого! Можете отсюда себе представить, какое наслаждение дает человеку владение настоящей первозданной Живой Речью, Языком Сотворения?! Это ведь состояние полноты чувств, состояние счастья!
Разве хотя бы ради этого не стоит познавать и возрождать Живую Речь? Разве у вас нет желания хотя бы чуть-чуть и хотя бы на миг насладиться настоящей Живой Речью (уж насколько хватит ваших усилий и способностей)!? А потом хотя бы в меру своего понимания рассказать об этом детям. Хотя бы и всего лишь как сказку. Так, чтобы они поняли, что им есть куда стремиться, что на Земле было божественное совершенство, - значит, оно может быть еще! Вот так-то.
И это еще не все. Если о звучании Живой Речи мы можем еще говорить, можем даже как-то петь звуки речи и слова, постепенно совершенствуясь в мастерстве, то о ДВИЖЕНИЯХ тела в этот момент, когда мы ПОЕМ звуки речи и слова, пока даже предположить трудно. По крайней мере, ДВИЖЕНИЯ должны быть. Но не произвольные, а именно связанные с конкретными энергиями конкретных звуков и слов. Их предстоит еще только искать и находить.
Может быть, отдельные элементы ТАНЦА Живой Речи разбросаны в элементах йоги или различных единоборствах? Это уже вопрос к мастерам в этой области, как по поводу передачи идеального звучания Живой Речи – вопрос к мастерам вокала.
Все это рассказано нами сейчас для того, чтобы каждый понимал, что мы говорим не только «органами произношения» (или «артикуляционным аппаратом», анатомо-физиологической системой органов в области рта и гортани), как это утверждается в современной лингвистике весьма и весьма ограниченно. Мы на самом деле говорим даже не всем телом, а всем своим органическим пространством, включающим все тела, энергетику и связь, взаимодействие с окружающей природой. Недаром даже сегодня существуют остаточные (от прежней целости) понятия, вроде «язык тела», «язык взглядов», «язык души» и т.п.
Вот такая у нас вводная часть о том, что необходимо знать или хотя бы представлять, прежде чем сказать «А» в настоящей Живой Речи. Сказанное здесь, возможно, все еще воспринимается как «теория». Но мы и обозначили такое начало термином «введение» в материал, который далее хочется делать максимально практическим.
Поэтому нам не хотелось бы заново пересказывать тот «учебный материал», который мы для желающих учиться создали как цикл «уроков» в работе «ВВЕДЕНИЕ В РОДНУЮ РЕЧЬ» (2013). И советуем ее иметь под рукой, как основу.
В данной же работе мы будем опираться именно на нее, комментировать и цитировать, объяснять, как нужно понимать и что еще нужно дополнительно для полноценного усвоения живой Родной Речи.
Прежде чем продолжить, напомним некоторые моменты ОСНОВАНИЯ, на котором базируется наш «предмет исследования»:
1) «…Описываемое в наших работах ЯЗЫКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (мы стоим на здравых научных позициях – запомните это - и не утверждаем, что «открыли» древнейший или «самый первый» язык) «работает» и помогает познавать тайны человеческой речи…» (Введение в Родную Речь. – РИТМ. 2013)
2) «…Во-первых, сейчас моделируемые нами по современному состоянию языка смыслы приблизительны и ориентировочны, т.к. много звуков изначального Языка людьми сегодня утрачено. А следовательно, часто разные смыслы втиснуты в оставшиеся звуки, а где-то их, наоборот, недостает, т.е. исчезли как смыслы, так и звуки, их выражающие. Порой же просто недостает выразительных средств современного языка для передачи найденных (восстановленных) живых смыслов Древнего Языка. И много еще таких моментов, препятствующих пониманию смыслов.
Во-вторых, даже оставшиеся звуки и слова уже сильно искажены невежественными толкованиями и скоропалительными определениями, к тому же и они, эти поспешные толкования, неоднозначны и постоянно меняются, т.к. процесс разрушения Языка продолжается.
В-третьих, несмотря на то, что результаты смыслового разбора «работают» достаточно хорошо, мы действительно считаем это смысломоделированием, подчеркиваем, именно моделированием (те, кто предлагает какой-либо «первоязык», на самом деле, мягко выражаясь, лукавят!), т.к. ЦЕЛОСТНЫЙ ДРЕВНИЙ ЯЗЫК - ДО ИСКАЖЕНИЯ И УТРАТЫ СМЫСЛОВ - СУЩЕСТВОВАЛ СОВСЕМ В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ, КАК В ЗВУЧАНИИ, ТАК И В ОСМЫСЛЕНИИ…» (Живой Русский Язык. – РИТМ. 2007)
3) «…Изначально Язык чувствовали иначе, он существовал не для чтения и письма, и не для болтовни. ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧЬЮ ТВОРИЛИ, ПОЗНАВАЛИ...» (Введение в Родную Речь. – РИТМ. 2013)
А само учебное пособие «Введение в Родную Речь» было нами создано с такой целью:
4) «…Чтобы показать ОСМЫСЛЕННЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА И РОЖДЕНИЕ ИЗНАЧАЛЬНО ОСМЫСЛЕННЫХ СЛОВ. Чтобы показать, КАК надо ЧУВСТВОВАТЬ осмысленные звуки речи и ГДЕ НУЖНО ИСКАТЬ СЛОВА, в каком пространстве…» (Введение в Родную Речь. – РИТМ. 2013)
Вот теперь можно перейти к «практической части» и «методическим указаниям», чем мы с вами далее и будем заниматься…
(продолжение следует)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2016