… (Окончание. См. начало в апрельском-июльском и ноябрьском-декабрьском номерах журнала «ЗОВУ РИТМ» за 2016, а также в январском-мартовском номерах за 2017 год, которые можно свободно скачать с сайта http://zovu.zovu.ru)
Чтобы было еще ясней с преимуществом словообразовательного разбора Живой Русской Речи, в сравнении с формализованной современной лингвистикой, возьмем еще один пример со словом «МЫСЛЬ». Ведь это слово связано с рассмотренными понятиями «мозг» и «сознание»? И думаете с этим словом сегодня проще, чем с понятиями «мозг» или «сознание»? Не спешите полагаться на справочники и словари, научные статьи и энциклопедии! Там вас ожидает такой же подвох, как с «мозгом» и «сознанием» (мы даже не будем эти «источники» цитировать, листайте их сами, если любопытно). На наш взгляд, это такой вот прием в современном «научном» (или просто «канцелярском») стиле: как бы ответить на поставленный вопрос и ничего не сказать по существу. В самом деле, что же объясняют такие вот наборы слов: «мыслительный процесс», «результат мыслительного процесса», «то что заполняет сознание»?
А это все, если вы не догадались, определения «мысли» в словарях! Такие вот, признаться, пустопорожние суждения, которые считаются «научными» и «официально принятыми»! Подумайте сами, ведь точно так же формально можно сказать о «воде» - типа, «водный поток», «результат водного потока», «то что заполняет течение» и т.п., и ничего при этом по существу, а что же такое на самом деле «вода»!?
Даже в словаре В.Даля, мысль – это всего лишь «действие ума», не говоря уже о синонимах, типа «представленье», «идея», «сужденье, мненье, соображенье, думка…» и т.п., которые сами еще требуют толкового объяснения.
Эту «нелепую» или даже «глупую» ситуацию здравомыслящие люди не могут не понимать. Поэтому они и говорят о наличии в мире «того, что не измеряется физическими приборами». Хорошо, если такое признание не служит отговоркой, для оправдания вышеприведенных пустопорожних определений «мысли» в словарях (вместо настоящей «науки»). Хорошо, если после этого продолжается добросовестное исследование!
Чтобы сразу отсечь никчемные наборы слов о «мысли», вроде вышеприведенных, нужно здесь сказать сразу, что не всякое «действие ума» или «мыслительный процесс» является мыслью. Потому что в этом процессе должен быть СМЫСЛ! С одной стороны, мы ведь с вами не ищем смысла в любом наборе слов, т.к. слова могут оказаться рядом случайно, как два ореха, которые можем достать из мешка с орехами. С другой стороны, мы с вами даже визуально видим, что слово «сМЫСЛ» уже содержит в себе слово «мысль» (только мягкого знака недостает)! И понимаем, что поток изрекаемых слов только тогда является «мыслью», когда имеет «смысл» (смысл – это и есть то, что «С Мыслью»)!
Понимаете еще, что за годы взросления у каждого из нас любое слово «обрастает» собственным жизненным опытом (несмотря на «стандартизацию» языка через словари и справочники), поэтому все сказанное каждый понимает, так или иначе, по-своему. И не факт, что слушатель поймет сказанное в том же виде, в каком имел в виду тот, кто высказал это суждение. Отсюда и логичный вопрос при формальном подходе, где же именно смысл (или мысль) сказанного заключается – в голове говорящего или пишущего, или в голове слушающего или читающего? Вот так люди порой и приходят к «телепатии» и/или «незримым связям» между людьми. Это уже из области тех фактов, перед которыми наука сегодня бессильно опускает руки. «Смыслы» слов тоже остаются за пределами формализации и измерений, поэтому современная лингвистика либо громоздит в этом месте несуразные гипотезы, либо отрицает очевидные факты, «не видит» смысла.
Вспомните из наших выводов к этой работе: современная лингвистика НЕ ВИДИТ смысла в звуках речи и слогах. И получается, что согласно «науке» осмысленные слова получаются из чего-то бессмысленного! Не странно ли? Ведь это тупик, или стена, которая отделяет ищущего от реальной жизни, реальной Мысли!
И давайте вернемся к сути, к реальности живой Природы, чтобы не уйти в перебор этих на самом деле ничего не объясняющих гипотез современной науки (к сожалению, не только лингвистики) о природе МЫСЛИ. При объяснении человеческого Дара Речи и устройства Живого Русского Языка мы постоянно обращаем внимание на то, что все описываемое нами - это не набор символов или абстрактных знаков (вроде букв), мы постоянно подчеркиваем, что ВСЕ, СВЯЗАННОЕ С РЕЧЬЮ, ПРОИСХОДИТ В ФИЗИЧЕСКОМ ПОЛЕ, РЕАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВСЕ ТАМ – И ЗВУКИ РЕЧИ, И СЛОГИ, И СЛОВА, И СМЫСЛ, И МЫСЛЬ!
А не в буковках (рунах, иероглифах и т.п. «знаках», «символах»). Люди могут не уметь писать и читать, но говорить и мыслить прекрасно могут и без письменности (без «знаковых систем»). И не надо ломать голову над тем, в чьей голове смысл или мысль – в голове говорящего или слушающего? Надо просто понимать физику, чувствовать энергетику слова, проникнуться природой Живой Речи!
Трудно разве сегодня, если даже пока ничего не чувствуешь, просто представить «рабочую схему» познания, обыкновенную МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ, в центре которой сам человек? Вроде вот здесь все, «что я вижу» вокруг, - а вот здесь «я сам в центре всего» видимого. Или хотя бы взглянуть на схему, которую мы описали и обозначили на ней звуки речи в пространстве человека?
Трудно разве понять, что это не абстрактные «знаки», а (если образно) как бы реальные «ТОЧКИ ВКЛЮЧЕНИЯ» в реальную ПРИРОДУ в самом человеке и мира вокруг него? Это ваш организм и ваше восприятие.
А после этого разве так уж трудно вспомнить, что у людей анатомия примерно одинаковая, и что другие люди точно так же подключены к Природе, как и вы? И что сама Природа - одна единственная и целая – для всех!? Для всех «подключений». Все - в Природе!
Вопрос лишь в том, АКТИВИРОВАНЫ ли ваши «связи» (или «соединения» с организмом, природой, эти самые «точки включения»)? Или они почти ПОДАВЛЕНЫ (атрофированы, пока что беспробудно «спят»)?
Если подавлены, значит, нужно работать в сторону пробуждения, а не отрицать Природу! Разве не так?
Если же активированы, то вы понимаете даже из минимального жизненного опыта (своего и других людей, близких и далеких), что не имеет значения, сколько километров между вами и вашим «собеседником», кому вы «посылаете сигнал» (или даже не посылаете, а просто находитесь в определенном состоянии, а кто-то это состояние где-то может и почувствовать, как бы «считать»). Имеет значение лишь живое состояние человека (и степень его как бы «живости», «включенности» или «настроенности» на восприятие), чтобы «считывать сигнал» (или «информацию с пространства» восприятия). Это примерно как в квантовой физике (хотя при нынешней «чувствительности» людей и разрушенности языка трудно объяснить этот феномен как в Живой Речи, так и в квантовой физике).
Если активированы «центры восприятия» (назовем их условно так), вы начинаете понимать, а затем и чувствовать, и реально знать, что В ПЕРЕДАЧЕ МЫСЛЕЙ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО «ЗВУКИ РЕЧИ, СЛОГИ, СЛОВА», НО ЕЩЕ И ЭНЕРГЕТИКА, СВЕТ, ДВИЖЕНИЕ, НАСТРОЙКА ПАРАМЕТРОВ ВОСПРИЯТИЯ…
Вот почему ведь еще не стоит сводить все к «звукам речи» (а после этого к «буковкам» и письменности, т.е. к предельному абстрагированию, грубому упрощению)! Поэтому все словесные описания приблизительны, вроде ориентиров на местности, а на самом деле мы имеем дело с местностью в целом.
Мы хотим сказать, что звуки речи, слова – это лишь сигнальная система для включения в Природу, для процессов Сотворения. Да и то – только часть этого «механизма взаимодействия», если иметь в виду еще и энергетику, и динамику, и настройку (поэтому некоторые и подключаются к «информационному полю», даже не имея представления о физически реальных «звуках речи» в самом человеке).
Но ЗНАНИЕ ЖИВОЙ РЕЧИ И ПРАВИЛ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧАЕТ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НЕЙ.
Возвращаясь к слову «МЫСЛЬ», напоминаем, что о нем мы кратко высказались давно, еще при составлении Смыслового Толкового Словаря Живого Русского Языка, попытались передать суть разными образами, опираясь непосредственно на изначальный смысл «звуков речи». Смотрите вот (цитируем сокращенно):
МЫ – это, согласно смыслам звука «М» и звука «Ы» (см. полные описания звуков речи в работе «Живой Русский Язык», 2007 или «Введение в Родную Речь», 2013), как бы «наполненность состоянием предрождения, «пустоты», из которой все возникает. Изначальное полевое состояние, которое энергетически структурируется в различные объекты. Предрождение, включающее в себя и «материю» рождения, и «идею» рождающегося «объекта», и «план», и «процесс» рождения, творения. Может считаться как бы «монадой», с которой все начинается. МЫ – это суть Дара Речи (а не какое-то там «личное местоимение»), суть, которую ощущает каждый владеющий Даром Речи.
Далее обратите внимание на вторую часть слова «мысль», на звукосочетание «СЛ», которое мы восстанавливаем до изначальной полноты «СЕЛ» (здесь гласный звук «Е» - потому что проверочное слово «замысЕл»), и видим, что этот же корень «Сел» содержится в словах «вСЕЛенная» и «СЕЛение». А звук «Л» при этом восходит (ведет нас) к изначальному Ладу.
Вот вам и предварительные данные, заложенные в отдельных звуках и слогах для понимания глубокой содержательности слова «мысль», для понимания того, что звуки речи для составления этого слова подобраны не случайно, а осмысленно, с учетом смысла каждого звука. Вот почему мы и писали в словаре, что:
МЫСЛЬ – это приблизительно «наполненность состоянием предрождения многообразной живой сущности в сотворении (пространстве)». Образно еще прочитывается как целая фраза: «Мы С Ла(да)» как «Мы», снятое или исходящее «С» того, что обозначается корнем «Ла (Лад)», т.е. с изначального гармоничного пространства (поверхности, среды), с божественной сущности Природы. Мысль – это то, что присутствует как одухотворенное состояние пространства везде. Люди сейчас это путают со «считыванием информации с пространства», приписывая себе порождение мыслей. Реально люди лишь пользуются мыслью изначальной (как бы перемещаются в «психическом пространстве» или иначе, в «информационном континууме»).
Вот, что такое «мысль», само слово с точки зрения Живой Русской Речи!
В чем точность выражения мысли? – Чтобы попасть в естественный «эталон». А точность прочтения – тоже чтобы попасть в «эталон» природный. Чтобы точно «вспомнить», КАК это в идеале, в Природе!
Мыслится - через Природу. И больше никак. Никто и ничто ваши мысли и смыслы из головы в голову не переносит. И Мысль – это не логическое перебирание слов в голове, а просто как бы «попадание в цель», как бы «воспроизведение» в той или иной точности – в зависимости от развитости вашей чувствительности и восприятия – того, что уже есть в Природе, т.е. «мысли изначальной, божественной», т.е. Со-Творение!
Вот это как бы «попадание в цель», как бы «воспроизведение» в той или иной точности людьми порой понимается как «расшифровка».
А «образность» мысли – потому что мысль не ограничивается только лишь звуками речи и словами (о чем выше уже было сказано).
Все же «неточности» и непонимание природы МОЗГА, СОЗНАНИЯ, МЫСЛИ происходят от неразвитости восприятия, от непонимания целостности Природы или соединенности со всеми другими составляющими природной жизни. Отрываемые специфически ограниченным воспитанием и обучением от Природы, люди и ведут себя, как ослепленные, как существа с ограниченными возможностями (как слепые, которые должны быть зрячими). Поэтому они могут фантазировать, закапываться в умопомрачительные «теории», не имеющие отношения к реальности, но не понимать простых вещей в Природе.
А еще нужно знать, что «традиции», «нормы» и «правила» (в том числе и в языке) существуют на самом деле лишь ДЛЯ РАЗУМНОГО УДЕРЖАНИЯ ДОСТИГНУТОГО уровня, как ОПОРА, ОСНОВА, а отнюдь не для того, чтобы загонять всех в «норму» и запрещать выходить за «норму» (как это извращенно понимается в рамках современной цивилизации). В обездвиженности и замкнутости нет развития!
Развитие предполагает ОТКРЫТОСТЬ (прежде всего, естеству, открытость Природе). Предполагает выход за пределы достигнутого, нарушение норм и правил (но без разрушения основы, т.е. достигнутого), чтобы достичь большего и закрепить это в новых «нормах» и «правилах», которые тоже со временем должны быть «нарушены» ради новых открытий и достижений!
Такой процесс тоже подтверждается примером из Живой Речи. И известно как ОЗАРЕНИЕ (инсайт). В принципе, настоящее мышление – это не просто перебор известной информации, но прежде всего череда открытий, озарений, как светлый путь Познания.
Надеемся, всем рассказанным мы здесь достаточно обосновали необходимость обучения Живой Речи и ее важность для мышления и познания?
Без Живой Речи - чем дальше, тем больше – вообще-то уже никуда. Ведь даже само слово РЕЧЬ (или, в полнозвучии, РЕКА, с чередованием звуков К - Ч) – это, по древнему смыслу, «возвращение к истокам», или даже «возвращение души», и как минимум просто «течение преобразований».
Так что давайте вместе для всех нас возрождать (и познавать) ОСНОВНУЮ, БАЗОВУЮ, ПРИРОДНУЮ часть Языка. Наряду с возрождением остальных (как бы за пределами языкознания) живых знаний наследия предков и настоящего естествознания. Осваивать вместе Живую Русскую Речь и вместе думать, как обучать, как передавать каждому в каждом конкретном случае знание Живой Речи и Языка изначального, от самых истоков!
А что касается простых практических советов, то они и без напоминания достаточно ясны каждому, кто на практике занимается вопросами познания и интересуется языком.
Первое. До 1917-го года в обучении русскому языку много внимания уделяли словообразованию и происхождению слова (этимологии). Это очень важно и сейчас для грамотного письма, для четкого понимания, из каких важных смысловых элементов, которые нельзя пропустить, состоит слово. Помимо практических занятий словообразованием и происхождением (этимологией) русских слов, теперь у вас есть возможность делать это двумя способами: 1) как рекомендует современная лингвистика, и 2) как это показали мы на примерах словообразовательного разбора Живого Русского Языка. Это вам поможет, во-первых, не отрываться от существующих реалий, во-вторых, покажет огромную разницу между этими подходами к изучению языка, позволит лично убедиться в том, как далеко в сторону увели людей в познании языка и какое богатое и незаменимое сокровище у них отнято за последние столетия.
Второе. У вас есть теперь возможность читать новую литературу по Живой Русской Речи и Живому Русскому Языку, которая подготовлена нами за последние лет 15 для облегчения понимания Языка изначального и Живой Речи. До этого у интересующихся истоками языка такой возможности не было, а теперь вот время пришло знать! Эта литература на многих примерах показывает, что не только Язык и Речь предки усваивали совсем иначе. Она еще показывает, что предки знали больше о Природе и мироустройство они понимали намного глубже и целостно. Покажет эта литература и то, что Живой Язык наследия предков невозможно изучать так же, как мертвые и формализованные языки современности. Для познания Живого Языка нужно самому оживать, совершенствоваться во всех смыслах, быть здравым как физически, так и в мировосприятии. Вот тогда перед вами и будут легко открываться многие тайны Живой Русской Речи!
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2017