(по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)
(Продолжение. См.начало в «ЗОВУ РИТМ», июнь-июль 2017)
ОСНОВНЫЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ» ПОНЯТИЯ
Эту статью мы начали с того, насколько современные «филологи» оторваны от естества Живой Речи и целостной Природы. И по истокам языка, и по происхождению слов, и по многим другим вопросам языкознания они витают в воздухе, в своих искусственных конструктах и гипотезах. Разбирая их, довольно скоро приходишь к выводу, что имеешь дело только с формами (формальным подходом), а содержание (живое) из них давно ушло или нарочно выдавлено. Тем не менее не так-то просто умертвить язык. Во-первых, основу измененных языков Земли все равно составляет живой материал Языка изначального. К примеру, не зря люди продолжают по сей день восхищаться богатством и глубиной русского языка, хотя он уже заметно разрушен и изменен! Во-вторых, истоки Живого Языка коренятся в самой природе человека, его тонкой энергетике.
Мы это показали здесь на примере происхождения слова «Индия». Получается, истоки немалого числа географических названий на карте мира тоже можно отыскать через Живой Русский Язык или даже через другие языки, если в них сохранены древние корни искомых слов. Продолжать разбор географических названий здесь мы более не станем. Вы это в дальнейшем можете делать и самостоятельно. Нам необходимо раскрывать тему дальше.
Дальше мы напомнили об основных параметрах личного пространства восприятия каждого, показали, как эти личные (но и общие для всех нас) пространственные ориентиры проецируются в осмысленное географическое пространство, на определение координат земной поверхности, сторон света. Привели и примеры того, в чем и где сохранились следы географических представлений предков. Тема эта тоже большая, и в данной статье все не объять.
Поэтому напоследок лучше дать еще ряд примеров осмысления некоторых понятий, связанных так или иначе с географией, и на этом пока закрыть «географическую» тему. Ведь нам еще есть о чем говорить и дальше. Тема Родной Речи в настоящее время, раз ее старались надежно «предать забвению» за последние столетия, пока что остается почти нетронутой. И впереди нас ждет немало других интересных открытий.
Пока же вернемся к тому месту в статье, где мы касались понятия «земной оси» и привели пример зафиксированного в словаре В.Даля ее варианта «Остен»: «…средоточие, центр круга или шара. Земля вращается на остне своем (от этого и ось)».
Дело в том, что эта цитата с того же места в словаре, где говорится об «ОСТРОВе» как «срубленных деревьях, лесинах, с подсеченными сучьями, с остряками; остров служит лестницею, из них ставят целую городьбу, выстраивая сушило, сушню…», или там же «остров (от ость, гребень, вершина подводной горы?) земля, окруженная водою, возвышенное место…».
Все это, как полагает В.Даль, от глагола «ОСТРИТЬ», как и слова «Ость» и «Ось». В.Даль досконально фиксировал множество вариантов словоупотребления и их значения в различных регионах России, что само по себе говорит о том, что народ правильно выводит слово «ОСТРОВ» от «Острить», согласно напрашивающемуся смыслу, в отличие от «творчества» разных современных филологов, (например, М.Фасмер ошибочно выводит этимологию слова «Остров» от слова «струя»).
От «острить» происходит и слово «ОСТРОГ» как «частокол», а затем и «поселение, городок», обнесенный вокруг таким защитным частоколом, а еще встречается вариант этого слова в форме «Острога» в значении «вилообразного инструмента для боя рыбы».
О соответствии народных значений смыслу говорит и соотношение этих двух слов: ОСТРОВ и ОСТРОГ. Они отличаются лишь конечными слогами «ВЪ» и «ГЪ» (с редуцированными гласными в конце слова), у которых разные смыслы, и весьма показательные. Если слог «ВЪ» подразумевает «естественные изменения», природные, то «ГЪ» говорит о «заранее зафиксированной (искусственной) заданности» со стороны людей. Да и по энергетике эти слова мы, в соответствии с гласным звуком «О», относим к 3-му центру. Есть даже своеобразная форма проверки: если в 3-м центре выделяется «оСъТъ», то в 5-м центре сохраняется по сей день обратная форма – звукосочетание «ТъСъ», как междометие в значении повелительного «молчи».
Как видите, допущенные в ходе «развития языка» ошибки разбирать и разбирать. Пожалуй, в данном случае достаточно и одного такого примера для подтверждения. Далее постараемся обойтись без подробных аргументов, чтобы не уйти от географии слишком в сторону. И далее пройдемся по некоторым словам, которые обычно относят к числу «основных географических объектов» при описании просторов нашей планеты (преимущественно возьмем те, которых мы ранее не касались, чтобы лишний раз не повторяться, т.к. ряд понятий, вроде слов «река», «гора» и т.п., мы уже разбирали ранее в работах по словообразованию, в том числе много разобранных примеров и в нашем Смысловом Толковом Словаре…).
Вообще, где начинается то, что называется заимствованным словом «география»? – Не правда ли, вся «география» начинается с «берега»? «БЕРЕГ» – это граница между стихиями – водой, сушей и воздухом. Смысл же этого слова тоже заключается в «изменчивом, но взвешенном состоянии движения энергий в любую сторону» (как вы понимаете, здесь и далее мы указываем не на условные словарные значения, а на сами смыслы слов, т.е. смыслы, часто уже утраченные или не совпадающие сегодня с лексическим значением). Берег – это, получается, некий «компромисс» между качественно разными стихиями.
По одну сторону от «Берега» простирается «ВОДА» - смысл этого слова заключается в «преобразующей основе движения истока», иначе перед нами просто изменчивая живая среда. Та самая стихия, которая наиболее активно и сильно влияет на состояние «Берега». Это может быть и небольшая «РЕКА» - в смысле просто «течения преобразований» или «возвращения к истокам». Может быть, и «ОЗЕРО» - в смысле «места собирания энергетической основы жизни». А также «МОРЕ» - в смысле этого слова как «жидкое течение» или «слияние текучести», т.е. как огромная текучая среда вокруг. Море издревле понималось, как и озеро или океан, местом аккумулирования, накопления энергии. Да и «ОКЕАН» (или «Окиан») – это по смыслу прежде всего «совокупность течений первоначала между разными стихиями». («Разные стихии» - это, например, граница суши и воды, земли и неба, плотного и тонкого миров и т.п.). Или еще можно образно толковать в смысле «око распростертой поверхности». Это все кажется сегодня необычным, потому что нами утрачена живая система образов мироописания, бывшая у предков, где образы были связаны между собой и вытекали один из другого, а мы же привыкли сегодня оперировать определениями слов, которые не связаны между собой по смыслу и строению.
Здесь можно привести еще много слов, связанных так или иначе с «водной» частью «географии», типа слова «ЛАГУНА» - в смысле «ладная стихия». Или «ЛУЖА» - в смысле «энергонасыщенная сила жизненного истока», с этим же словом связаны по смыслу и близкородственные понятия «Луг» и «Лужайка». В них подчеркивается направленное активное действие жизненных сил. Не будем даже останавливаться на словах, типа «ЗАЛИВ», «ПРОЛИВ», «ПРИЛИВ», «ОТЛИВ» и т.п., связанных с течением воды и образованных от глагола «ЛИть» - в смысле «наполнения энергией».
Наверное, стоит задержаться на известных географических понятиях на современных картах, вроде рек: Нил, Сура, Волга… Какой же смысл несут эти названия?
В справочниках бесполезно искать смысл слова «НИЛ», в них сходу заявляется, что слово древнегреческое (т.е. по факту далее расшифровке не подлежит, как и все остальное с такой пометкой) и мифологическое (т.е. с темным прошлым). Обычно на практике такие пометки даются слову, чтобы придать наукообразие, либо спрятать концы в воду. Между тем смысл слова довольно прост: НИЛЪ – это, по звукам речи, «продолжение из-за предела пространства». Видимо, предки так называли эту самую длинную реку по той простой причине, что истоки ее терялись далеко за пределами разведанного пространства? Хотя еще раньше эту реку предположительно называли именем «СУРА» - по смыслу «течение энергии», или «сияние солнца», или же «направленная сущность света».
И, конечно, нельзя пройти мимо родного слова «ВОЛГА»! Смысл его богат и разнообразен в Родной Речи! Буквально это – «меняющееся основание (Во) среды (Ла) движения (Га)». А еще характеризуется образно как: и «изменчивая основа ладного движения», и «воля движения», и «вольное движение», и «вольный путь», и «изменчивая воля» и т.д. Вплоть до «путь волов» («Вола Га»), которые тащили вверх по течению суда. По одной из версий, происхождение названия связывают также со словом «Влага». По другой версии, может быть связано и со словом «Валга», как «быстрый путь», по санскриту.
Ну, и завершим этот ряд словом «ПРУД» (в древнем полнозвучии: «По РуДа»), этимология которого в словарях объясняется настолько неудовлетворительно, что не будем даже цитировать. Между тем, в полном соответствии с правилами словообразования в Живой Речи, истоки слова нужно искать в пространстве человека. Там «Пруд» - это скопление энергии в первом центре, одно из названий которого обозначается словом «Руда» (отсюда же и прилагательное «рудый» в значении красного цвета спектра). После первого центра энергия направляется ко второму центру и т.д. Ведь аналогично и с течением реки, на которой может быть не один «Пруд».
Пожалуй, достаточно здесь примеров, связанных с водой. По другую сторону от «Берега» в нашей картине земного пространства простирается «СУША». Это слово («Суша, Сушь, Сухой») явно противопоставлено «Воде» даже по смыслу составляющих его звуков речи. Получается: «сохранение энергии изначальной в плотном или твердом состоянии». «Суша» для древних водных существ является некой преградой, где действуют другие правила и закономерности, отличные от действующих в жидкой среде. Но «Суша» имеет отношение и к любому кардинальному изменению условий (поэтому в магии и оккультизме до сих пор есть понятие «присушить»). Все это говорится нами, исходя из соотношения звуков речи в этом слове по их смыслам.
Несмотря на то, что мы говорим о «географии», нельзя забывать о том, что слова рождаются изначально в пространстве восприятия самого человека, а потом только проецируются вовне, на окружающую среду. Вот ведь что сегодня не учитывается разными толкователями географических названий и объектов. То же слово «Волга, Влага» относится к 1-2 центрам и в инверсии в 6-7 центрах дает нам известное слово «Голова, Глава». Или «Сура» 1-го центра оборачивается словообразовательным корнем «Русъ» 7-го центра. Или «Нилъ» 1-2-го центра будет читаться как «Линъ» 7-го центра (отсюда «линия»). С собственным звуком 1-го центра это будет слово «Нуль», который в седьмом центре, т.е. «где-то наверху» в нашем восприятии, дает нам слово «Луна», которое, к примеру, без переворачивания (но суффиксальным способом) может проецироваться обратно вниз в виде «лунКа».
Кстати, внутри слова «нИЛъ» видится еще и слово «ИЛЪ», который в пространстве человека осмысляется как «продолжение (И) пространства (ЛА)», а в проекции на географическую плоскость дает нам «новый слой поверхности», т.е. как бы продолжение суши, донный остадок.
Или вот «ЛАВА» - это, в первичном смысле, «ладный переход из одного состояния в другое» в человеке, а в проекции на планету в целом дает смысл «среды изменения первозданного», «изменяющуюся среду».
И, ясное дело, слово «РАВНИНА» происходит от «Равный», который состоит из осмысленных слогов: «Ра» («энергия») + «Ва» («преобразование») + «На» («поверхность»), т.е. «поверхностные изменения энергии».
Иногда смысл виден сразу: например, «ГАТЬ» – «движение по твердому (плотному)», или просто «путь, хождение». Иногда бывает сложней. Например, слово «СТЕПЬ», в котором не сразу видится смысл «суть тепла», или «устойчивый процесс постоянной основы» (для нас сегодня это слишком абстрактно), т.к. мы сегодня не отдаем себе отчета и в том, что слово «ТЕПло» рождается в пространстве самого человека («ТЕП» - в 6-м центре). Недаром в народе сохранились такие значения слова «Степь», как «хребет конской шеи, вдоль гривы, или хребет быка, собаки» (видим явное указание на область 6-го центра), а не только в привычном значении почти «пустыни, безлесной пустоши» в географическом понимании.
Так же просто со словом «ДЮНА» – образно: «направленное перемещение (ДУ) поверхности (НА)». Сколько бы ни твердили лингвисты, что это иноязычное заимствование, мы видим в этом слове производное от слова «дуть, ДУНОвение». И сложней понять, откуда берется слово «ТАЙГА», который тем не менее образно можем толковать как «тайный (ТАЙ) путь (ГА)» или «тайное движение».
Так же довольно просто читается слово «КАМЕНЬ» как древнее словосочетание «КАМЪ НА», в смысле «плотного образования на поверхности» от корня 1-го центра в человеке «Кама». Однако сегодня настолько запутали нас словарями, что трудно увидеть в слове «ГОРА» изначальный простой смысл «свет (РА) с вышины, сверху (ГО)», или еще как «устремленность к солнцу». То же самое видим и в слове «ГРЯДА», как первоначальное словосочетание «Го Ряда», в смысле «высокий ряд» или «возвышающийся ряд».
А слово «ПЕЩЕРА» может осмысляться нами и как «Печь Ра» («солнечная печь»), и как «Пе Щера», т.е. как «фиксируемый процесс Щеры» - от «щерить, расширять щель заданным образом».
Следующая стихия, связанная с «Берегом» в нашей картине, - это «ВОЗДУХ», как приставочное образование от слова «Дух, Дых». Воздух издревле представляется некой одухотворенной средой, живой оболочкой земли, приспособленной для процессов сотворения.
Из воздушных слов можно привести тут пример со словом «ЖАР, Жара» – в смысле «жизненное начало (ЖА) энергии (РА)». Изначально это слово тоже рождается в пространстве самого человека, как внешнее проявление (излучение) того, что внутри: переворачиваем слово и читаем наоборот – «РАЖ».
Есть еще слово «ВЕТЕР», без которого география никак не обходится. Составное слово из двух древних корней: ВЕ + ТЕРЪ, где «ВЕ» - это «движение», отсюда «веять». А древний корень «ТЕРЪ», в смысле «устойчивое перемещение энергии», дает начало слову «Терра», как одному из названий планеты, в значении «земля света», или «третий луч», «третья планета».
Да и в слове «ЗЕМЛЯ» по смыслам звуков речи мы можем прочитать мысль «изнутри рождающая себя энергия пространства». Или просто «Семя Ла» («Семя Лада»). Тоже одно из древних названий нашей планеты. Другим таким древним названием было слово «РАЙ» - в смысле «свет изобилия», или «обитель богов».
Заканчивая наш краткий географический обзор, вернемся снова к нашему берегу между тремя стихиями и вспомним загадочное древнее слово «ЛУКОМОРЬЕ». Сразу видно, что оно составное: Лукъ + Море – в смысле «изгиб вдоль границы соединения с жидкой текучестью».
Да и вообще все древние слова, а не только «лукоморье» (или «небосвод», «окоем», «кругозор» и т.д.), являются на самом деле составными: то, что мы сейчас считаем простыми «слогами» в составе слова, изначально является древним словом, как мы и показывали даже в этой статье, вроде: РА – свет, солнце, энергия, ГО – свыше, сверху, вверх…
Из таких базовых древних слов складываются древние словосочетания, типа «Го Ра», или «Ре Ка», или «Вола Га», и такие устойчивые обороты речи мы сегодня условно считаем СЛОВАМИ.
Мы же вам постоянно показываем, что при разборе происхождения слов нельзя ограничиваться современными формами (так не дойти до истоков), а нужно проникать вглубь – в смысл слогов, в смысл звуков речи. Тогда только перед нами раскроются настоящие изначальные смыслы!
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", август 2017