…(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», сентябрь-декабрь 2017 и январь-декабрь 2018)
Согласный звук «Ж» с гласным звуком 6-го центра «Е» (Э) дает слог «ЖЕ», который несет смысл «жизненной энергии», «живого потока, процесса» и встречается в словах, обозначающих проявление «живости, подвижности». И когда относится к нашим душевным состояниям (например, «ЖЕЛА-ние»), и когда речь идет о плотных структурах, вроде «ЖЕЛЕ».
Интересно это сравнивать в паре с глухим согласным. Мы имеем в виду слог «ШЕ», который несет смысл некого процесса (Е) как бы за какой-либо преградой, перегородкой, границей (Ш). Разве не так?
Возьмите слово «ШЕЛЕ-стеть». Здесь процесс идет где-то в лесу: первоначально слово «шеЛЕСт» связан именно с лесом (слово «лес» не случайно входит всеми звуками в состав слова «шелест», потому что «лес» в первозданном смысле – это, прежде всего, «суть внутренних преобразований, внутренняя жизнь», о чем нам говорит даже сам образ леса, который со стороны кажется неизменным, хотя на самом деле в лесу происходят постоянные изменения). Это именно в лесу привычно для нас шелестит опавшая листва, а потом только данное слово ассоциируется уже с другими местами, как бы уже по аналогии. Кстати, даже слово «ЛЕСть» происходит от корня «лес» в первозданном смысле, а не от каких-то там готских или других иностранных словечек, к которым ошибочно сводится этимология этого слова в современных словарях.
Или вот в слове «ШЕВЕ-лить». Слог «ВЕ» и сам по себе говорит об изменяющемся (В) процессе (Е). А слог «ШЕ» конкретизирует, что это изменение локализовано где-то в одном месте. Именно об этом говорит древний смысл корня. Вспомните, когда все движется, мы с вами не говорим о шевелении, шевеление для нас всегда происходит в одном небольшом месте на фоне общей относительной неподвижности (относительной, потому что, как известно, абсолютной обездвиженности не бывает). И в слове это изначально заложено сочетанием звуков, из которых оно состоит.
Или вот любопытное слово «ШЕПЪ-тать», сохраняющее древние смыслы, изначальные, когда Живая Речь звучала как песня (здесь мы имеем в виду второй слог, в котором при восстановлении редуцированного гласного получается «петь»: известно, что изначальную Живую Речь именно ПЕЛИ, и в ней современной «прозы» и аритмии не было). Просто слог «ШЕ» существенно ограничивает в данном случае звучание этого «пения». Так что вполне можете проигнорировать ошибочное указание современных этимологических словарей на «звукоподражательное» происхождение слова «шептать».
Во всех случаях глухой согласный звук «Ш» обозначает что-то ограниченное, локализованное, в то время как звонкий согласный «Ж» по смыслу не имеет границ и пределов!
Даже когда берем другой гласный звук, например, звук 7-го центра «И», с которым получается слог «ЖИ» в смысле «жизненное средоточие», или «живая среда», или «энергия жизни». Например, в словах: ЖИ-ть, ЖИ-ва, ЖИ-вот, ЖИ-ла, ЖИ-ръ… Во всех подобных словах звук «Ж» сам по себе задает как бы безграничность. И продолжение или предел в этих словах зависит от конкретного (в данном случае) содержательного наполнения гласного звука «И» с конкретным смыслом «продолжения, или воспроизведения».
Смотрите слова, в которых есть слог с глухим согласным «Ш». Например: ШИ-ть, ШИ-ло, ШИ-рь, ШИ-рма, ШИ-на, ШИ-пъ… Несмотря на то, что есть звук «И» со смыслом «продолжения», оно, это продолжение, ограничено пределами конкретного в каждом случае предмета с глухим согласным звуком «Ш».
Далее мы с вами можем взять и другие слоги, в которых звонкий согласный звук «Ж» стоит рядом с другими гласными:
Слог «ЖУ» с примерами: ЖУ-къ, ЖУ-деть (или ЖУ-жжать), ЖУ-равль, ЖУ-рить…
Слог «ЖО» с примерами: ЖО-гъ, ЖО-мъ, ЖО-ръ…
Везде, если будем докапываться до смысла и происхождения слов (этимологии), звонкий согласный звук «Ж» нам сообщает о живых процессах, о чем-то живом, жизненном (что опять же часто игнорируется современными словарями). Вот почему мы и говорим образно как бы о «живом» звуке, имея в виду звонкий согласный звук «Ж».
ЗАДАЮЩИЕ «КОД» ЗВУКИ
Во всех работах по устройству языка (см. «Живой Русский Язык», 2007, «Введение в Родную Речь», 2013 или другие работы) нами согласные звуки «Г» и «К» обозначались по смыслу как бы «кодирующими» (или «кодифицирующими»), т.е. задающими или несущими некий смысловой «код». При этом мы с вами формально еще помним, что эти звуки заднеязычные. Давайте посмотрим, почему и как это происходит.
Возьмем для начала звонкий согласный звук «Г», который в словах несет изначальный смысл некой «заданности (данности, как бы матрицы, на основе которой происходит материализация, то есть реализация, воплощение «небесного» или «идеального» на «земном» или «материальном» плане)», или даже «изначальности, предначертанности», или порой чего-то «свыше (высший план, своего рода «канал» сверху донизу с управлением сверху)», или в смысле как бы «духа живого, материи жизненности» (будто бы «нервной системы», пронизывающей все тело с центрами управления вверху, в головном мозге, т.е. то, без чего вообще не бывает живого)…
Так, наверное, не очень понятно, и нужно рассмотреть на примерах.
Вот возьмите древнее, давно подзабытое слово «ГА», в котором гласный звук «А» несет смысл некого изначально данного состояния, которое конкретизируется затем звонким согласным «Г» в указанных выше смыслах. Поэтому предки имели в виду в слове «ГА» смысл «направленного (или даже свободного) движения, перемещения».
Особенно это заметно в производных словах, когда к слогу «Га» добавляются другие слоги: Вью-ГА, Аве-ГА, Доро-ГА. Или еще предки имели в виду в этом слове смысловое значение «Путь», или некое «живое движение» (отсюда «ГАть» и «ноГА»).
Если уточнить, этот слог (или слово) подразумевает, что любое изменение возможно только по изначально заложенной для этого предмета как бы «программе, матрице, способу», согласно изначальному смыслу звука речи «Г». Поэтому нужно иметь в виду для точности, что и древнее слово «Га» переводится на современный не как «дорога», как некоторые толкователи считают, а скорее как «путь, заданное направление». Дорогой для движения слово с этим слогом становится, когда появляется обозначение некой твердости движения (Та). Например, как раз в упомянутом выше слове «ГА-ть».
А в слове «ГА-Зъ» с тем же слогом «Га» имеется в виду смысл «свободного распространения в любую сторону чего-то данного в замкнутом объеме», или еще иначе «заданное состояние изменения имеющегося». Как еще могли назвать то, что буквально испаряется, неудержимо тает на глазах, разлетается во все стороны!?
Когда вместе с согласным звуком «Г» применяется другой гласный звук «Е, или Э», получается слог «ГЕ» в смысле «горняя (высшая) энергия». Обычно слог «ГЭ» обозначает смысл «заданных изначально процессов», т.е. процесса или течения заранее заданных или обусловленных вещей. Отсюда известное древнее слово «ГЕ-нъ» в указанном смысле (т.е. как элемент чего-то изначального, проявляющегося с заданными свойствами), слово, которое никакого отношения к искусственной латыни не имеет, как и слова «ГЕ-я» и «ГЕ-рой» не имеют отношения к греческому языку (и вообще не следует рассматривать такие лингвистические конструкторы, как латынь и греческий, в качестве «исходника» для происхождения слов, если хотите на самом деле дойти до истоков живого слова).
Можно, конечно, далее подробно остановиться на других примерах с другими слогами, где звук «Г» сочетается с другими гласными. Но стоит ли растягивать текст, когда принцип и закономерность те же, какие мы с вами уже увидели с другими звонкими согласными и их глухими парами? Вы можете проработать примеры и самостоятельно (для закрепления и практики). А здесь давайте-ка лучше перейдем к глухому согласному звуку «К».
Звук «К» – это, по изначальному смыслу, «устремленность» в определенном направлении, или как бы «примыкание или прилегание, распространение, касание». В этом звуке есть нечто «связующее, пограничное, узловое, входящее в состав, примыкающее…», причем довольно «энергетически концентрированное, насыщенное, плотное, трансформирующееся». В этом звуке сокрыто нечто глубинное настолько, что оно связано с явлениями духовного порядка (природными закономерностями, кстати, вот и слово со звуком «К»: «заКон»!). В то же время наблюдается конкретизация, как бы индивидуализация, примыкание к частному проявлению общего, изначально заданного, что, как мы выше убедились на разных примерах, свойственно согласным звукам вообще.
В этом случае слог «КА» в чисто физическом общем смысле будет толковаться, согласно смыслам звуков речи «А» и «К», как «плотное начало», или «примыкающее или прилегающее продолжение, распространение», или просто «к началу». Модулирующий звук «К» задает звуку «А» как бы вектор нового осмысления, т.е. «устремленности» к тому, что дается звуком «А». И вовсе не зря у предков слово «КА» применялось в смысловом значении «души, душевности», ибо что может быть ближе к истокам и первоначалу, чем душа!? Складывание слога «КА» можно объяснить и по-современному, т.е. формально: смотреться это будет как приставка (или предлог) «К» вместе с «А» (по той же схеме, как и слова: «К дому, К лесу, К телу», только вместо слова «дом» и т.д. в этом слоге выступает звук «А»). И тогда слог «КА» можно перевести приблизительно на современный язык в виде формы: «К истоку, к изначальному».
Разницу между звонким (Г) и глухим (К) согласными в данном случае на примерах древних слов «ГА» и «КА» видите? В обоих случаях основу, фон события представляет «первоисток, изначальное», выраженное гласным звуком «А». Только с разных сторон и с разных масштабов. В случае звонкого согласного «Г» смысл задается как бы глобально («без ограничений»), с высоты действующих природных законов. А в случае глухого согласного «К» смысл и действие конкретные, но устремленные ввысь, к «первоистоку» и «высшему закону».
Если древнее слово «КА» символизирует конкретную душу, устремленную к Богу, то столь же древнее слово «ГА» символизирует свыше заданный Путь для нее, для души, путь как естественную закономерность!
Теперь понятно, почему мы говорим, что заднеязычные согласные звуки «Г» и «К» являются звуками, которые задают первичные, основополагающие смысловые коды для высокой или правильной Жизни?
ЗВУК «ИЛЛЮЗОРНОГО» СУЩЕСТВОВАНИЯ
Теперь перейдем к весьма интересной паре звуков, которая «парой» является весьма условно. Суть здесь вот в чем.
Звонкий согласный звук «В» является как бы естественным, динамичным и безграничным, как и все ранее рассмотренные звонкие согласные.
А вот глухой согласный звук «Ф» стоит особняком даже среди глухих согласных. Потому что он, звук «Ф», кажется несвойственным Живой Речи, как бы неестественным, т.е. искусственным, обусловленным кривыми «правилами» современного социума. Поэтому для русского языка по сей день является как бы «чужим», пришедшим назад, в русский язык, через другие языки, в качестве искажения естественного звука «В».
Наблюдения в речевой практике показывают, что звук «Ф» является как бы заимствованным для многих индоевропейских языков, и его в наших современных словах надо читать чаще всего как П, если слово из латыни, и чаще всего как Т, если слово из древнегреческого.
По смыслу согласный звук «Ф» - приблизительно сводится к «формообразованию, обозначению контура явления или события». Обычно он связан с вещами абстрактными, а нередко просто выдуманными, имеющими место лишь в искусственном социуме. Чисто в психологическом смысле, нюансы звука «Ф» еще связаны и с тем, что созданное, сформированное или проявленное будто «отпускается» от себя, Творца, отчуждается, отдаляется или даже отталкивается (вспомните, к примеру, эмоциональные озвучивания: «фи!», «фу!»или«фас!»).
В качестве примера можно взять звукосочетание ФА – как, по смыслу, «проявленное начало» (или условно говоря «форма, контур начала, распространения»). Ведь сам по себе звук «Ф» - это в некотором роде «фиксация, обозначение, ограничение», при этом гласный звук 4-го центра «А» - по смыслу «данное, исток, первоначало». Древний (исходный) вариант читается здесь как «Ва» (т.е., напоминаем, сразу предполагается, что звук «Ф» не изначальный, а искажение (по разным причинам) изначально данных или присущих звуков в пространстве речи и восприятия). Поэтому среди слов с этим звуком много иноязычных. Примеры употребления слова: ФА-за, ФА-зан, ФА-ра и т.д. Последнее слово «Фа-Ра», как образец разбора слова по смыслу, можно представить в качестве «фиксированного положения источника света». Это, как вы понимаете, может быть только в рамках условностей понимания современного социума, т.к. реально, в природе свет «остановить», «зафиксировать» невозможно.
Поэтому разницу в смысле видно сразу, как только мы обратимся к исходному слогу «ВА».
Звонкий согласный звук «В» обозначает смысл «преобразования, трансформации». По сути, это и движение, как «прохождение» через что-то определенное, «через узкий проход», как бы сито или фильтр. Это и движение, как «проникновение», как движение извне вовнутрь. Это и движение как передача какого-то содержания изнутри вовне. Это и движение как любое изменение, как видоизменение формальное, как изменение содержательное, сущностное, структурное. Это и движение как взаимодействие, единение, соединение… И все это носит еще, кроме пространственного изменения, и процессуальный, временной характер. Имеется в виду именно ЖИВОЕ ДВИЖЕНИЕ, живое изменение, живое преобразование, живое взаимодействие, как и в случае со звуком «Ж». Звонкий согласный звук «В» – это, образно говоря, нечто содержательное «внутри» (вить), но еще и просто движение внутри (веять), изменение внутри (ваять).
Если взять теперь слог «ВА», то он имеет смысл, как «изменяющееся (В) начало (А)» (как бы «изменение во все стороны, в т.ч. вовнутрь и наружу»). Примеры: Ваза, Вал, Вар.
В современных толкованиях этот смысл часто теряется. К примеру, возьмите слово «вал». Его основной смысл читается как «всестороннее преобразование пространства», а сегодня он часто обозначает лишь какой-нибудь там вращающийся железный стержень. Образный же смысл «ВА» - это «живое изменение первозданного», или «изменение первоначального состояния», или «переход из одного состояния в другое». Подразумеваются и просто смыслы «преобразование, трансформация».
Например, в слове «вАять» звук «А» показывает определенное «состояние, данность», а вот звук «В» как раз подразумевает, что это состояние «движется, меняется, трансформируется».В буквальном смысле слог «ВА» можно понимать как «движение к истокам, первообразам», а вот в разном другом контексте может относиться и к творчеству, в смысле «преобразования, создания нового содержания».
Интересно со словом «вАта», где слог «Та» вроде бы подчеркивает «твердость состояния», т.е. речь идет о твердом веществе, а не газообразном или жидком. Но слог «Ва» говорит об изменчивости, податливости этого твердого вещества, что ему можно придать любую форму.
Однако слово «вАза» сегодня имеет другое значение, которое отличается от первоначального смысла. Хотя намек остался. Первоначально имелось в виду то, что здесь подвергается «изменению» (ВА) нечто «изолированное от первозданной всеобщности, целостности» (ЗА). Наверное, понимаете теперь, что в этом слове имелся в виду процесс изменения чего-то, какого-то внутреннего содержания, например, цветка (а сегодня этим словом неправильно обозначают внешнее, т.е. сосуд для цветка, а не внутреннее пространство этого сосуда, наполненное живым цветком). Многое на свете видится иначе, естественно, правильно, если знать изначальные смыслы звуков Живой Речи.
От корня «ВА» образован глагол «ВАЯТЬ («Ва + Иа…») – в смысле «вживую изменять первозданное», или «изменять первоначальное состояние или форму», или просто «переводить из одного состояния в другое» и т.п. В одном из смысловых значений получится даже «преобразованное продолжение исходного».
Считается (гипотетически), что у древних ариев в одном из значений слово «Вая» использовалось как «кричащая», что вполне понятно в условиях участия голоса в процессах изначального Сотворения (раз говорится, что «В начале было Слово»). Только здесь нужно иметь в виду не просто значение «кричащая» (это современное упрощенное значение), а смысл «сильным звуком творящая» (раз язык изначальный дан для Со-Творения).
В современном словаре, например, словаре Ожегова, слово «ваять» и вовсе считается либо устаревшим, либо словом высокого стиля, в лексическом значении «лепить из глины или высекать из камня художественные изображения», что фактически является дезориентацией: «лепить из глины» можно, «высекать из камня» можно, но ваять можно только вживую и живое (отсюда слово «изваяние» как «из Ваяния», т.е. как материальное воплощение идеального образа, или чего-то свыше данного)!
Между прочим, по поводу «ваять» в современном упрощенном значении «лепить из глины»: западноевропейское слово «фаянс» на самом деле образовано от нашего древнего слова «ваять», путем искажения его произношения (пожалуй, уже у многих теперь нет сомнений по поводу европейской «прописки» глухого согласного звука «Ф»).
Точно так же и слово западноевропейского происхождения «фея» образовано вовсе не от латинского «fata» (богиня судьбы) или «fatum» (судьба), как указывается в словарях. А образовано от древнего слова Живой Речи «Вея», конечно же, путем его искажения в произношении, если учитывать историю не выдуманного, а реального происхождения европейских языков на основе исконной древней Живой Речи.
На самом деле древнее слово ВЕЯ («Ве + Иа») – это, по смыслу, «изменение (рост, продолжение) источника энергии». В жизни предков «Вея» ведала знаниями трансформации и преобразованиями из одного состояния в другое. Из этого же корня, кстати, родственное слово: «шВЕЯ», а не от слова «шить».
От правильного выявления исходного корня слова зависит точность последующей работы со словом. Например, если первоначально смысл слова «швея» относилась к сфере творческого взаимодействия с Природой в преобразовании природного материала, то в современной цивилизации значение слова неоправданно сужено до «портнихи», что достаточно далеко от живой реальности, зато вписывается в ограниченный ум современных людей. Так им понятней в их выдуманном мире с весьма условными понятиями!
В общем, что можно сказать о глухом согласном звуке «Ф» еще. Наверное, вдобавок стоит сказать, для полноты картины о том, что слова на звук «Ф» как на подбор «иностранные» и не только. Если у нас они бытовали иной раз в качестве «отказа», «отрицания» от неживого, неестественного (вроде междометий «фу» и «фи»), то в «цивилизованной» среде (можно сказать, «европейской» или теперь уже и как бы «научной») слова на «Ф», как правило, служат не только для обозначения терминологии (типа, «фонетики», «фразеологии», «флористики» и т.п.), но и в качестве обозначения искусственных или вовсе выдуманных явлений, которые встречаются только в рамках «цивилизации», но нет их нигде в Природе (примерами могут служить слова, вроде «фанера, фант, фарс, флаг, финал, фокус, форма, фура» и т.п.). Можно подумать, образно говоря, что звук «Ф» вообще извлечен искусственно для вещей мира иллюзий, как «фантом», как некий «фикс» на несуществующем в реальном мире. Как звук иллюзорного существования (или, как минимум, иллюзорного, искаженного восприятия реальных вещей). Да, конечно, все обозначенное этим звуком вроде бы присутствует, а не мерещится, но принадлежит обычно искусственному миру, как бы «цивилизованному», т.е. не имеет отношения к живой реальности...
(продолжение следует)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», январь 2019