Природа - женского рода !
zovuobraz.ruzovuobraz.ru
zovuobraz.ru
zovuobraz.ru

"Азвука" Родной Речи: Звонкие согласные и смысл "звонкости"

http://www.quark.sk/wp-content - "Азвука" Родной Речи:  Звонкие согласные и смысл "звонкости"

 

(Из курса русского языка как родного)

 

…(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», сентябрь-декабрь 2017 и январь-ноябрь 2018)

 

ПОЛЯРИЗАЦИЯ СМЫСЛОВ, или ПАРНАЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕННОСТЬ

Получается, что не только сами слова «Звонкий» и «Глухой» противопоставлены друг другу по смыслу, но и согласные звуки по признаку звонкости-глухости (из них складываются как бы парные оппозиции). Такая вот ПОЛЯРИЗАЦИЯ получается.

Если на одном полюсе есть «движение, делание, душевное» (обозначаемое звонким звуком «Д» с его динамикой), то тут же напрашивается противоположное явление, обозначаемое нами как статика (через глухой звук «Т»). Ощущаемое как «неподвижность, твердость, крепость, прочность, постоянство» и т.п.

Если же на одном полюсе у нас имеется нечто «всеобъемлющее, безграничное, т.е. что-то вездесущее», или мгновенно распространяющееся «во все стороны», или охватывающее со «всех сторон» (обозначаемое звонким согласным «Б»), то тут же напрашивается как бы смысловая оппозиция, выраженная глухим согласным «П», как что-то «ограниченное, локальное, зафиксированное…»

Можно это явление подтверждать и через другие пары согласных по звонкости-глухости. Например, через пару согласных звуков «З – С».

Из прежних работ (см. Живой Русский Язык, 2007 или Введение в Родную Речь, 2013) вам уже должны быть известны смыслы звуков «З – С». Напоминаем эти смыслы:

Звук З – это «начало другого отсчета», или «разъединение, размыкание, разделение», или «преодоление», или «разбор», или «врозь»,

Звук С – это «суть», или «сущность», или «слитность, слиянность», или «соединение, смыкание, собрание», или «вместе», «совместно».

Напоминаем еще, что в приведенных в кавычках смыслах звуков даются лишь условные ориентиры или образы для представления на своем опыте или для чувствования звуков, что не следует эти условные описания принимать в качестве словарных определений. Смыслы внимаются, являются энергетически, как момент осмысленного слогообразования и словообразования в пространстве восприятия.

Здесь, разумеется, приведены самые общие смыслы, которые могут уточняться в конкретных словах. Например, возьмем слово «Зиять» с согласным звуком «З». В слоге «ЗИ» звук «И» показывает смысл «продолжения» (неограниченного), а звук «З» - смысл «границы, откуда» это начинается. «ЗИ» - это, по изначальному смыслу, какое-то бесконечное продолжение куда-то вот с этого места. Отсюда и его лексические значения, связанные с глубиной, провалом и т.п. Сразу же напрашивается тут чуть ли не стереотипная фраза: «зияет бездна».

А что получается, когда вместо звонкого «З» подставляется глухой согласный звук «С»?

Получается слово «Сиять». И коренной (корневой) слог «СИ» тоже показывает по смыслу некое продолжение (кстати, тоже неограниченное, по смыслу звука «И»), но глухой согласный «С» локализует, конкретизирует это продолжение, как некое выделенное на общем фоне «соединение» чего-то. Обратили внимание? Звук «С» выделяет, показывает как бы суть, как бы заметное! И конкретное. Например: «сияют звезды».

Можете повторить сказанное на других словах.

К примеру, слово «Зуб», состоящий из слогов «ЗУ» и «БО» (если редуцированный гласный «Ъ» в конце восстановить до полноценного звука). Если слог «ЗУ» - это, по смыслу, «принадлежность» (У), которая «разграничивает, делит» (З), то через слог «БО» передается приблизительный смысл какого-то «образования» (О), у которого имеются все стороны (Б). В целом получается, что у слова «Зуб» изначальный смысл – это «делить (З) принадлежностью (У) со всех сторон (Б) некое образование (О)», к примеру, кусок хлеба или еще какую еду.

Ну и попробуйте теперь поменять звонкие согласные на глухие – получается известное слово «Суп». Согласные «Б» и «П» выше мы с вами уже рассматривали отдельно. Поэтому слог «ПО» здесь можно осмыслять как «плотное образование» из заданных компонентов. А вот слог «СУ» осмысляется как «целенаправленное (У) сведение вместе (С)» того, что передано в слоге «ПО». В целом получается в слове «Суп», если выразиться с юмором, смысл «заданной мешанины из соединения плотных компонентов».

В итоге, на паре слов «Зуб» и «Суп» мы снова видим, что глухой согласный звук «С» указывает на конкретный смысл «соединения, сведения в одном месте»: вот здесь он, готовый суп. Съешь - и все на этом, процесс завершен! А звонкий согласный звук «З» указывает по смыслу на отсутствие этой конкретности: зуб, он делит и делит, дробит и дробит, процесс бесконечный, пока дело не дойдет до стоматолога…

Давайте дальше короче. В словах «Зад», «Зуд», «Зелень» (мы стараемся подбирать слова с разными гласными для рассматриваемой пары согласных «З – С») звук речи «З» опять нисколько не ограничивает: «Заднее» пространство может продолжаться бесконечно, «Зудиться» тоже может неограниченно долго, «Зелень» вообще беспредельна. Единственное ограничение – точка нахождения наблюдателя, откуда все указанное начинается!

Совсем иначе, противоположным образом, в словах с глухим согласным звуком «С» (подставляем везде вместо «З» звук «С»): «Сад», «Суд», «Селение». Везде мы с вами видим четкое ограничение, указание на конкретное место, конкретную суть. «Сад» занимает всегда конкретную площадь, сколько посадили, и не может продолжаться бесконечно. «Суд» имеет начало и конец. А «селение» - это тоже заранее выделенное место.

 

ОБЩЕЕ МЕЖДУ ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ, И УНИКАЛЬНОЕ В КАЖДОЙ ПАРЕ СОГЛАСНЫХ

В качестве промежуточного вывода, на основе рассмотренных примеров мы можем уже видеть, что все звонкие согласные действительно показывают динамику, движение, процессы. А вот все глухие согласные связаны со статикой, конкретными предметами и ограниченными явлениями. Какие-то искажения (несоответствия этому закону) могут встречаться только в современных словах, которые порождаются в условиях неведения живых закономерностей Языка изначального.

Можно заметить так же, что каждая пара согласных по звонкости-глухости показывает свою уникальную грань смысла, но не дублирует то, что уже относится к другому согласному или к другим согласным звукам.

И до этого вы на разных примерах здесь видели, что согласные не дублируют друг друга. Не может быть в смыслах никакой «синонимии», смыслы всегда уникальны. И в следующем согласном звуке раскрывается совершенно другая грань реальности, которую не раскрывают другие согласные звуки.

Вот взять глухой согласный звук речи «Ш», который мы еще не рассматривали здесь. Его изначальный смысл в том, чтобы выразить нечто «связующее», или «защищающее», или «покрывающее», или «выделяющее», или какой-то «барьер неизвестности», или «отделение, отдельность» и т.п. Образно этот звук можно представить как нечто «промежуточное», как «прокладку» что ли, или «зазор» между.

К примеру, есть какое-то всестороннее (Б) начало (А), которое нужно целенаправленно (У) или некой принадлежностью (тоже У) – изолировать, защитить, укрыть и т.п. (это все смыслы звука «Ш»). Сложите теперь все перечисленные звуки вместе – и у вас получается слово «Шуба».

Или вот есть какое-то явление (МЪ) в каком-то направлении от вас (У), которое отделено (Ш) от вас так, что вы не можете разобрать, что же это за явление. Какое слово получается из этих осмысленных звуков? – Правильно, «Шум», который мешает разобрать то, что вы хотите понять!

Можно немного изменить условие словообразования, взять с другим гласным звуком, чтобы получился слог «ШИ» в смысле «изолированное продолжение» или «изолирующее продолжение». В этом случае, когда говорим «ШИ-на», имеем в виду смысл изолирующего или защитного продолжения (ШИ) какой-либо «поверхности» (НА). Когда говорим «ШИ-ло», получается уже наоборот - для «внутреннего» (Л) соединения (О). Да и смысл звука «Ш» в этом примере претерпевает изменение, или уточнение: ведь случается не только одно от другого отделять, но еще и как-то их «связывать» (тоже через звук Ш). Отсюда и изначальный смысл слова «Шило», как предмета для «связующего (Ш) проникновения вовнутрь», когда нужно сшивать, или для «отделяющего (Ш) проникновения вовнутрь», когда просто нужно проделать дырку.

А можно ведь представить вообще наглухо «изолирующее» (Ш) «образование» (О), мешающее достичь чего-либо, пройти «К» чему-то, соединиться с ним (О). Тогда складываем получающиеся звуки: Ш + О + К + О, отмечаем редукцию конечного согласного звука (Ъ). И у нас получается слово «Шокъ». Вполне русского происхождения (к вопросу современной этимологии, когда нарочно задвигают русский язык на задний план и дезинформируют, что слово «шок» французского или английского происхождения). В словаре В.Даля приводятся даже слова с этим корнем.

А если то же самое (ШО) связано с рассеиванием энергии, или внимания (РЫ), получается первоначальный смысл слова «Шоры». Отсюда и лексическое значение, в качестве наглазника, отделяющего наблюдателя от наблюдаемой действительности.

Еще вам известно очень выразительное (и даже повелительное) древнее слово, которое сегодня считается просто междометием – это предостерегающее «ША»! Однако это звукосочетание встречается и в качестве слога в составе других слов. Например, если перед нами «ГА» (движение, путь), то тут же непременно будет слово «Шаг», со смыслом слога «ША» - как «отдельной основы, или обособленного периода, отрезка» этого пути, или движения.

Если же это связано с неким энергетическим началом (РА), то с помощью слога «ША» получаем слово «Шаръ», в смысле «изолированное начало (Ша) энергии (Ра)». Раз энергия распространяется во все стороны, обычно «шар» связывают со значением круглости. Однако вполне в соответствии со смыслом звука «Ш», слово «шар» может обозначать и «пласт земли» (у землекопов), и «скат кровли» (у плотников), и «краску», и даже «пролив» или «залив» в море (на карте в районе островов Новой земли и сегодня можно прочитать названия: Костин Шар, Маточкин Шар)…

 

О «ЖИВОМ» ЗВУКЕ

У глухого согласного звука «Ш», связанного по смыслу с предметами и явлениями, есть противоположная пара – согласный звук «Ж», связанный по смыслу с живыми явлениями и процессами.

Общий смысл звука «Ж» можно приблизительно передать через такие слова и образы, как «живость, жизненность», или «женскость», или «совместность, целость», или «данное и продолжение вместе» (как мать и дитя), или «возрождение», или «восполнение» и т.п.

Если в слове «Шара» (дикая краска у маляров, смесь мела с сажей, как вполне конкретная вещь) вместо глухого согласного звука «Ш» подставляется звонкий согласный звук «Ж», получается знакомое слово «Жара». Тоже по смыслу излучение энергии во все стороны (РА), но энергии первозданной (А), живой (Ж). Первоначально, раз все слова возникают в пространстве человека, а потом только проецируются на окружающие явления, «Жар» (как сильное тепло) относится к самому человеку (источнику энергии), как и инверсия от этого слова «раЖ» - в смысле проявления энергии (РА) живого источника (ЖА). Считать его словом французского происхождения, как указывается теперь в этимологических словарях, вслед за дворянами-западниками, забывшими свои исконные корни, могут только люди, не ведающие живой смысловой организации русского словообразования.

Когда мы с вами говорим «Жар», то согласно смыслу звука «Р» имеем в виду «излучение живой энергии, живого тепла». Во все стороны! Однако когда в корне звук «Р» меняем на звук «Л» (об этих парных звуках мы с вами уже говорили на предыдущих уроках), у нас получается корень «ЖАЛЪ» как бы противоположной направленности – на себя или вовнутрь. Разве не так, вспомните слово «Жало»? Интересна ситуация и с осмыслением с различными гласными, например, в глаголах «жал-Е-ть» и «жал-И-ть». Если в последнем случае (со звуком «И») смысл сводится к проникновению вовнутрь (с помощью «жала») или к притягиванию внимания к себе (через «жалость»), то в случае со звуком «Е» (смысл «процесса, длительного действия») в слове «жалеть» речь идет об удержании внимания к себе: отсюда и значения «проявлять жалость» или «любить». Как видите, стоит изменить лишь один звук, у нас изменяются и значения, и смысл слова, и его пространственные, энергетические параметры!

В инверсии этот корень дает форму «ЛАЖЪ». Здесь можно долго описывать интересное явление смыслового чередования «Г – Ж» (то, что современная лингвистика именует «палатализацией заднеязычных согласных»), откуда у нас слова: «Лаг, Б-лаг-о», а также «Лажа, Б-лажь». Но все в короткий рассказ о звуках не вместить, поэтому пойдем дальше...

 (продолжение следует)

 

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2018г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", декабрь 2018

 

 

Опубликовано:17 Декабрь, 2018 18:28, Просмотров:768, ]]>Печать]]>
 
В этом разделе:

Notice: Undefined property: userapi::$data in /var/www/u0572878/data/www/zovuobraz.ru/mod/kult/index.php on line 730
Доступно только зарегистрированным пользователям
Извините!
Но комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
© 2024 zovuobraz.ru
© zovuobraz.ru Все вопросы на этот адрес - zovuritm@narod.ru
Рейтинг@Mail.ru 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время Яндекс.Метрика