(Из курса русского языка как родного)
…(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», сентябрь-декабрь 2017, январь-декабрь 2018 и январь 2019)
СОХРАНИТЬ И ВОССОЗДАТЬ
Конечно, все звуки речи уникальны по смыслу, имеют свои особенности. Однако есть среди них согласный звук «Х». Особенный такой. Относится к заднеязычным, как и пара звуков «Г» и «К», но не имеет своей пары по звонкости-глухости. Хотя его традиционно относят к глухим согласным. И порой противопоставляя несколько приглушенному варианту звука «Г», который проявляется в некоторых диалектных формах или просто в особенностях произношения слов на «Г», как «гх», т.е. будто как озвонченный и как бы продолжительный звук «х».
Коротко об этой «продолжительности» («процессуальности»). Звуки «К» и «Г», будучи смычными, и в смысловом аспекте предстают как некая данность: вот так - и все, по-другому не бывает! Никакой переходности, никакого процесса. Это у всех смычных согласных звуков так (вспомните весь ряд смычных согласных, парных по звонкости-глухости: Б – П, Д – Т, Г – К).
А согласный звук «Х» относится к щелевым (как Ж – Ш, З – С, В – Ф). Но единственный из щелевых, относящийся к заднеязычным звукам (Г и К).
Если до этого мы согласные рассматривали по парам, то в данном случае можно говорить даже о «троице» согласных. Вместе всю эту «троицу» можно представить образно, в единой картине, примерно так. Для запоминания. Представьте, что сверху раздается какой-то сигнал, который содержит уже все (все характеристики и данности) того, что дальше будет происходить или что будет в результате. Вот в каком смысле у нас всегда выступает звук «Г» (вспомнили? – смыслы «Г» как «заданности, предначертанности»). Для наглядности вспомните еще, например, слова «Гром», или «Гул», или «Ген». Со звуком «Г» - это всегда начало, в котором изначально задано или дано продолжение. После этого («Г») идет некий процесс до некоторого условного «финиша». Можете представить процесс этот для ясности в виде предмета, несущегося в пространстве, или чего-то, что с некой высоты (откуда у нас как раз звук «Г») несется вниз, рассекая воздух: «х-х-хххх»! Да, хотя бы вот с таким звуком. А потом раз и – финиш, например, в виде некого препятствия, или земной поверхности. Глухой удар: «кх» - и остановка, в нашей образной картинке это звук «К». Вспомните его смыслы, о которых мы с вами недавно говорили! – как бы «примыкание или прилегание, касание» к чему-то. В нашей условной картинке это касание к земле, приземление, падение предмета. Вот и вся последовательность в этой «троице» звуков: «Г» - старт, который может быть в любом месте, хоть везде, «Х» – «продолжение, процесс, конкретизация», а звук «К» - «финиш, результат» в конкретном месте в конкретной форме. Вот такая картинка образная для этой троицы согласных.
Надо думать, вовсе не случайно звук «Х» возникает и существует как заднеязычный звук, и тоже является по смыслу «кодирующим», как и звуки «Г» и «К». Но раз о двух звуках мы уже рассказывали, продолжим здесь разговор о звуке «Х».
Если вернуться к образной картинке трех заднеязычных согласных звуков, что вы там видите еще в связи со звуком «Х»? Ясное дело, он движется, движется из точки «Г» в сторону точки «К». Но для нас важней здесь обеспечение связи между звуками «Г» и «К», как бы обеспечение процесса, как бы преемственность, если учитывать первозданные смыслы этих звуков. Вдумайтесь только, ведь в каждый момент времени звук «Х» обеспечивает передачу и воспроизводство того, что ему задано в начале звуком «Г». Или для наглядности представьте звук «Х» в виде транспортного средства, внутри которого сидит звук «Г» со всем его смыслом и потенциалом, который нужно доставить до конечной станции – до «К».
Теперь стало ясней, почему мы всегда (и в работе «Живой Русский Язык», 2007, и в работе «Введение в Родную Речь», 2013) приписывали согласному звуку «Х» изначальные смыслы «сохранения, хранения», или «воспроизведения», или даже «размножения»?
Кроме этого, через совместную образную картинку этих трех заднеязычных согласных мы вам тут только что еще раз наглядно показали то, о чем раньше не раз говорилось в разных наших работах по языку. Мы имеем в виду наши прежние слова о том, что ВСЕ ЗВУКИ РЕЧИ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, ВСЕ ВМЕСТЕ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, И ПЛАВНО, ХОТЯ КАЖДЫЙ ЗВУК ПО-СВОЕМУ, С ДРУГИМ КАЧЕСТВОМ, ПЕРЕХОДЯТ ДРУГ В ДРУГА.
Если есть слово «Горъ» (т.е. «ГоРа» - в смысле «свыше данной энергии») со звуком «Г», то у него есть условное такое продолжение в слове «Хоръ (т.е. «ХоРа» - в смысле «сохранения и воспроизведения первоначальной энергии»), которое может иметь свое завершение в виде «Коръ» (т.е. «КоРа» - в смысле «оболочки, сохраняющей вложенную в нее энергию»).
Это уже иллюстрация к ранее высказанной мысли, что и ВСЯ ЖИВАЯ РЕЧЬ – В СВОЕМ ПЕРВОЗДАННОМ, ЕЩЕ НЕ ИСПОРЧЕННОМ ВИДЕ, НЕ НАБОР СЛУЧАЙНО ВОЗНИКАЮЩИХ СЛОВ, А ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ И ВЗАИМООБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ДРУГ ДРУГА СЛОВ. Теперь понимаете очередной раз, что такой язык не мог быть создан случайным образом какими-то там «человекообразными обезьянами», занятыми в таком случае вообще-то добыванием еды, а не созданием какого-то там языка для потомков по понятным всем их поколениям за сотни тысяч лет проекту, неизвестно откуда доставшемуся (а без проекта такой стройный язык не сконструировать, и проект должен передаваться на каком-то языке, а языка-то еще нет, понимаете, он только создается), пока они в течение этого длительного времени якобы становились людьми?! Это только ляпнуть бездумно легко, что, мол, «язык возник в ходе трудовых операций обезьян в течение длительного времени». А на практике все совершенно иначе в реальном мире!
Ну, пока достаточно о согласном звуке «Х», его месте образования и смысле в звуковом ряде Живой Речи. Перейдем к другим интересным звукам.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ «Ц» И «Ч»
У нас еще есть не менее интересные смычно-щелевые шумные глухие согласные «Ц» и «Ч». Тоже особенные. Чисто физически, по способу образования в артикуляционном аппарате, по произношению, они считаются аффрикатами (от лат. affrico - притираю). Состоят из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов. При этом звук «Ц» – переднеязычный зубной. Звук «Ч» – переднеязычный передненёбный. Физически эти звуки сильно похожи.
Но самое интересное и любопытное в том, что они и по смыслу почти не различаются. Наверное, в Древности, при большом мастерстве предков, различать было достаточно просто, но не сейчас. В силу их похожести что ли, люди настолько перепутали их местами, что сейчас имеется много слов, которые либо разделены посредством этих звуков (из одного корня стало два), либо перепутаны (пишут вместо звука «Ч» – звук «Ц», или наоборот), либо из двух похожих, но разных корней остался один. А это создает большую путаницу в смыслоразличении. Хотя современные люди, привыкшие к лексическому составу современных нормативных словарей, даже вопроса такого не ставят, т.к. для современной формализованной лингвистики смыслового аспекта Живой Речи не существует (в современной науке «Ц» и «Ч» - точно «две разные буковки»).
В силу похожести мы их пока тоже рассматриваем вместе, как один звук в двух вариантах. Хотя можно постараться и выяснить относительное их смысловое различие в отдельных случаях.
На практике получается, что звук «Ц» – как бы более внешнеориентированный, как внешняя сторона (например, прислушайтесь к начальному звуку в таких словах, как «Цель», «Цельность», «Целость»).
А звук «Ч» – более внутренний, внутренняя сторона того же звука, хотя это очень условно (например, прислушайтесь к начальным звукам в словах «Чувство», «Чуйка», «Чела», «Человек»).
В целом звук «Ч» несет смысл какой-то «полноты», «целостности», «наполнения чем-либо из многообразия возможного», в т.ч. «полноты ощущений» тоже.
Процесс возникновения звука «Ч» связан с выбросом большого количества энергии, которая тут же экспансивно заполняет все вокруг, внезапно и резко. С таким же «тотально взрывным» эффектом, если помните, мы сталкивались, когда раскрывали смысл звука «Б». Только если звук «Б» проявляется как бы «вдруг везде вокруг», т.е. во внешнем мире, то звук «Ч» - как бы проявляется также, но условно изнутри и внутри, как внутреннее наполнение, если даже это понимание «внутри» в какой-то степени охватывает всю Вселенную.
Всю эту «теорию», может быть, стоит посмотреть на примерах для закрепления.
Например, есть древнее, забытое сегодня слово «Чага» (состоящее из двух первичных слов или корней «Ча + Га»), в первозданном смысле «наполненное состояние» или «завершенный путь», по смыслам звуков, такой путь, который как бы никуда не ведет, замкнут на себя, как дорога в никуда. Отсюда, видимо, и его лексические значения, бытовавшие в то или иное время. В «Слове о полку Игореве» «Чага» употребляется в значении «пленница»: ну да, пленница не может никуда уйти, дороги для нее во все стороны закрыты. Или вот в XIX веке, по сведениям В.Даля, «чагать» означало «ловить рыбу в три невода, двумя перегораживая реку поперек, а третьим вылавливая середку». Рыба тоже в этом случае оказывается в плену, без невозможности уплыть, без пути. А сегодня чага – это просто «березовый нарост, березовая губка», которую тоже как бы выперло из переполненного дерева, но при этом этот нарост не в состоянии «сбежать» с этого места, висит как бы в «плененном» состоянии, такой вот намек на древние значения. А еще «чага» - это необычайно колкое хвойное дерево Северной Америки, которое цепляется, как бы «пленяет». Видимо, название тоже бытует с тех времен, когда там говорили почти по-русски.
Или вот еще одно древнее слово «Чадо», в котором тоже есть корень «Ча». Слово употребляется в значении «дитя, ребенок»: по изначальному смыслу «Ча», видимо, полагается «нечто изнутри вышедшее», как и в случае с «чагой».
Если уловили суть этих примеров, то теперь вы должны понимать, что и слово «Чадра» (в значении «покрывала во весь рост») не тюркского происхождения, как ошибочно уверяют в современных словарях, а идет из первозданных смыслов древнейшего состояния Живой Речи, распадаясь на составные части: «Ча до Ра», где «Ра» - человек, в качестве энергетического источника, «до Ра» - возможность добраться до него, увидеть, а «Ча» - полнота, переполненность, состояние недоступности извне. Отсюда первоначальный смысл «Чадры» - в недоступности внешних воздействий для внутреннего полного на сто процентов состояния, вплоть до невозможности увидеть, наблюдать. А современное значение «чадры» только называет предмет, но не объясняет, почему именно так назвали этот предмет.
И напоследок к звуку «Ч» приведем еще один пример. Есть известное слово «Чара» (из древних корней «Ча + Ра») в первозданном смысле «полнота энергии» или «целостное энергетическое состояние». Конечно, на протяжении веков этот смысл утерян, и к моменту составления словаря В.Даля в XIX веке слово «Чара» применяется уже только в значении «посуда, из которой пьют вино», хотя «вино» уже предполагает измененное состояние сознания (включая и энергетику), как бы замутненное, замкнутое на себя, плененное, по первоначальному смыслу слога «Ча». А это же слово во множественном числе «Чары» имеет сегодня значение «обаяние, волшебство». Не забыли еще (из выше приведенных примеров) первоначальный смысл «ЧА» - «охватывать, объять, захватывать, пленить»? Ведь от этого корня следуют современные значения «творить чары, прельщать, очаровывать»!
Что касается звука «Ц», то мы тут обычно приводим такой яркий пример со словами «Цель, Целость, Целое, Целование» и т.д., вышедшие все из одного древнего корня «ЦЕ + ЛА» (смысл по звукам: Ц – полнота, целость, Е – процесс, течение, ход события, Л - внутренняя энергия, А – первозданное состояние энергии, первичная энергия истоков). Между прочим, смысл «процесса проявления духа» никуда не девается. Поэтому и предки ощущали «цель» не в виде чего-то, маячущего где-то там впереди (как примерно определяют в современных словарях). Для предка «цель» ощущалась как живой и жизненный (в ходе деятельной жизни) процесс собственного раскрытия и вписания в целостность мироздания. И никакой другой цели на самом деле у человека не может быть (и по сей день это так). Современное технократическое миропонимание вводит людей с детства в заблуждение, отделяя (через абстрактные понятия) человека от цели, уводя его от себя самого и полагая множество каких-то других «выдуманных» целей (в живой природе человека так не бывает).
В общем, как видите из описанного, «ЦЕЛА» и «ЧЕЛА» действительно мало отличаются друг от друга. Для предков это почти одно и то же, т.е. нюансы, разные грани того же самого, т.е., в одном из значений: «ученик» (Чела) с целью, имеющий «цель» (Цела). Подчеркиваем: ученик раскрывается, осуществляет себя в движении, В ЦЕЛИ (именно «В цели», а не «К цели», как это формально и абстрактно могут представить сегодня). В первозданном образном понимании, современный набор звуков, в виде слов «Цель» или «Чела», нужно понимать в смысле «идущий к полноте светлых истоков»...
(продолжение следует)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2019г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», февраль 2019