23 Апрель, 2021
Правила перемены смысла
фото: Пресс-центр ЗоВУ

(Из курса русского языка как родного)

 

…(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», январь-март 2021)

 

***

Занятная штука – словообразование в Родной Речи, Живой Речи, где все между собой связано в единое целое! С какой стороны ни смотри! Вот только что разобрали, что слово «Пещера» во 2-м центре и состоит из двух слов «Пещь» + «Ра». «Пещь» («Пеща») - это то же, что «Печь», только, как пишут в справочниках, в старинном варианте. Это все из вышеизложенного понятно без дополнительных объяснений.

Сейчас о другом – о живых связях между словами, как одно плавно переходит в другое, стоит только лишь одному звуку поменяться. Вспомните, ведь все-таки звук речи «Э» («Е») относится к 6-му центру. А если мы подставим вместо него в слове «Пеща» собственный звук 1-2-го центра «У», то у нас получается слово «ПУЩА» там же, во 2-м центре. Это слово по сей день употребляется в значении «густой труднопроходимый лес». Это во внешнем мире, по аналогии того, что изначально задано в пространстве восприятия самого человека, где и рождаются изначальные слова. А в пространстве человека, да еще в области 2-го центра, внизу, «растительность» сами знаете где!

Представляете, какая складывается картина из этих слов в реальности! Пробираешься по ПУЩЕ, доходишь до ПЕЩЕРЫ, внутри которой ПЕЩЬ, в которой творится Жизнь!.. Слова эти связаны даже по смыслу, а не только по форме, по звучанию.

Это еще не говоря о том, что инверсия слова «Пуща» 2-го центра дает в 6-м центре слово «Щупа». От него у нас известные сегодня слова «Щупь, Щупать, Щупальце», потому что изначально «щупали» не руками, и даже не взглядом, а сканировали пространство энергетикой, направленной энергией (о чем как раз смысл звука речи «У» в этом слове). Но так было раньше, когда понимали внутренний смысл слов и чувствовали их энергетику.

А сегодня что? Как только заглядываешь в этимологические словари (М.Фасмера, Н.М.Шанского, Г.А.Крылова и др.), там у них никакой жизни уже нет, только «пустота». Это мы к тому, что они этимологию слова «Пуща» выводят буквально из слова «пустой», без всякой связи с другими словами и со смыслом. Как только у них это в голове помещается!? Вот что интересно. Как может быть «пусто» там, где «густо», если они же говорят о «пуще» как о «густом лесе»! Какой-то околонаучный бред получается в официальной же лингвистике, словарях, отрецензированных учеными лингвистами! Но не будем тут о современных лингвистах, а вернемся к Живой Речи.

Как видите из наших примеров (а не из существующих этимологических словарей), ПРАВИЛА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ЖИВОЙ РЕЧИ РАБОТАЮТ НЕУКОСНИТЕЛЬНО! Слова находятся в пространстве восприятия человека там, где они и должны быть по энергетике звуков речи, вписанных в общую энергетику человека. Эти правила и являются неопровержимым доказательством того, что Живая Речь сразу и целиком в гармонично организованном виде была вложена в природу человека, на что и указывал лет двести назад немецкий ученый В.Гумбольдт, о котором мы уже рассказывали, и что не признает до сих пор заблудившаяся современная якобы «научная» лингвистика. Рассматривая многочисленные примеры, приводимые в наших работах по языку, можно убедиться в этом даже наглядно и логически, т.е. даже без знания йоги и энергетики человека.

Здесь, видимо, стоит даже вспомнить эти правила, изложенные нами ранее, в других работах по языку, так сказать, освежить их в памяти. На уже рассмотренных только что примерах, но для наглядности с привязкой к ранее описанным правилам Живой Речи.

Итак, давайте начнем.

1-е правило. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И СООТВЕТСТВЕННО ПО ЗВУЧАНИЮ, ПОЭТОМУ СТРОГО ФИКСИРОВАНЫ ПО ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ЦЕНТРАМ (чакрам).

Например, звук речи «Э» («Е») в 6-м центре, в области головы. Отсюда слова «кЕпа, кЕпка, чЕпа, чЕпец» 6-го центра и др.

2. НЕ НА СВОЕМ МЕСТЕ ГЛАСНЫЕ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ТОЛЬКО В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТРАЖЕНИИ (ИНВЕРСИИ) ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА ВОСПРИЯТИЯ (СЕРДЦА).

Например, в словах «пЕчь, пЕкло, Пещера» 2-го центра и др. Хотя в этом центре должен быть другой гласный звук, который утрачен, но в древнерусских текстах он обозначается через двойной звук или дифтонг «оу». В других центрах смыслообразующий в слове звук «Э» («Е») не может быть.

3. ПРАВИЛО ИНВЕРСИИ. ИЗНАЧАЛЬНЫЕ (ДРЕВНИЕ, ПРАВИЛЬНЫЕ) СЛОВА СИММЕТРИЧНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА ВОСПРИЯТИЯ (СЕРДЦА), Т.Е. ЗЕРКАЛЬНО ОТРАЖАЮТСЯ ДРУГ В ДРУГЕ.

(Примечание: Сейчас, когда слова образуются без знания древнего живого словообразования, это правило не всегда срабатывает, и образуются «неправильные» слова, с точки зрения Живой Речи.)

Например, выше мы с вами рассмотрели, в связи со словом «Печора», как соотносятся слова «Пека» 2-го центра, внизу (отсюда «пекло», «печь» и «пещера»), и «Кепа» 6-го центра, вверху, в области головы (отсюда «кепка», «чепец» и «щепка»). «Пека» («ПЕК») внизу и «Кепа» («КЕП») вверху в пространстве энергетики человека зеркально отражаются друг в друге.

То же самое, кстати, в палатализованных формах: «Пеща» («Пещь», «Печь») во 2-м центре и в 6-м центре «Щепа» («Щепь», «Чепь» - последнее слово мы с вами сегодня знаем в форме «цепь, цепочка»).

Да, сегодня многое забыто, поэтому обычно и слово «Щепа, щепь» употребляется лишь в значении «измельченная древесина». Но изначально слова «Пещь, Пещера», как выше и было сказано, вписаны в энергетику человеческого пространства восприятия, в область 2-го центра, и связаны с процессами воспроизводства жизни. Соответственно, с процессом воспроизводства жизни было связано и слово «щепа», следы чего сохранились до сих пор. Следы эти находим в словаре В.Даля, в котором, в частности, сказано: «Щепить матку (пчелиную). прививать к рою, подсаживать в улей маточную ячею из другого улья». Понятно, что в Древности это относилось не только к пчелам.

Кстати говоря, от этого же древнего слова «Щепа» образовано слово «Щепет» (как «мелочный порядок на внешнее»), что известно и современным филологам, а от него далее «щепетильный» в значении «педантичный, изысканный, до мелочей последовательный». Но относится, по сути, к любым «мелочам» (от изначального смысла слова «Щепа»), а не только к моде, галантерее и парфюмерии, как считают современные лингвисты, опираясь только лишь на письменные источники XIX века. Однако, еще раз подчеркиваем, изначально «Щепа, Щепить» относилось все же к живому процессу!

Пойдем дальше.

4. РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА СОСТАВЛЯЮТ ГРУППУ В ТОМ ЖЕ ЦЕНТРЕ.

Например, от «Пещь» 2-го центра при помощи такого же древнего слова «Ра» и соединительного гласного «Е» образуется слово «Пещ-е-РА» того же 2-го центра внизу, в паховой области тела человека.

Просим не удивляться тех читателей, которые не знают других наших работ по Живой Речи и впервые читают вот этот наш текст. Здесь работает еще один закон Живой Речи, о котором мы давно уже рассказывали:

5. ВСЕ ИЗНАЧАЛЬНЫЕ (ДРЕВНИЕ, ПРАВИЛЬНЫЕ) СЛОВА РОЖДАЮТСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ (ПРОСТРАНСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ) ЧЕЛОВЕКА, И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ПРОИСХОДИТ – ПО АНАЛОГИИ – ОСМЫСЛЕННЫЙ ПЕРЕНОС НА ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ.

Так и здесь, приводимые примеры находятся в пространстве восприятия самого человека в строго определенных местах по энергетике звуков речи. Это только сегодня, когда все это забыто и утрачено, «Пещеры» обычно видят только в окружающем мире, но не в самом человеке. То же самое относится и к слову «Печь». Хорошо еще, что «Кепку» и «Чепец» оставили на голове человека!

6. СЛОВА ДЕЛЯТСЯ НА ОСМЫСЛЕННЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПО-РАЗНОМУ, ПОТОМУ ЧТО КАЖДЫЙ СЛОГ (И КАЖДЫЙ ЗВУК) ИМЕЕТ СВОЙ СМЫСЛ.

(Это только в современной формализованной лингвистике слово делится только по одной форме – на окончание и основу, которая может состоять из корня, приставки и суффикса. Такой очень «логичный», но очень упрощенный подход почти ничего не оставляет от Живой Речи. Что даже представить трудно, если не с чем сравнивать, если не помнить энергетику и смысл реальной Живой Речи. Потери в этом случае равнозначны плоскому чертежу или срезу на листе бумаги, например, собаки или кошки, в сравнении с ними живыми).

Поэтому правильно считать то, что сегодня формально считается «приставкой» или «суффиксом», самостоятельным словом в Древности со своим уникальным смыслом.

Пример из Живой Речи. Рассмотренное слово «Пещ-е-Ра» делится на осмысленные части не только указанным образом, т.е. как из слов «Пещь» и «Ра», но еще и как «Пе» и «Щера». Мы на это не указали сразу только потому, что сегодня эти слова сами по себе малоупотребительны, но они существуют. Этот пример напоминает сегодня о другом правиле в Живой Речи.

7. СМЫСЛ ИЗНАЧАЛЬНОГО СЛОВА МНОГОГРАНЕН, КАК БЫ «ОБЪЕМЕН».

Потому что слово только сегодня рассматривается формально, как набор знаков, как текстовая единица, а в Древности и на самом деле до сих пор СЛОВО ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Поэтому в нашем примере слово «Пещера» может делиться на осмысленные части:

- и как «Пеще-Ра»,

- и как «Пе-Щера».

Но если с «Пещерой» из выше рассмотренного более-менее уже понятно, то давайте, в качестве закрепления пройденного, покажем, как такой же осмысленный порядок словообразования получается во втором случае, в котором «работают» те же перечисленные выше правила и закономерности Живой Речи.

Итак, берем древний корнеслов «Щера», который, судя по гласному звуку «Э» («Е») в первом слоге, локализуется в 6-м центре.

К вероятному со стороны читателя вопросу, почему по первому слогу, а не по второму, напоминаем еще одно давно нами на примерах описанное правило:

8. ОБЫЧНО СЛОВО КАК БЫ «РАСТЕТ» С КОНЦА: в самом конце – основа, фундамент, фон, а на него сверху (или спереди) прирастают новые части, меняющие смысл. Поэтому место данного конкретного слова в пространстве обычно определяется по гласному в первом слоге, а не в последующих или в конечном, которые остаются на втором плане, как смысловой «фон» или «почва», на которой произрастает слово.

Как вот в приведенном примере: к первоначальному примеру «Щера» 6-го центра прибавляется слог «Пе», и вновь образованное слово «Пе-Щера» переносится сразу же во 2-й центр! Согласно еще одному правилу:

9. ЕСЛИ ОБЫЧНО СЛОВО ЗЕРКАЛЬНО ОТРАЖАЕТСЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОМ (ОТ ЦЕНТРА ВОСПРИЯТИЯ, СЕРДЦА) ЦЕНТРЕ, ТО ПРИ ДОБАВЛЕНИИ ЕЩЕ ОДНОЙ ЧАСТИ (как бы закрепляющего «якоря», не дающего «перевернуться») СЛОВО ПЕРЕНОСИТСЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ЦЕНТР БЕЗ ИНВЕРСИИ.

Как в данном примере: «Щера» 6-го центра без переворачивания оказывается во 2-м центре, но с добавлением части (или якоря) в виде звукосочетания «Пе» - «пеЩЕРА».

У читателя может возникнуть вопрос, что это за слово «Щера», которого он сегодня в разговорах вообще не слышит и не знает? Даже с уточнением, что это в области головы (в 6-м центре).

А корень этот все же есть в современных словах. Открываете словарь В.Даля и находите пример с глаголом:

«Щерить шерсть, щетину, топырить, топорщить, вздымать от злости, испугу. Щерить зубы, скалить…»

Это же, как вы понимаете, точно в области головы происходит, в 6-м центре!

Можем с вами еще больше уточнить. Когда мы с вами проходили звуки речи, говорили о паре согласных «Р» и «Л», что это по смыслу почти одно и то же (как «энергия»), но звук «Р» - как бы излучение или проявление вовне, наружу, а звук «Л» - это внутри, или вовнутрь. Вот и выходит, что «щеРа» - это вовне, а если то же самое нужно развернуть вовнутрь, получается «щеЛа», откуда как раз сегодня нам известное слово «Щель». Вот отсюда у нас с вами почти ощущение, чувствование, что «щель» - это куда-то внутрь, а «щерь» - это что-то снаружи, например, как «шерсть или масть рогатого скота», как сказано в том же словаре В.Даля.

Если даже с этим и согласится, дотошный читатель далее может еще спросить, а как же вышеуказанное правило инверсии? Ведь если в 6-м центре «Щера», то где же во 2-м центре что-то вроде «реща» или тому подобное?

Во-первых, надо сказать, что, видимо, предкам было знакомо и такое слово, просто сегодня оно вышло из употребления. А что предки об этом знали, об этом говорит слово 6-го центра «ве-РЕЩА-ть», в котором как раз корень «реща» и является переносом из 2-го центра без инверсии, без переворачивания, но с добавлением как бы «якоря» или приставки «Ве» (согласно вышеуказанному 9-му правилу).

Кроме этого, во-вторых, можно попробовать подставить вместо «Э» («Е») звук собственно 2-го центра, который утрачен в современном языке, но в древнерусском языке вместо него писали дифтонг «оу» (а сегодня вместо него часто пишут просто «У», хотя это гласный звук вообще-то 1-го центра). Тогда в примере получится «роуща», в чем слышится почти что слово «роща» (тоже ведь «растительность», как и в выше рассмотренном слове 2-го центра «пуща»). Но не будем в этом месте гадать без ясных аргументов.

Из вполне научных лингвистических аргументов здесь можно обратить внимание на согласные и вспомнить о палатализации, т.е. процессе смягчения заднеязычных, который хорошо описывается и в современной лингвистической литературе, поэтому не будем пересказывать и детализировать. В общем, если сомнительно по поводу слова «роща» - от корня «роуща» (или «руща»), то, подставив вместо звука «Щ» звук «Ч», получаем «роуча» (или «руча»), откуда у нас очень даже знакомое слово «Ручей, ручеёк» первоначально как раз 2-го центра. Что слово «Ручей» от «Руча, Руща» точно во 2-м центре – об этом говорит и его отражение, инверсия этого корня в 6-м центре, в области головы: «Чура, Щура».

Не станем подробно задерживаться на всех примерах и сохранившихся в современном русском языке соответствиях, но вы ведь точно слышите даже сегодня слова «Щурить, Щуриться», относящиеся к 6-му центру, т.е. к области головы, а точнее к глазам!? В некоторых русских диалектах вместо «щуриться» говорили «чуриться», потому что на просторах Руси процесс палатализации заднеязычных согласных в разговорной речи шел неравномерно. Это только современные лингвисты в этимологических словарях указывают по поводу «щурить», что «происхождение слова неясно». На самом деле все достаточно ясно, все можно описать и объяснить, указав даже на смысловые связи с другими словами и место в пространстве восприятия. Только вот для этого современные лингвисты должны кардинально изменить научно-практическую методологию с формальной, «прозападной», на родную, живую, реальную!

Вот теперь, когда вы, надеемся, убедились на приведенных примерах, что древнее слово «Щера» точно в 6-м центре, у нас (согласно вышеуказанному 9-му правилу) и получается перенос этого корня во 2-й центр без инверсии, но с дополнительной частью «Пе», в результате чего и образуется в данном случае слово «Пе-Щера», в дополнение к ранее рассмотренному варианту осмысленного словообразования «Пеще-Ра»…

(продолжение следует)

 

(Скачать книгу «Азвука Родной Речи. Учебно-просветительское пособие. - РИТМ. 2019» по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=347)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2021

 

Все права сохранены  ©  Зову Образ Лада

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovuobraz.ru/kult/read/Pravila-peremeny-smysla4.html