30 Июль, 2020
Русская словообразовательная матрица
пространство словообразования, энергетика человека

…(Продолжение. См. начало «ЗОВУ РИТМ», апрель-июнь 2020)

Вот видите, как много интересного можно узнать о словах и связях между словами Родной Речи только лишь через одну словообразовательную матрицу «Тура» - «Тара» (а ведь таких словообразовательных матриц вокруг других важнейших понятий мировоззрения разумных предков в целостной Живой Речи много). Да и то мы с вами еще не закончили рассмотрение даже одной этой матрицы! Потому что есть еще в словообразовании свои особенности у каждого осмысленного звука речи, и они накладывают свой отпечаток, свои нюансы на восприятие энергетики и смысла как отдельного слова, так и группы близких слов (словообразовательной матрицы).

В качестве примера можно привести здесь очень характерную особенность смысла звука речи «А», которая влияет и на особенность словообразования. Сказать, что слово «Тара» с этим звуком в рассмотренной словообразовательной матрице локализуется в 4-м центре (в области сердечной чакры) – это, конечно, правильно, но этого еще недостаточно. Вспомните из наших статей о смыслах звуков речи характеристику изначального смысла звука «А» в пространстве восприятия энергетики человека (скачать «Азвука Родной Речи» - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=347 ).

Будучи центром пространства восприятия, звук речи «А» пространственно может представляться 1) и условной точкой внутри нас, в груди, где-то около сердца, 2) и как сам человек относительно окружающего мира, 3) и как вся Вселенная, всё-всё-всё! Как некая данность. Как то, что есть и с чего все начинается. Получается формально, как будто «содержимое» 4-го центра, содержимое звука «А» как бы раздвигается пространственно, образуя при этом «полюса» внизу и вверху. Раздвигается или сдвигается в зависимости от того, что мы рассматриваем – что-то внутри или что-то вовне относительно человека.

Что касается в этом случае условных «полюсов», то они определяются таким образом. Когда в данном случае слово «Тара» оказывается внизу-внизу, где-то в стороне 1-го центра (где в нашем примере слово «Тура»), тогда слово «Рата» оказывается наверху, в стороне 7-го центра (где в рассматриваемой матрице слово «Рита»).

Если на примере, то звукосочетание «Тара» в таком случае могло осмысляться во многих интересных значениях, которые сегодня забыты. «Тара» могла быть и просто землей под ногами, и планетой (как одно из названий нашей Земли), и светилом (как Солнце), и звездой (как одно из названий Полярной звезды). Ты откуда? – С Тары. Отсюда прилагательное «старый», но не в современном испорченном значении, а в древних значениях: «пришедший с Тары», или «звездный, светлый», или «просветленный, мудрый». Так же и со звукосочетанием «Рата», от которого получаются и «Рать, Рат-ный», и «б-Рат, б-Рат-ный, о-б-Рат-ный, б-Рат-ский», и «к-Рат, к-Ратный, Со-к-Рат-ить», и тут же русское имя древнегреческого философа «Со-к-Рат», потому что т.н. греческое «крат» (сила, власть) – происходит от этого же корня 7-го центра языка Русов «Ратъ, Рать», т.е. сначала мы говорим о Живой Речи Древности, а потом только можно о каком-то греческом…

 

Небольшое напоминание. Однажды мы эту схему уже объясняли на примере слов «Дара» (внизу) и «Рада» (вверху). Поэтому не будем и здесь описывать все детально. Можно разве что привести небольшую таблицу. Просто таблицу, без комментариев, с комментариями можно углубиться в подробные обоснования так же на много страниц, как у нас получилось со словообразовательной матрицей «Тара – Тура». «Незнакомые слова», которые современным людям ничего не говорят, как случайный набор звуков, из таблицы тоже уберем, чтобы не смущать никого. Большего пока и не надо. Нам ведь здесь важно видеть лишь то, почему «Рада» наверху, а «Дара» внизу.

 

центры

матрица

«полюса»

7-й, И

Рудъ, Рiд (укр.)

РАДА или

«Ро Да» («РоД»), отсюда «Родник, Родничок»

6-й, Э

 

 

5-й

 

 

4-й, А

Дара, Рада,

РА, серед це (центр восприятия)

3-й, О

Дора

 

2-й

 

 

1-й, У

Дура, Рудый, Рудник

ДАРА или

«До Ра»

 

Примечание (по словообразовательной матрице):

1) «Рудъ» в 7-м центре – как инверсия слова «дурь, дура» 1-го центра, но «дура» - это не то, что имеют в виду сейчас, в Древности «Дура» - это «идущая в направлении, или ведущая к Богу»,

2) в свою очередь «рудъ» переносится без инверсии в 1-й центр при добавлении других слогов и образовании новых слов («рудый», «рудник», «рудокоп» и т.д.),

3) «Рiд» - сейчас сохраняется в других языках, к примеру, украинском и английском,

4) «Дора» в 3-м центре в смысле «поток энергии» уже не применяется, но используется слово в значении «река» и «лодка» безотносительно к 3-му центру.

 

Смотрите теперь по условным полюсам, где «РА» со звуком «А» - это центр восприятия, середина целого (т.е. сокращенно «СередЦе»). И снизу до него, до этого центра (т.е. «до Ра») еще нужно подняться! Поэтому «До Ра» и «Даръ» по смыслу заданы внизу и соотносятся со словом 1-го центра «Дура». А их как бы «противоположности» оказываются на верхнем полюсе, где слово «Рада» как уровень посвящения, а слово «Родъ» - и как сан, и как божество, к тому же в производной форме, как «родник, родничок», порой используется и в качестве названия 7-го центра (такое написание – это подстройка под современные правила, т.к. могло быть и «рАд-ник, рАд-ничок» - от «Рада»).

 

Теперь видите, как объясняем здесь словообразование в Живой Речи не по буковкам и абстрактно, как это делается в современной «научной» лингвистике?

К сожалению, современная лингвистика имеет живой языковой материал, доставшийся нам всем от предков, но оперирует этим материалом, во-первых, не вживую, а как с трупом, формально, без смыслового содержания. Во-вторых, абстрактно, как с условной (как бы выдуманной) знаковой системой - вне реального пространства, энергетики и смысла.

То есть, если мы показываем Живую Речь в пространстве энергетических центров человека (уровень «йога», если выразиться известными понятиями), современная же «научная» лингвистика рассказывает о языке вне энергетики, абстрактно – это относительно энергетики человека как фантазии на уровне 1-го центра (на уровне «шудры», как говорят на Востоке).

В общем, мы предлагаем работать с Живой Речью конкретно и осмысленно – по звукам и энергетике, которые проявляются и существуют в реальности пространственно. Пример того, каким образом пространственно соотносятся и группируются слова, мы вам уже приводили лет десять с лишним назад. Можно в качестве еще одного напоминания часть объяснения даже показать снова (см. на рисунке).

 

В предыдущем примере приведен случай, когда человек обозначается словом «РА» (как «источник энергии»). Иная картина получается, если человека (уже в другой словообразовательной матрице) обозначить через древнее слово «ДА» (или в варианте «ДО», что в конце слова, с редуцированным гласным, будет в виде «ДЪ»), и такое звуковое выражение будет иметь смысл «движущегося начала» (физически) или «душевного образа» (духовно). Вы же понимаете, что человек многогранен, и его можно рассматривать в разных аспектах. И путем добавления других осмысленных звучаний в пространстве относительно этого слова мы с вами увидим теперь другие слова, как это и показано на рисунке: На-До (над), По-До (под), За-До (зад), Пере-До (перед), Сере-До (серед) и т.п. Все они будут включать общую часть «ДЪ» (в полнозвучии «Да» или «До»).

Раз все видно наглядно, то комментировать не будем. Тем более у нас сегодня другая тема. Здесь мы хотели только напомнить и показать наглядно, что НАСТОЯЩИЕ ЖИВЫЕ СЛОВА НЕ ВЫДУМЫВАЮТСЯ, что слова существуют очень даже конкретно – энергетически в пространстве восприятия человека. А мы с вами учимся их чувствовать и понимать.

Можно еще в таблице поменять «РА» на такое же древнее базовое слово «ЛА». Тогда в нашей таблице картина будет выглядеть вот как (что пока для читателей непривычно, и, пожалуй, без комментариев не обойтись):

 

центры

матрица

«полюса»

7-й, И

Лудъ, Лида

ЛАДА или

«Ло Да» («ЛоД»),

6-й, Э

Леда, Лед

 

5-й

Лодъ

 

4-й, А

Дала (Даль), Лада (Лад),

ЛА, серед це (центр восприятия)

3-й, О

Дола, Долъ, Лодья,

 

2-й

Дуло, Доула, Дело, Делить

 

1-й, У

Дуля, Дила (Дилъ), Слюда

ДАЛА (Даль) или

«До Ла» («Дол»)

 

Примечание (по словообразовательной матрице «ЛА»):

1) «Дуля» в 1-м центре – по смыслу «нечто продолговатое», используется в языке до сих пор в значении «груша», а еще часто как «шиш, фига, кукиш»;

2) противоположную форму «Луда» («Лудъ») 7-го центра сегодня можно встретить в значении «ослепительная белизна снега при солнечном свете» и ряде других, которые не будем перечислять (см. в словарях), а еще в корне слов «лудить» («обманывать»), «блудить» и т.д., в которых уже не первозданный смысл, а поздние измененные значения; в мягком варианте это слово звучит как «Людъ»; кстати говоря, слово «сЛЮДа», этимологию которого современная лингвистика совсем не знает, как раз включает этот самый корень 7-го центра «Люд», но с переносом слова - с помощью приставки «С» - в 1-й центр, потому что «слюда» - это минерал, и потому что отражает свет ослепительно, как «луд»;

3) собственная форма 7-го центра «Лида» («Лид») в измененном смысле тоже применяется во многих значениях, которые тут перечислять не будем, раз это есть в словарях и справочниках;

4) а вот уделить внимание инверсии этого слова в 1-м центре нужно, потому что его уже успели оболгать «научно» (цитировать не будем, чтобы не распространять ложь); речь о реальном древнем слове «Дила» («Дило» или «Дилъ») 1-го центра, понятия минерально-органического уровня в смысле «плотного гибкого продолжения», которое, в частности, применялось для обозначения разных мышечных тканей, типа языка во рту (что можно встретить еще порой и сегодня в некоторых тюркских языках);

5) во 2-м центре не сохранился свой гласный звук, поэтому отсутствующий звук обычно передают через соседние или противоположные, от 6-го центра: так и получается слово «Дуло» 2-го центра, а также слово «Доула» - как «помощница при беременности и в родах, оказывающая практическую, информационную и психологическую поддержку, но в отличие от акушера не использующая медицинские методы»; здесь же во 2-м центре есть инверсии от 6-го центра «делить» и «делать» («дело»), первоначально тоже связанные с родами;

6) в 6-м центре слова «Леда» и «Лёд», которые применяются в разных значениях и сегодня, но эти значения далеки от первоначального смысла (кстати, современные лингвисты, судя по словарям, не знают и происхождения слова «лёд, ледяной», а вот изначально слово образно связано с 6-м центром, с глазами человека, точнее с отражениями света в них – в белочной и радужной оболочках глаз, в глубине, отсюда своеобразный перенос на вид замерзшей поверхности воды, а затем уже и вовсе на любые замороженные жидкости (т.е. не надо забывать, что все древние, основные слова Живой Речи изначально заданы в пространстве самого человека, а потом только переносятся на что-то вовне);

7) «Дола» и «Дол» с гласным «О» в 3-м центре здесь комментировать не будем, их смысл в «полноте внутренних энергетических соединений»; а вот на инверсию в 5-м центре «Лодъ» стоит обратить внимание, т.к. этот корень составляет ядро таких знакомых нам сегодня слов, как «гЛОДать, гЛОЖет», а также «гоЛОД». Надо лишь заметить, что гласный звук в этом корне раньше отличался от звука «О».

 

И, наконец, о слове 4-го центра «ЛА» со звуком «А» в масштабе человека по условным полюсам. Здесь «ЛА» - это центр восприятия, сердечный центр. Снизу до него, до этого центра (т.е. «до Ла») еще нужно подняться! Поэтому «Дола» и «Дала» (в мягком варианте «Даль») оказываются внизу. «Дола» воспринимается образно еще и как некая пространственная протяженность с энергетическим наполнением, отсюда у нас издревле слова «Дол, Долина». По долине же мы идем, она под ногами. А их как бы «противоположности» (или «инверсии») оказываются вверху, относительно центра восприятия, на верхнем полюсе, где «Лада» как уровень посвящения и как богиня, а при этом «Ладъ» («Лодъ, Лода») - и как гармоничное состояние, и как внутреннее органичное и гармоничное, т.е. живое соотношение (отсюда такие слова, например, как «пЛОД» и «гЛАДить»).

В общем, с повторением пройденного закончили…

 

А теперь вернемся вновь к прежней словообразовательной матрице («Тара – Тура») и остановимся на одном интересном моменте, собственно, ради чего мы касаемся этого и о чем сегодня люди много стали говорить в историко-географическом смысле, но никто пока, в поле нашего обозрения, не смотрел на это просто с позиции происхождения слова по правилам изначальной Живой Речи.

Прежде чем назвать слово, немного о том, что это за правило такое в данном случае. Оно существует издревле, известно еще из сохранившихся памятников устного народного творчества. Сейчас это правило называется «повтором» и выражается в «неоднократном использовании одних и тех же единиц в пределах какого-либо микротекста». В речи повторы обычно применяются как средство выразительности, экспрессии, усиления, привнесения дополнительных значений. Повторы бывают звуковыми, морфемными, лексическими, синтаксическими… Но давайте оставим все эти детали лингвистам и ограничимся здесь лишь примерами. Вы же встречали, наверное, не раз такие примеры повторов, как: «Жизнь есть жизнь» - от слова «жизнь», или «диво дивное» - от слова «диво», или «мама, баба» - как удвоение от древних слов «Ма» и «Ба». В Смысловом Толковом Словаре Живого Русского Языка мы объясняли, что «мама» - потому звучит таким образом, что в этом слове земная женщина-мать (МА) представляет еще и небесную Женщину-Мать (или Мать-Природу, которая тоже МА, как рождающее, творящее начало), из-за чего и происходит как бы удвоение, т.е. повтор в слове «мама», потому что она «Ма» от Ма, т.е. от Природы (см. об этом подробное объяснение в упомянутом словаре).

Понятно отсюда, что имеется в виду под «повтором», да?

Теперь обратимся к слову «Тара», которое нами в пространстве восприятия, как вы теперь представляете на основе всех изложенных правил Живой Речи, ощущается где-то «внизу», в стороне 1-го центра. Можно даже сказать, где-то под ногами, как и слова «Дол, Долина».

Конечно, в русском языке в чистом виде вы сейчас не найдете нужных значений, ведь русский язык хорошо подчистили на предмет всякой там «ереси» и прочих неудобных моментов (думаете, для чего еще целыми институтами трудятся ученые лингвисты, не покладая рук нормирующие язык и создающие для нас словари, из которых исключается все как бы «неофициальное», «ненормативное», не соответствующее существующему порядку понимания, - конечно же, в благих целях, чтобы избавить нас от «лишней» информации).

Поэтому рассматриваемый пример в справочниках и словарях обычно выглядит всего лишь вот так:

«Тара (от итальянского tara от арабского тарха – «то, что отброшено») - упаковка или емкость, предназначенная для размещения продукции...»

Наверное, и вам уже попадались такие звучания, как «Тарх» и «Тара»? В общем, знать больше об этом слове грамотным потребителям «потребительского общества» не полагается, понимаете? Хотя по косвенным фактам вы можете и сами (без нас) докопаться до того, что предки слово «ТАРА» образно использовали в значении того, что сейчас называется синонимичными словами «земля, суша, почва, участок». Это только русскоговорящим оставлено значение «упаковка», а вот на Западе продолжают использовать в том значении, в каком применялось у предков. Если кто, например, смотрел американский фильм о гражданской войне в США в 60-е годы XIX века по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» (1936), то знает, что там есть хлопковая «плантация Тара» (Tara). Как художественный образ земли-кормилицы.

А еще, к примеру, у конструкторов латинского языка из первозданного слова «Тара» (Tara) получилось их измененное «Terra» в значении «почва, земля», откуда происходит известное сейчас слово «территория» (Territorium) как земельное пространство, как часть поверхности суши с определёнными границами. Если что, в латыни уже не найдете подробностей образования этого слова, там такие вещи не предусмотрены. Концы в воду лингвисты обычно прячут еще в гипотетическом «индоевропейском» праязыке. Полностью осмысленное объяснение и энергетическое место первоистока слова Terra в виде «Тара» в таком же значении было только в Живой Речи, т.е. в русском языке (через 6-й и 2-й центры, но сейчас не об этом).

Мы здесь вовсе не случайно упомянули латинское слово «территория» (Territorium). Потому что в период создания искусственной латыни для обозначения разных «поверхностей суши» были только слова «Русь» и «Тара» из общего языка того времени. Ну, еще было образно-поэтическое, с выразительным усилением, повтором, что-то вроде (в современном написании) – «Тара Тария», почти по такой же форме как «диво дивное». А еще на просторах Руси можно было вполне встретить и названия, похожие на звукосочетание «Тартар» (находят же на старых европейских картах и реку, и город с таким названием). Слово «Русь» в латыни определяется в значении «сельская местность», в отличие от «цивилизации» (в значении «город»). А вот из образов «Тара» и «Тара Тария» в латыни получились слова «Terra» и «Territorium».

К вашему сведению, между прочим, все те земли, которые лежали за пределами как бы «цивилизованного» мира, т.е. за пределами захваченных т.н. «римлянами» участков суши, были тоже просто «территорией» («заселенными», т.е. «цивилизованными», по их логике, считались только те земли, которые так или иначе заняты «римлянами»). Потому что просто «территории», по логике «римлян», еще не охвачены «цивилизацией» и не важно, живет там кто-то или нет, раз «неримляне» не являются «гражданами», а могут быть только «живностью» (для сравнения: сегодня такое явление, как римское «оцивилизовывание», по той же логике, известно еще и под другим термином, и называется «демократизацией» разных там, с точки зрения Запада, как бы диких и «варварских» народов).

Видимо, постепенно понятие «территория» (за пределами «цивилизации») стало приобретать у них политический и географический оттенок и обозначаться даже на картах как «Tartarorum». Повторимся: для «римлян» и прочих «цивилизованных» на всю голову «Tartarorum» или «Тартария» - это просто «территория». Конечно, неизвестная и дикая, чуждая и враждебная земля. Отсюда их мифологическое пугало под названием «Tartar», «адское» место, куда они всех посылали, когда ругались. А потом такие экспрессивные выражения наши невежественные «западники» принесли обратно в качестве иноязычных словарных заимствований. Таково появление кальки с как бы древнегреческого «провалиться в тартарары».

Ну, это уже последующие нюансы. Мы здесь хотели только прояснить практическим примером, в заключение рассказа о словообразовательной матрице «Тара – Тура», откуда идет, с точки зрения правил Живой Речи, загадочное для многих слово «Тартария» («Tartarorum»), как понятие западное, европейское, переделанное из наших же древних слов (напоминаем, чтобы не было путаницы: мы говорим не об исторических фактах, а о слове с точки зрения Живой Речи)…

(продолжение следует)

 

(Скачать книгу «Азвука Родной Речи. Учебно-просветительское пособие. - РИТМ. 2019» по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=347)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2020г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2020

 

 

Все права сохранены  ©  Зову Образ Лада

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovuobraz.ru/kult/read/Russkaja-slovoobrazovatelnaja-matrica3.html