24 Ноябрь, 2018
"Азвука" Родной Речи: Звонкие согласные и смысл "звонкости"
Колокольный звон. - http://itd0.mycdn.me

(Из курса русского языка как родного»)

 

…(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», сентябрь-декабрь 2017 и январь-октябрь 2018)

 

О СМЫСЛОВОМ ПРИНЦИПЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ: КАК ПРОИСХОДИТ ИНВЕРСИЯ КОРНЕЙ?

 

Давайте немного поупражняемся в словообразовании, чтобы вспомнить правила Живой Речи и лучше ориентироваться в смысловом пространстве звуков речи. Возьмем очень простой пример, чтобы легче было понимать, без всяких сомнений.

Во-первых, мы с вами уже «проходили» особенности гласного звука «А» (см. 4.1. «Азвука» Родной Речи: звук «А» и почему «А-звука»), знаем уже его смысл, место и даже «масштаб» в пространстве восприятия. Помните, мы говорили, что в отличие от других гласных, звук «А» может встречаться и в других центрах энергетики человека? Потому что он как бы «центральный» звук, а в качестве «центра Вселенной», в таком случае, может выступить и бесконечно малая точечка внутри нас, где-то в области сердца («СЕРЕДины ЦЕлого»), и сам человек относительно окружающего мира, и даже сама Вселенная! К вопросу о масштабе. Поэтому нас с вами не должно удивлять, что слово со звуком «А» может встретиться, например, в области 1-го центра. Вы же представляете, где у человека находится «ПАХ»? Вот с этого слова (и места в пространстве энергетики, восприятия и смыслов) и начнем!

Во-вторых, вспоминаем теперь изложенное ранее (см. Живой русский Язык, 2007 и Введение в Родную речь, 2013) правило инверсии звуков (симметричного отражения, как в зеркале) относительно «центра» или оси (плоскости) отражения – опять-таки сердца, как середины. В таком случае 1-й центр «отразится», как в зеркале, в 7-м центре. Соответственно, слово 1-го центра «ПАХ» в 7-м центре будет читаться как бы «наоборот», в виде «ХАП».

В-третьих, нельзя забывать и о законе открытого слога. Поэтому в нашем примере будем помнить, что в конце слова имеется краткий гласный звук, раньше едва произносимый и обозначаемый даже письменно вплоть до языковой реформы 1917-го года. Поэтому наш пример будет выглядеть так:

1-й центр: ПАХЪ – 7-й центр: ХАПЪ.

Нам с вами сегодня известен глагол с этим корнем: «хапать» (с современным негативным или ироническим значением, поэтому многие и не подозревают, что в Древности предки понимали этот глагол здраво в смысле «черпать» энергию из окружающего пространства). Но уже вовсе не известно сегодня слово «Хапа». Это слово мы знаем сейчас только в измененном виде и с уменьшительно-ласкательным суффиксом «-к-». Предки вместо начального звука «Х» подставляли согласный звук «Ш», подставляли вполне осмысленно, чтобы обозначить, что получающийся предмет не относится к самому человеку, а отделен от него (помните один из смыслов звука «Ш» как «разделения, отделения»?). Согласно смысловому принципу словообразования. И получается, в результате, широко известное слово «Шап-К-а», именно от древнего корня «Хапа».

В этом месте вы еще должны помнить, что предки с малых лет росли с чувствованием энергетики всех звуков речи, с пониманием их смысла и умением владеть звуками речи, как инструментом взаимодействия с энергетикой пространства. В отличие от современных лингвистов, которые лишены с детства не только этих способностей, но даже информации о них. Поэтому в этом («непонятном» для них) месте современные лингвисты выдумывают «теорию палатализации» («смягчения») заднеязычных согласных в дописьменный период. Потому что им нужно как-то объяснить, почему же в данном случае (и в других аналогичных ситуациях) звук «Х» переходит в звук «Ш», а в смыслах и энергетике звуков у них, современных лингвистов, как вы уже знаете, почти нулевая ориентация!

А еще вспомните, что есть правило, согласно которому словообразовательный корень 1-го центра «ПАХЪ» может перенестись в 7-й центр без инверсии (переворачивания), но с дополнением (как бы «якорем», который не дает корню перевернуться, инвертироваться). Это может быть другой корень (в современном варианте - приставка или суффикс). В таком случае у нас получается слово 7-го центра, например: «за-ПАХЪ», т.е. «то, что распространяется ЗА пределы ПАХа», и даже всего человека, в окружающее пространство. Это если добавить приставку «за-». При добавлении же суффикса здесь, в 7-м центре, можем получить слово «ПАХЪ-н-уть».

А если другой суффикс добавить, к примеру, суффикс «-а-», тогда что? Понятно, что получается глагол «ПАХ-а-ть», но в каком центре он будет локализован – в 1-м или 7-м?

Вот ведь ради чего мы и затеяли здесь повторение словообразования! Чтобы разобраться в нюансе, когда новое слово – при добавлении еще одной части - остается в том же центре, а когда переносится в другой, симметричный центр (относительно «сердечного»)!

Предки ориентировались, ясное дело, на смысл и энергетику звуков. Попробуем понять, как это сегодня можно растолковать – разное группирование родственных слов, т.е. деление родственных слов на разные группы (одни слова в 1-м центре, другие с тем же корнем – в 7-м). Нужно нам с вами уловить суть, как бы существенный принцип разделения, чтобы потом не путаться в аналогичных ситуациях с другими словами.

В случае «заПАХ» и «ПАХнуть» - по смыслу и энергетике – мы можем сказать, что происходит как бы «перемещение чего-то ЗА пределы паха». Вот почему мы их выносим за пределы 1-го центра, в 7-й центр.

А в случае варианта «ПАХать» действие происходит в том же 1-м центре, потому что первоначальный смысл слова (в пространстве самого человека, а не где-то там, в поле, когда речь пойдет уже о современных, вторичных значениях) обозначает «действие с помощью паха» или «возле паха», т.е. там же, в 1-м центре.

Даже звуки согласные говорят нам об этом же! В слове «пахАть» звук «А» - как первооснова, как начальный вариант (т.е. через него обозначается в данном случае близость с «пахом»). А звук «Н», если смотреть на другой глагол «пахНуть», - это уже отделение от первоосновы, от начального варианта, от «Паха». Звук «Н» - если вспомнить описание его смысла по энергетике - разделяет!

Даже не в таких простых ситуациях, а в более сложных все равно мы, как и наши предки, ориентируемся на смысловой принцип словообразования. Он главный, ведущий.

Например, есть же и другой вариант головного убора, помимо «шапки», от того же корня, от «Паха», получающийся добавлением к нему другого корня «Па» - хорошо знакомое слово «па-ПАХа». Вроде бы и здесь тоже есть звук «А», но одновременно есть и звук «П», имеющий смысл «скрепления, фиксации» чего-то внешнего, отделенного. Поэтому мы с вами и не представляем «папаху» внизу, между ног, в области 1-го центра. Несмотря на явно видимый корень «Пах» в этом слове. Представляем осмысленно только вверху, в области 7-го центра, в качестве головного убора.

Ну и как, пришло теперь к вам понимание смыслового нюанса, каким образом происходит группирование родственных слов? В каких случаях происходит перенос корня на другой уровень (в другой центр) без инверсии, а в каких остается в той же области, в первоначальной?

Теперь перейдем к другой паре согласных…

 

В ЧЕМ СМЫСЛ «ГЛУХОСТИ» ЗВУКОВ?

 

Раз мы уже коснулись выше глухого согласного звука «П», продолжим дальше с него.

Например, корень «ПАЛЪ» с этим согласным звуком мы можем обозначить в середине, в 4-м центре, где у нас локализован гласный звук «А». Надо ли вспомнить смысл этого звукосочетания? Если сходу не удается сформулировать, напомним: «Палъ» (или «Па + Ла») – это, по смыслу изначальному, «стабильное состояние (Па) внутренней энергии (Ла)». Отсюда глагол «пал-и-ть». Отсюда же и слово «Пал-к-а», современное значение которого очень сильно отличается от первоначального смысла.

Отсюда же вы можете вывести по инверсии сопутствующие слова: если в центре они связаны с корнем «Палъ», то как бы по периметру, наоборот, связаны с корнем «Лапъ» («Ла + Па»). Отсюда у нас слова «Лап-а» и «Лап-а-ть» (кстати, слово «Лап-оть», как принадлежность для лапы, как обувь, из этого же корня). Первоначальный смысл самого корня «ЛАПЪ» - это «гармонизирующее продолжение (Ла) фиксированной формы (Па)».

Однако хоть в связи с конечностями, хоть в центре живого существа, в нашем примере согласный звук П имеет такие первозданные смыслы, которые можно передавать приблизительно (или где-то образно) как «оформленное, фиксированное», или нечто «здесь», или «фиксация состояния, положения без изменения», или даже «плотность», а порой просто «поза, стойка».

В отличие от глухого согласного, его звонкий антипод Б имеет такие первоначальные смыслы, как «всеобъемлющее», или «безграничное», или даже «везде, вездесущесть» (одновременно), как бы «всеохватность», распространение «во все стороны» или охватывание «всех сторон».

Поэтому и древнее слово «БАЛЪ» («Ба + Ла») первоначально имеет смысл «полноты пространства», наполненности энергией в физическом смысле. Образно еще понималось предками в качестве «божественного начала пространства» или «всеобъемлющей основы окружающей среды». Связано это слово тоже с сердечным центром, как и «Палъ» (палить, запал), но в отличие от глухого аналога, слово «Балъ» связано прежде всего с Жизнью, с эмоционально-чувственным накалом страстей, с апофеозом безграничной любви. Именно по этой причине издревле понятие «Балъ» обозначало ладный строй движений и гармонического слияния мужской и женской энергий в едином устремлении Сотворения. Это было действом Бога и Богородицы, в котором они на определенный период принимали на себя миссию сопровождения богорожденного Младенца в Мир. Было как бы действом «сверхъестественно» мощным, волшебным, магическим. Отсюда в старорусском сохранилось однокоренное слово «Бал-ий» в уже несколько упрощенном значении «заклинатель, колдун, врач».

В инверсии этот корень читается как «ЛАБЪ» («Ла + Ба») в смысле «пространства всестороннего начала», или «ладного воздействия со всех сторон (или во все стороны)». Сохранилось в русском языке старинное слово с этим корнем, сейчас малоупотребительным и почти неизвестным: «Лабзить» (от «Лаб-аз») в значении «льстить».

Как видите из рассмотренных примеров, и в данном случае у глухоты и звонкости звуков функции четко разделенные, а не хаотичным образом складывающиеся. Что еще раз показывает, что такой осмысленно и гармонично сложенный язык не мог быть создан примитивными обезьянами, если вновь упрекнуть современную лингвистику в наивности и неадекватности официально признанных гипотез происхождения человеческого языка.

В отличие от смыслов некой «безбрежности» и «динамичности» звонких согласных, глухие согласные по смыслу будто «фиксируют конечные формы», «стабилизируют движение».

Если мы это будем понимать, то и привычные слова откроются для нас в другом свете. В настоящем, живом! Например, слово «Берег» сейчас понимается совершенно противоположным образом (из-за утраты первозданных смыслов), как «узкая полоса взаимодействия между сушей и водоёмом». Но корень «Беръ» нам говорит о том, что мудрые предки имели в виду совсем другое: БЕРЕГЪ («Бе + Ре + Га») – в первоначальном смысле, это «всеобъемлющее течение, живой поток», т.е. перед нами слово, состоящее из древних корней «Беръ» (в смысле «всеобъемлющий перенос энергии») и «Га» (в смысле «движение, путь»). Понятно, что у потока есть некий краешек, граница, но главное для живого процесса – по смыслу - заключается в самом потоке энергии.

Можно даже поговорить здесь вкратце о самих словах «звонкий» и «глухой».

 

О СЛОВАХ «ЗВОНКИЙ» И «ГЛУХОЙ»

 

Что же на самом деле имеется в виду, когда говорим «Звонкость» и «Глухость»? Если даже не относить их к согласным звукам в языке, как к терминам, а принять во внимание просто общий смысл слов.

Чтобы еще раз попрактиковаться в словообразовании (нам же с вами нужно больше практики, чтобы научиться видеть смыслы звуков, а потом начать постепенно чувствовать и их энергетику), давайте начнем со смыслов звуков и слогов, из которых эти слова складываются.

Звук «А» уже не нуждается в объяснении. Мы с вами помним, что у него в словах смысл некой «основы», откуда все начинается.

Далее идет согласный звук «Н», который обычно служит границей между качественно разными средами, или оболочкой. Поэтому вместе они (Н + А) часто обозначают некую «поверхность» или «границу» перехода из одной среды в другую.

Гласный звук «О» обозначает смысл энергетического «соединения, совокупности, образования». Согласный звук «В» - это, по общему смыслу, всегда «преобразование, изменение», которое можно понимать и как постоянный процесс, и как некий период с началом и завершением изменения, т.е. как импульс перемен. Вместе они дают (В + О) смысл, в частности, если понимать образно, как бы периодически или волнообразно расходящиеся вокруг изменения.

Слог «ЗА» чаще всего понимается нами как «по ту сторону», «дальше от имеющегося, принятого или известного», если долго не объяснять смысл состава звуков.

Вот и складывайте теперь, что получается: ЗА + ВО + НА. Ведь из этих слогов фактически состоит современное слово «Звон». Вкратце «сумму» смыслов данных слогов мы можем передать как «продолжение волнообразных изменений между разными мирами (или стихиями)»?

Вот почему в прилагательном «ЗВОНКИЙ» мы с вами подспудно чувствуем динамику, продолжение, незавершенность. Где границы у звона?! Они заранее по смыслу не заданы.

«Границы» (или «ограничения») могут быть заданы потом. Но касается это уже другого слова.

Что же мы видим, если будем смотреть смысловой состав звуков, из которых складывается слово «ГЛУХОЙ»?

Согласный звук «Х» - это, по смыслу, «сохранение» (иногда через воспроизведение), а порой даже «остановка», как обездвиженность.

Гласный звук «У» 1-го центра обозначает «принадлежность» и задает «направление». Согласный звук «Л» имеет смысл внутренней энергии, внутреннего процесса, как вы помните.

В сумме у нас получается «ЛУХЪ» - по смыслу, «внутренняя принадлежность или направленность воспроизведения». Можем это с вами понимать и как «энергетическое направление сохранения» или, образно говоря, «направленный поток энергии у воспроизводящего начала». Отсюда складывается древнее понятие «Съ Луха», как современное слово «слух». Родственные слова с этим корнем «оЛУХ, сЛУШать» (снова здесь видим т.н. «первую палатализацию заднеязычных согласных», по терминологии современных лингвистов, а на самом деле перед нами осмысленный переход одного звука в другой, звука «Х» в звук «Ш», или просто качественное изменение энергетики слова).

Как вы и отслеживаете здесь ход суждения, у нас с вами получается, что слова «ЗВОН» и «СЛУХ» изначально связаны с процессом ЗВУЧАНИЯ, т.е. со ЗВУКами.

Далее мы берем слово «Слух» и разбираем его по составу: СЪ + ЛУХЪ.

Мы здесь можем запросто взять корень «Лухъ» и заменить как бы одну «приставку» (которая сама является, по сути, самостоятельным древним словом или словообразовательным корнем) на другую древнюю «приставку».

Например, на «ГО» (в краткой форме «ГЪ») – в изначальном смысле, «заданная основа, форма, фиксация», т.е. как бы «по задумке», или даже «свыше заданная», как бы «заранее данная в определенных границах».

Так и получается древнее слово «ГО + ЛУХЪ», в современной передаче как «глухой» - в приблизительном смысле «ограниченный в воспроизведении звука» или «заранее фиксированное, оформленное звучание», или даже «звучание в заданных пределах».

В итоге, выходит, что «ЗВОНКОСТЬ» и «ГЛУХОСТЬ» - это даже по древнему смыслу практически противоположные понятия. В современной лингвистике они тоже рассматриваются как антонимы...

(продолжение следует)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2018г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», ноябрь 2018

 

Все права сохранены  ©  Зову Образ Лада

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovuobraz.ru/kult/read/Azvuka-Rodnoj-Rechi--Zvonkie-soglasnye-i-smysl-zvonkosti.html