22 Декабрь, 2017
"Азвука" Родной Речи: звук "И", разбор слов "Ум" и "Имя"
Карташов Владимир Николаевич. Зима. (Челябинск) - http://www.liveinternet.ru

(Из курса «русского языка как родного»)

 

…(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», сентябрь-ноябрь 2017)

 

СЛОВО «УМ»

Сегодня мы с вами привыкли к определению слова «ум» в (словарном, лексическом) значении как «способность человека мыслить, основу сознательной жизни» (Словарь С.И.Ожегова).

И нет никаких объяснений в современной лингвистике по поводу того, почему «способность мыслить» обозначается именно таким звукосочетанием – через звуки речи «У» и «М». Из ранее рассказанного нами вы уже понимаете, что в современной лингвистике, с формализованными буквами и звуками, как условными знаками вне пространства и времени, и не может быть ответа на этот вопрос. Могут быть только какие-нибудь фантазии на эту тему, на которые мы не будем даже размениваться! Или, самое большее, указание на то, каким способом эти звуки образуются в ротовой полости. Больше ничего.

Отсюда невыясненным остается и происхождение этого слова. Современная лингвистика здесь расписывается в бессилии. В словаре М.Фасмера, кроме такого вот перебора вариантов, вроде «др.-русск. умъ… ст.-слав. оумъ», в разных языках, ничего больше нет. В этимологическом словаре Н.М.Шанского так и сказано: у слова «ум» «надежной этимологии нет». Ясное дело, раз современная лингвистика не ведает истоков Живой Речи, которую мы с вами здесь моделируем.

Соответственно, и этимологические словари не имеют критериев и базовой основы для толкования слова. Иначе, например, в том же словаре М.Фасмера вариант происхождения слова «дума» от древней формы «до-оум…» не стали бы помечать как несущественный, когда этот вариант как раз и оказывается самым существенным из перечисленных в словаре. Да, сегодня почти все понимают, что слово «думать» происходит от «дума» («до-оум…»), но не все отдают себе отчет в том, что само слово «дума» основано на слове «ум» (современная лингвистика не видит здесь смысловой близости и формально разделяет по разным словообразовательным гнездам корни «дум» и ум»). Хотя следы такого происхождения в языке мы находим и сегодня: например, известное слово «недоумевать» состоит из двух приставок «не» и «до» и корня «ум» («не + до + ум…»). Отсюда же можно сказать, что современный глагол «думать» происходит от сегодня считающегося устаревшим слова «доумевать».

Хорошо, хоть слово «уметь» в современных этимологических словарях не забывают выводить от корня и слова «ум»!

 

В ЧЕМ СМЫСЛ «УМА»?

Напоминаем о том, что в слове «ум» необходимо иметь в виду в конце непроизносимый сейчас краткий гласный звук, который мы обозначаем через букву «Ъ», вот в таком виде: «УМЪ». В полногласии такое звукосочетание можно петь как «УМА» («У + Ма»). Именно исходя из этих трех звуков и нужно определяться с изначальным смыслом слова «Ум».

Из ранее пройденного вы должны помнить, что слог «МА» осмысляется нами как «возникновение истока», или просто «мыслящее начало» (а еще «рожающее начало»).

Гласный звук «У» имеет смысл «направления, связи, принадлежности». Формально звук речи «У», как новый слог в слове, является конкретизирующим элементом, т.е. указывает на смысл получающегося производного от слога «МА» слова, т.е. на «ум».

У + МА = УМЪ (при редукции конечного, безударного гласного звука).

Расшифровывая по звукам речи «У», «М», «А», получаем и смысл всего звукосочетания: УМ как «принадлежность мыслящего начала» или просто как «связь с возникновением истоков»… Или даже УМ как «направление к рождению истоков». Само слово задает осмысленное направление развития, ориентировку – куда дальше двигаться.

Можно даже пространственно определиться. Вы же знаете одно из значений звука «У» в качестве предлога? И примеры, где этот предлог применяется, вспомнить легко: У дома, У меня, У Ра… Мы с вами понимаем такую форму, как (приблизительно) «возле чего-то». Так и в нашем случае: вместо «чего-то» подставляем «МА». Получаем «у Ма», т.е. «возле нового начала» («возле места нового рождения»). Если вы тут вспомните символику и функции 7-го центра, то поймете, что слово «ум» и не может быть в другом месте, кроме 7-го центра, т.е. в области головы. В седьмом центре рождается новое начало: это как достижение полноты и выход за собственные пределы, как «второе рождение» (упоминается в древних характеристиках героев, как «дваждырожденных»).

На слове «ум», как ярком примере живого словообразования в пространстве восприятия человека, мы здесь задержали внимание еще и потому, что в предыдущих работах по Живой Речи и Живому Русскому Языку о нем говорили мало. А теперь перейдем к другим гласным звукам. Один из них (звук речи «И») уже попал здесь в поле зрения при рассмотрении слова «ум». Вот к нему и перейдем теперь.

 

ГЛАСНЫЙ ЗВУК РЕЧИ «И»

Возьмем хорошо известный пример, который поможет здесь наглядно осмыслить этот звук. Читатели наверняка часто встречают в разной литературе выражения (предложения), начинающиеся со звука речи «И»:

И стало на дворе пасмурно и холодно.

И ничего страшного, если…

И что теперь делать?

И вновь продолжается бой.

И возгорится солнце!

Или другие примеры, как:

Мы И не подозревали, что…

Это человек И есть тот самый…

Нас в данном случае совершенно не волнуют попытки современных лингвистов условно и формально отнести этот звук по функции в предложении (тексте) то к союзам, то к усилительным частицам. Помните, наверное, из школьной или вузовской программы обучения современному русскому языку, есть даже правила, вроде: «точка ставится перед союзом «И», если он не связывает в одно целое предложение, а начинает собой самостоятельное предложение» и т.п.?

Раз мы здесь занимаемся первичными смыслами звуков речи, то нас здесь не касаются попытки формализации языка в современной лингвистике. Для нас важно определить первозданный смысл звука речи «И». А смысл этот древнейший сохранился в русском языке, поэтому мы и привели здесь ряд знакомых примеров!

Даже из приведенных примеров видно, что звук речи «И» имеет смысл как бы «ПРИСОЕДИНЕНИЯ, УСИЛЕНИЯ, ПРОДОЛЖЕНИЯ» везде, где он применяется.

Еще из обозначенного выше логично вытекает, что звук речи «И» в Живой Речи может передавать в определенном контексте смысл какого-то новообразования «сверх данного», уже имеющегося (как продолжение потока энергии), а также может обозначать союз (как место соединения с общим потоком). Отсюда его позиционирование в качестве символического «СРЕДОТОЧИЯ», «вехи» или «вертикали» (обозначения, определения места) нового начала, как бы космического продолжения и непрерывности, носителя Жизни, семени…

Это уже пошли образы (не берите в голову, если пока не совсем понятно, у вас в процессе занятий и обдумывания должны выработаться из своего опыта свои образы, близкие вам).

Из выявленных граней объемного смысла можно указать и такие, как:

условная «СЕРЕДИНА, средоточие» Иять, лИк, лИст, мИр, нИва, нИть, нИша, пИр, сИнь, шИрь),

как бы «ПЕРЕХОД из одного состояния в другое, из одного места в другое, или как бы «мост» Жизни (энергетического потока)» (условные примеры: кИпеть, кИдать, лИть, мИмо, сИгануть).

В общем, звук речи «И» символизирует не только «СОЕДИНЕНИЕ, или соитие» (условные примеры: вИть, пИть, пИсать, пИтать, Иметь),

но и «ПРОДОЛЖЕНИЕ, новое рождение» (условные примеры: дИтя, длИна, лИния, лИана),

а еще «СВЯЗЬ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМ», как присоединение к нему (условные примеры: сИла, сИять, тИна, хИтрый, цИкл, чИнить),

а также как бы данность «СВЕРХ ИМЕЮЩЕГОСЯ, ранее данного» (условные примеры: вИд вИхор, вИхрь, дИво, лИлия, лИхо, лИшний, пИк, рИск).

(В качестве примечания: не пытайтесь эти примеры в скобках жестко вписать в какую-нибудь таблицу, как-то формализовать, как это делается в современной лингвистике. Мы эти примеры привели здесь только для большей понятности объяснения. Они здесь достаточно условные, приблизительные, т.к. смыслы у слов как бы «пространственные», объемные, многомерные, поэтому одни и те же слова из перечисленных могут быть отнесены в несколько указанных групп по смысловым признакам.)

При этом проявление звука речи «И» в Живой Речи сопровождается непременной эмоциональной насыщенностью и энергетическим наполнением…

Даже формально (или уже физически) при образовании этого звука речи в ротовой полости наблюдаем свои уникальные особенности. К его дифференциальным признакам относится «верхний подъем» и «передний ряд».

Обратите еще внимание на такую особенность звука речи «И» как «ВЕРХНИЙ».

Во-первых, после знакомства с «самым нижним звуком» (звук речи «У»), наверное, уже не очень трудно представить «самый верхний» звук речи из гласных. Конечно, таковым звук речи «И» является относительно центра пространства восприятия (от середины целого, т.е. от Сердца). А еще вы должны помнить, что «верхний край» пространства восприятия – по йоге – относится к СЕДЬМОМУ центру. И соответствует ноте «СИ» (хорошо, что в этом случае даже гласный звук в названии ноты соответствует гласному звуку этого центра – звуку речи «И»).

Во-вторых, звук речи «И» для восприятия не просто какой-то странно «вертикальный», растянутый получается, он скорее какой-то «запредельный» (т.е. за пределами основной части, выделяющийся или отделяющийся), как и сам 7-й центр, над макушкой. Поэтому этот звук одновременно и где-то далеко вверху (примеры: «вИра, вИсеть, вИтать»), и где-то далеко внизу, за пределом (примеры: «нИз, вИлять, кИль»).

Видите, как много интересного (и необычного, с точки зрения современной лингвистики) можно рассказать даже об одном звуке – о звуке речи «И»!

И еще один совет (тоже в качестве примечания к тексту). Не пытайтесь с одного раза и сходу все это запомнить. И тем более не пытайтесь зубрить смысловые признаки звуков речи и примеры к ним наизусть. Это ни к чему. Важней все усваивать постепенно, обдумывая и осмысляя на анализе различных примеров в конкретных предложениях и текстах. Мы здесь даем только общие ориентиры, а вы в процессе постижения Живой Речи можете обнаружить даже те вещи, о которых мы не рассказывали.

 

О СЛОВЕ «ИМЯ»

Вы, наверное, уже обратили внимание по ходу нашего рассказа, что слова распределяются (группируются) по центрам (чакрам), в зависимости от ключевого по смыслу звука речи в слове. Например, мы указали, что слова «Ум» и «Имя» относятся к седьмому центру.

Формально, когда смотришь на написание этих слов, вроде и нет никаких оснований для этого. И вроде бы нелогично даже получается. С одной стороны, мы утверждаем, что гласные звуки строго распределены по центрам. С другой стороны, в то же самое время приводим примеры для одного и того же центра слова с разными гласными звуками.

Не смущайтесь. Мы и сами поначалу спотыкались и испытывали затруднения в таких случаях, пока не обнаружили в ходе наших исследований закономерности Живой Речи, пока не стали с удивлением и радостью открывать для себя естественные законы Живой Речи. С удивлением, потому что нам об этом никто и никогда не рассказывал: ни на уроках в общеобразовательной (средней) школе, ни на лекциях при получении высшего образования (в т.ч. на филологическом факультете). С радостью же, потому что на многих примерах сами стали убеждаться, что эти закономерности «смыслового моделирования» изначальной Живой Речи «работают»! Помогают раскрывать многие неразрешимые (в рамках современной формализованной лингвистики) загадки русского языка и постигать смысловую глубину истоков Живой Речи.

С одним из них (законом инверсии, или зеркального отражения) мы вас уже познакомили. Согласно этому закону, у нас получилось в седьмом центре слово «Ум», как отражение звуков в слове первого центра «Му», хотя гласный звук речи «У» строго закреплен за первым центром (и формально вроде бы все слова со звуком речи «У» должны относиться к первому центру).

Строгая закрепленность гласных звуков речи по центрам (чакрам) – это тоже закон Живой Речи, но другой закон. Они не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, дают смысловой объем! Отсюда и разница (иногда и парность) слов в центрах. Например, на слово «Ум» в седьмом центре мы указали как на отражение из первого центра. И тут же обозначили для вас, что у этого слова есть в седьмом центре как бы «своя пара» - слово, состоящее из почти тех же звуков речи, но имеющее в качестве определяющего по смыслу гласный звук речи этого центра (для седьмого центра это, как вы поняли из нашего рассказа, звук речи «И»). Вот так у нас образовалась осмысленная пара слов 7-го центра: «Ум» и «Имя».

Теперь перейдем к тому, что важно знать и помнить о слове «Имя»?

Вспомните здесь для сравнения смысловую модель слова «Ум» («У + Мъ», или «У + Ма» в полногласии).

А теперь вместо звука речи «У» первого центра подставляем в эту модель собственный звук седьмого центра – звук речи «И».

Получается как раз: «И + Мъ» в безударном положении конечного гласного, но «И + Ма» в полногласии, и только мягкость согласного звука «М», по современному правописанию, обозначаем через «я»: «имя».

Смысл слова ИМЯ, согласно смыслам составляющих его звуков речи, в самом общем виде давно уже описан в нашем Смысловом Толковом Словаре Живого Русского Языка:

«это «источник рождения (источник образа, источник мышления)», или же, как вариант, «средоточие творящего начала» или «источник мысли».

Суть даже не в этом. В словаре же нашем было сказано, что изначально «имя» - это не простой набор звуков, а реальный конкретный объект в жизни. Вопрос в том, какой и с каким смыслом?

Суть в том, что на практике в Древности (не в той, которая в учебнике истории в виде пещеры с первобытными обезьяноподобными, а в настоящей) слово «Имя» было связано с уровнем посвящения человека, его совершенством и той же «дваждырожденностью», о которой выше уже упоминали. Это сейчас, когда многое давно забыто, а оставшееся нарочно или невежественно перепутано, такого рода посвящения, когда давалось имя, связываются формально с определенным возрастом и традиционными ритуалами.

Замечаете, мы постоянно, при каждом удобном случае, намекаем вам на то, что чрезмерная «ФОРМАЛИЗАЦИЯ» (за счет утраты живого содержания и глубокого смысла) связана не с прогрессом человечества и развитием наук, а наоборот, с деградацией мысли и знания, переживаний и чувств современного человека, подменой настоящих знаний пустыми формами, условными знаками с условными определениями, далекими от реальной жизни? Как с языком, так и во многих других сферах жизни! Довольно часто сегодня мы имеем дело с традициями на формальном уровне, с традициями, живое содержание которых давно утрачено.

В настоящей Древности слово «Имя» обозначало, говоря современным языком, как бы «степень зрелости», «статус» или «уровень развития», или даже «уровень могущества» того, кто, раскрывая полноценно и гармонично свой потенциал чакра за чакрой, достигает 7-го центра. Весь этот «путь роста» или «период развития» считался как бы «предрождением». И только достижение и раскрытие в своем развитии седьмого центра, после всех предыдущих, считалось «настоящим рождением» (или «вторым рождением»). И, конечно, дальнейшая по жизни миссия такого Творца как-то называлось, обозначалось (это то, что сейчас называется «получением имени»).

И еще, в живой Древности это не связывалось формально с возрастом какого-то там «совершеннолетия» или некими формальными ритуалами посвящения, разными в разных местах планеты. Сами понимаете, знания и могущество Творца – они или есть, или их нет. Ни от каких формально «отлично сданных» экзаменов они не зависят. Поэтому и не существовало в живой Древности фиксированного «возраста посвящения». Когда раскроешь весь свой божественный потенциал и овладеешь могуществом Творца, тогда и получаешь ИМЯ!..

(продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2017

 

Все права сохранены  ©  Зову Образ Лада

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovuobraz.ru/kult/read/Azvuka-Rodnoj-Rechi-zvuk-I--razbor-slov-Um--i-Imja.html