4 Декабрь, 2017
"Азвука" Родной Речи: звук "М" и отражение звуков в пространстве
https://ladyjudina.deviantart.com

(Из курса русского языка как родного»)

 

…(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», сентябрь-октябрь 2017)

 

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО КАЧЕСТВУ И СМЫСЛУ

Перед началом следующей части вернемся к пройденному материалу, повторим основные выводы.

Первым делом, конечно, следует постоянно помнить о том, что все здесь рассказываемое нами – это не сама Живая Речь в первозданном состоянии, а МОДЕЛИРОВАНИЕ ее, чтобы увидеть и понять устройство целостной естественной Живой Речи.

На данный момент через маленькие модели мы с вами поняли, что ВСЕ ЗВУКИ РЕЧИ ИМЕЮТ РАЗНЫЙ СМЫСЛ. А еще поняли, что ВСЕ ЗВУКИ РЕЧИ ЗВУЧАТ ПО-РАЗНОМУ, словно струны гитары, арфы и т.п. Особенно гласные звуки, которые жестко закреплены по энергетическим центрам (чакрам) и соответствуют определенным нотам: звук «А» - четвертому центру и ноте «фа», звук «У» - первому центру и ноте «до». Так же и остальные гласные звуки, о которых будем говорить в дальнейшем.

А еще мы с вами выяснили, что звук «А» находится в самом центре человеческого восприятия и не имеет направления (т.е. как бы направлено во все стороны). При этом звук «У» имеет направление движения. Если звук «А» физически воспринимается нами как распространение во все стороны (словно солнышко светит), то звук «У» в этом смысле представляется скорее в образе направленного от какого-либо источника луча, в виде, например, света фонарика для освещения только в одном направлении. Или представляется как течение.

Физически, в сравнении с безграничным (или сферическим, равнонаправленным во все стороны) звуком «А», звук «У» имеет ограничение, как бы «берега» или «края». Этим он похож, к примеру, на горный поток воды, сжатый узкими берегами, когда звук «А» в такой картине будет напоминать спокойное озеро. Или же, если обратиться к другому образу, звук «У» похож на сильный поток воздуха в аэродинамической трубе, тогда как звук «А» можно сравнить с безветренной погодой.

Еще можно отметить такое различие.

Звук «А» - это как данность, постоянство, неизменность, как некий абсолют и критерий. Примеры: лАдА, рА, рАдА.

Звук «У» - это постоянное изменение, в т.ч. изменение направления движения (пример: крУг, крУжение), отталкивание от чего-то (пример: Убегать, Уход) и притягивание к чему-то, принадлежность или отношение к чему-то (примеры: У Ра, Ухо, Угол, Узор, Урок).

Вы самостоятельно можете в ходе практики словообразования или работы с текстами обнаруживать другие контекстные отличия между звуками речи. А мы перейдем здесь к новой теме.

 

О ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКАХ РЕЧИ

Гласные звуки речи потому называются так, что озвучиваются голосом: слово «ГЛАСНЫЙ» - от слова «голос, глас».

Слово «СОГЛАСНЫЙ» следует понимать в соответствии с составом слова: «СО + Гласный», т.е. то, что при голосе, (только лишь) вместе с голосом, а значит, в Живой Речи - обратите на это особое внимание и запомните - СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ВЫПОЛНЯЕТ ФАКТИЧЕСКИ ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ ПРИ ГЛАСНОМ ЗВУКЕ речи.

ОСНОВНАЯ РОЛЬ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ ОТВОДИТСЯ ГЛАСНЫМ (гласные звуки речи являются энергоносителями, а согласные звуки речи при них модулируют потоки энергии).

В качестве небольшого аргумента и примера можно здесь сослаться и на такую практику: как известно, даже при современном формальном подходе количество слогов в слове определяется по числу гласных. И даже само понятие «СЛОГ», обратите внимание, является фактически инверсией (т.е. зеркальным отражением, как бы чтением с конца) слова «голос» (звучит при произношении как «голъс», где второй, т.е. безударный, гласный почти не слышится, а когда это звучание «переворачиваем», получается как раз «слог»). Это вам вот такие современные факты значимости именно гласных.

Обратите внимание еще и на следующий факт (чтобы вдруг из-за неведения не пойти по ошибочному пути). Хотя современная лингвистика «научно» на этом особо не настаивает и внимания на этом не заостряет, есть сегодня отдельные лингвисты, которые публично безапелляционно заявляют, что в словообразовании якобы «основная роль отводится согласным», а гласные «вторичны» и их можно пропускать, и не писать (особенно при сокращении слов). Получается ровно наоборот, чем есть в Живой Речи на самом деле. И таким образом подобные «специалисты» уводят людей далеко в сторону от понимания подлинной природы человеческой Речи и Языка.

Вы, конечно, можете и дальше сокращать слова при скорописи или конспектировании лекций, но при этом следует лучше все-таки понимать, почему сложилось такое ошибочное положение о роли гласных в словах?

Повторяем, ГЛАСНЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ВТОРИЧНЫМИ, ОНИ ПО СМЫСЛУ И ЭНЕРГЕТИКЕ ПЕРВИЧНЫ! НА ГЛАСНЫХ ФИЗИЧЕСКИ И ДЕРЖИТСЯ СЛОВО, как дом на фундаменте! Причина же того, что издавна, еще до формирования современной лингвистики, в некоторых текстах опускали гласные, заключается в другом. А именно в том, что прежде люди владели Живой Речью в гораздо большем объеме, чем сегодня. И грамотные люди четко представляли НЕИЗМЕННУЮ структуру Живой Речи, ее основу и энергетику из ГЛАСНЫХ звуков (ведь положение гласных фиксированное по энергетическим центрам и гласные можно в целях экономии даже не указывать каждый раз, если об этом знают все грамотные люди и владеющие Живой Речью в полной мере). Требовалось раньше только уточнять, конкретизировать как бы ПЕРЕМЕННУЮ часть, т.е. «частности, детали» - по согласным звукам. Поэтому в письменном тексте (а письменность, как известно, относительно Живой Речи вторична) при сокращении слова оставляли набор согласных.

Но в наше время знание энергетики слова и звука речи почти полностью утрачено. Лингвистика формализована и во многом лишена живого содержания. Поэтому сегодня многие лингвисты, знакомые с летописями и другими старыми историческими документами, наивно «решили», что они тоже гласными могут пренебрегать. Но предки-то при этом имели в виду (держали в уме и чувствовали) известную им всем по умолчанию СИСТЕМУ ГЛАСНЫХ И ИХ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ по смыслу и энергетике, а наши с вами современники об этом сейчас понятия не имеют! Вот и получается у современных лингвистов ошибка, которая решает все – представления о Языке сознательно или по неведению ими переворачиваются до наоборот уже в самой основе. А если допущена ошибка в основании, фундаменте, то дальше нет смысла спорить с ними о частностях их умозрительных теорий. Это уже впустую. Они к реальности настоящей Живой Речи отношения не имеют!

В общем, когда пишете, вы и дальше можете в целях экономии и быстрой записи сколько угодно сокращать слова, но при этом следует помнить естественную «иерархию» звуков речи! Напоминаем: ЭНЕРГЕТИКА СЛОВА ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ГЛАСНЫХ, а согласные звуки, хотя тоже обладают энергией, в слове выполняют функцию МОДУЛИРОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ потоков энергии, а соответственно, и уточнения смысла слова. У СОГЛАСНЫХ ДОПОЛНЯЮЩАЯ РОЛЬ!

Возьмем теперь для примера один из согласных звуков.

 

О СОГЛАСНОМ ЗВУКЕ «М»

Согласный звук речи «М», по современной лингвистике, относится к сонорным. А еще этот звук смычный носовой, губной. Поэтому сейчас общеизвестно, что формально звук «М» - включает в себя несколько вариантов изначальных звуков Древнего Языка, от твердого до мягкого. Физически это - звук внутри почти закрытого резонатора и представляется как внутренняя вибрация, как некое «брожение, кипение» энергии где-то «внутри-внутри», в закрытом пространстве, на грани раскрытия, явления на белый свет.

В СМЫСЛОВОМ АСПЕКТЕ ЗВУК «М» - В КАЧЕСТВЕ ИЗНАЧАЛЬНОГО СМЫСЛА, ИМЕЕТ СВЯЗЬ С «РОЖДЕНИЕМ, ВОЗНИКНОВЕНИЕМ, ПРОЯВЛЕНИЕМ». Является как бы «ПЕРЕХОДОМ» из потенциального состояния в реальное, из внутреннего – во внешнее, из потустороннего - в посюстороннее.

ЕЩЕ ЕСТЬ СВЯЗЬ СМЫСЛА ЗВУКА «М» С МЫСЛЬЮ И МЫШЛЕНИЕМ. Почему так? Чтобы это понять, нужно знать и помнить следующее. Это только сейчас «мышление» и «рождение» далеко разошлись (у людей не получается «творить словом»), а в Древности это было единым процессом (или деянием Творца), процессом Сотворения, рождения, включающего как мышление, т.е. создание мысленного, образного плана, так и материальный план этого процесса, воплощение, придание образу плоти (например, МАять, МАть).

Раз мы только что, в разговоре о звуках речи, определились с ролями гласных и согласных в слове, можно тут же взять слог «МА». С учетом того, что мы с вами теперь уже знаем смысл этих звуков, теперь можем сказать, что это звукосочетание будет нести примерный смысл «рождения начала, истока», или просто «мыслящее начало» (еще «рождающее, или рожающее начало»). Вот только что приводили и примеры слов: МАять, МАть, МАгия. Но это еще не все грани смысла.

Кстати говоря, иногда отдельные толкователи слов не соглашаются с тем, что смысл этого слова «рождение», указывая на то, что в слове «смерть» тоже есть «М». Здесь мы вынуждены напомнить, что нельзя смотреть на слова и звуки чересчур формально и упрощенно, как это происходит в современной лингвистике. Древняя же суть в том, что раньше рождение и смерть не противопоставлялись. Поэтому как в слове «МАй», так и в слове «сМЕрть» звук «М» идет с одним и тем же смыслом «рождения, явления, ПЕРЕХОДА из одной среды или пространства в другую среду или пространство». Древние хорошо понимали, что «здесь» - только отрезок жизненного пути или островок многомерной реальности: сюда, в Явь, приходим из одной области Нави и отсюда переходим, тоже как бы «рождаемся», но уже «туда», в другую область Нави. Поэтому рождение и смерть – разным кажется только «отсюда», в фиксированной точке Яви. Поэтому и говорят, - с масштабов «космоса» (имея в виду «земные, здешние» значения), - что смерти не бывает. Так же и мы обозначаем смысл звука «М» через «рождение, мышление» для понятности, ориентируясь на текущие значения слов.

А реально ЗВУК «М» ЛУЧШЕ ПЕРЕДАВАТЬ КАК «ГРАНЬ ЯВЛЕНИЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПЕРЕХОДА», т.к. именно этим качеством более всего звук «М» отличается от похожего на него звука «Н», о котором поговорим в другой раз.

А здесь обратим внимание сейчас еще на одну особенность пространства восприятия, которая нам очень даже пригодится в работе со словами в дальнейшем и которую ни в коем случае нельзя игнорировать (иначе можно наделать массу ошибок в толковании слов и определении их изначальных смыслов).

 

ОТРАЖЕНИЕ ЗВУКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ

Признаемся в этом месте сразу вот еще в чем. Поначалу и нам казалось, что гласные звуки речи в пространстве восприятия человека (т.е., между прочим, в пространстве словообразования) встречаются везде, как и согласные. Соответственно, попадали мы в сложные ситуации и ошибались в толковании слов. Это уже позднее, по многочисленным наблюдениям и примерам, по накопленному опыту и складывающейся статистике, обнаружилось, что,

во-первых, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ И ЗАКРЕПЛЕНЫ ПО ОСНОВНЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ЦЕНТРАМ (чакрам),

во-вторых, как выяснилось, ПРОСТРАНСТВО ВОСПРИЯТИЯ САМО ЕЩЕ КАК БЫ ПОЛЯРИЗУЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА ВОСПРИЯТИЯ (СЕРДЦА), И ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЭТА НАБЛЮДАЕТСЯ В ФОРМЕ ЗЕРКАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ.

Из-за такого зеркального отражения звуков нам и пришлось ввести понятие «ИНВЕРСИИ» (от лат. inversio — «переворачивание, перестановка», хотя само это латинское понятие сконструировано из древнерусского «вертеть»).

Переворачивание получается не произвольное, а строго симметричное, и центром симметрии становится центр восприятия, т.е. 4-й центр (сердечный). Становится как бы поверхностью зеркала, в котором мы видим отражение «там», но в обратном порядке, чем «здесь».

Вроде бы вот такого здесь общего пояснения достаточно. И когда мы это явление инверсии поняли (буквально совершили «научное открытие» для себя), дальше работа со словами, моделированием смыслов и представлениями о Живой Речи пошла у нас гораздо успешней!

Попробуем теперь показать это для ясности на конкретном примере.

Начнем с того, что слог «МА», благодаря гласному звуку «А», прикреплен к четвертому центру (сердечному).

В связи с тем, что звук «А» относится к 4-му центру, слог «МА» не может быть в других местах пространства восприятия, в других центрах (чакрах).

Следовательно, в первом центре, в области первой чакры, где у нас есть «прикрепленный» звук речи «У», этот же слог будет выглядеть как «МУ» (т.е. вместо звука «А» в нем будет звук «У»), слог «МУ» с приблизительным общим смыслом «направленное явление», или «возникновение связи» и т.д. в таком же ключе. Другие нюансы смысла пока не стоит и обсуждать, чтобы не уйти в сторону, т.к. в данной ситуации мы моделируем только инверсию слога «МУ». Хотя бы и формально, чтобы понять суть, как это происходит.

Итак, следите внимательно. Раз мы опираемся в нашем моделировании на семичакровую традицию, то слог первого центра «МУ» - через четвертый центр (сердечный) – зеркально отразится в седьмом центре, в виде слога «УМ».

А теперь обдумайте такие выводы, чтобы потом не путаться в словообразовании:

1) помните о законе открытого слога (о том, что в древней Живой Речи «закрытых слогов» не было), соответственно, в получающемся слове необходимо иметь в виду в конце непроизносимый сейчас краткий гласный звук, который мы обозначаем через букву «Ъ», вот в таком виде: «УМЪ».

2) помните здесь еще о том, что в седьмом центре есть свой гласный звук «И». При подстановке в наш пример у нас получается такое звукосочетание: «ИМЪ».

О звуке «И» мы поговорим в другой раз, а сейчас смотрите внимательно! Вы видите, что у нас получается на практике?

Ведь на практике моделирования по правилам словообразования в Живой Речи из слога первого центра «МУ» сейчас мы с вами получаем известное и сегодня слово «УМ»! А где у нас слово «ум»? – Мы с вами привыкли «видеть» это слово в области головы, т.е. как раз в области 7-го центра.

А еще мы с вами здесь же, в 7-м центре, получаем фактически слово «ИМЯ» (произносится как «имъ», где конечный безударный гласный звук почти не слышится). Получаем тоже в области головы. Но об этом давайте уже в другой раз, когда мы будем говорить о звуке «И». Обозначенную для этой статьи тему мы, кажется, раскрыли. Пока все…

(продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", ноябрь 2017

 

Все права сохранены  ©  Зову Образ Лада

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovuobraz.ru/kult/read/Azvuka-Rodnoj-Rechi-zvuk-M-i-otrazhenie-zvukov-v-prostranstve.html