(Из курса русского языка как родного»)
…(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», сентябрь-декабрь 2017 и январь 2018)
Например, сейчас слово «пол» означает и ту плоскость, по которой мы ходим ногами, и признак различия между мужчинами и женщинами. Потому что нечего подставлять вместо недостающего звука второго центра. А в Древности в первом центре было слово «пУл», который имеем и сегодня (хотя его исконные значения, из словаря В.Даля, задвигаются подальше, чтобы люди их не заметили, а подают само слово «пул» как заимствованное, с чужеземными значениями, хотя на самом деле все обстоит наоборот). Зато в третьем центре – «пОл», по которому ходим. А вот «отличие мужчин от женщин» относилось как раз ко второму, «половому» центру. Сейчас мы можем это выделить как «пОУл», но в современном правописании такое написание не принято.
И если даже обозначим дифтонгом «ОУ» звук второго центра, это нам не поможет. Там действительно провал, пустота (как бы «вакуум»). А провал, или пустота - не звучит! Там нечему звучать.
Слов второго центра в Языке много. Но пока не будем на них задерживаться. Лучше о них будем говорить в разделе Словообразования (Словотворчества). Поэтому и не будет пока здесь примеров, кроме приведенного «пОУл».
Во-вторых, НЕ СТАЛО В РЕЧИ ЗВУКА И ДЛЯ ПЯТОГО ЦЕНТРА. Мы при лексическом анализе, конечно, прописываем в этом месте условно, по похожести, звук «А» (но уже нотой повыше, как нота «СОЛЬ»), но это мало помогает, т.к. ничего не дает нам для осмысления отсутствующего звука.
Есть у нас только предположение, что место гласного звука пятого центра занимал какой-то из утраченных ныне носовых или горловых гласных (они все на сегодня вышли из употребления).
Утрачен еще целый ряд гласных звуков, но их утрата ощущается не так сильно, как утрата таких важных звуков, как гласные второго и пятого центров.
Однако заканчивая здесь тему утраченных гласных звуков, следует сказать вот о чем. Когда чуть ранее (выше) было сказано, что на месте звука второго центра - пустота, что там ничто не звучит, мы имели в виду звук собственно второго центра. Но во втором центре при этом есть слова-отражения (инверсии) из шестого центра. Например, корень «ЛЕТ» шестого центра (отсюда слова «лет», «лето», «летать») отражается во втором центре в виде «ТЕЛ» (отсюда слова «тело», «телиться», «теленок»). Если бы мы знали звук второго центра, подставив его вместо «Е», получили бы корень второго центра, но его сейчас нет. Мы можем подставить только сохранившуюся замену – дифтонг «ОУ»: «тОУло…». На раз на практике сейчас дифтонг не употребляется, вместо него, согласно сложившемуся порядку и новым правилам орфографии, мы пишем либо «О», либо «У». В данном случае получается подстановка «У»: отсюда корень «ТУЛ» (и, например, слово «туловище»), который еще следует не перепутывать с корнем первого центра со звуком «У».
Представляете, сколько путаницы возникает в стройной системе, когда выпадает хотя бы один звук?! А в русском языке утрачено много звуков речи, отсюда неразбериха, невозможность увидеть контуры прежней осмысленной гармоничной системы звуков.
Такие же сложности с пятым центром. К примеру, мы с вами четко можем сказать, что рот у нас находится в той области, которую мы относим к пятому центру. Но корень «РОТ» в пятом центре – это отражение корня третьего центра «ТОР» с гласным звуком третьего центра «О». А собственный гласный звук пятого центра не сохранился. Но давайте все-таки пойдем дальше.
О базовых гласных звуках («А», «И», «У») мы с вами ранее говорили подробно, об остальных же звуках теперь можем говорить обзорно и в общих чертах, т.к. нам здесь важно получить представление уже о СИСТЕМНОСТИ.
Из семи центров не рассмотренными у нас остались еще два – 3-й и 6-й, гласные звуки которых мы только что приводили в качестве примеров.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ «О» И «Э» («Е»)
Более подробно о звуках речи «О» и «Э» можно узнать в наших предыдущих работах (см. «Живой Русский Язык», 2007 или «Введение в Родную Речь», 2013). Нет нужды вновь повторять ранее рассказанное об этих звуках речи, имеет смысл только добавить что-то новое. Поэтому здесь ограничимся указанием на их место и роль в общей системе гласных.
Гласный звук «О» в 3-м центре (совсем рядом с 4-м центром, сердечным). Он соответствует ноте «МИ». С соседством звуков 3-го и 4-го центров мы с вами на практике сталкиваемся постоянно, когда имеем дело с чередованием гласных «а ||о» в словах.
Для запоминания смысла звука «О» мы когда-то приводили пример с освещенной лучом фонарика зоной в ночном пространстве, где «О» - это не только высвеченная область, но и граница соединения светлой части с темной. Физически этот звук представляется как выделение некого сегмента в энергетическом или звуковом пространстве (через лабиализацию) для отличных от всего остального изменений только в этой выделенной области.
Отсюда и символический смысл гласного звука «О», как выделение из общего фона некой «основы», или как «объединение» ряда объектов из всех данных, или как «основа объединения», или «факт слияния, соединения», или как «охват, окружение, объятие, объем»...
Примеры слов третьего центра: ОбОдъ, кОлО, Ось, Округъ, гОд, гОрОх, гОрсть, дОм, дОн, зОна, кОвш, кОжа, кОм, кОн, кОш, мОщь, тОк…
В 6-м центре располагается по смыслу подходящий гласный звук «Э». Имейте в виду, что в современном правописании этот звук передается через буквы «Э» и «Е», но мы здесь правописания и письменности не касаемся. Мы говорим только о Живой Речи, о звуках речи. О ЗВУЧАНИИ. Поэтому при любом написании слов в этой позиции («Е» или «Э») мы имеем в виду звук «Э».
Из основных характеристик гласного звука «Э» здесь можно вспомнить «самодвижение энергии», в виде «течения, потока или процесса». Или еще «нечто собственное, внутреннее, личное».
Примеры: Эра, рЭка, мЭра, вЭды…
(это в реальном звучании, но чтобы не запутывать вас, далее укажем уже с учетом правил правописания современного русского языка, т.е. различия на письме букв «Э» и «Е», хотя вы должны помнить, что мы говорим только о звуке «Э»)
бЕг, вЕра, вЕрх, вЕс, вЕха, лЕль, лЕс, мЕх, рЕпа, рЕять, сЕять, сЕйчас, сЕно, тЕнь, тЕрЕм, цЕль, цЕпь, чЕло, шЕя, шЕрсть, шЕст…
А еще среди сохранившихся до настоящего времени гласных звуков есть такой особенный звук – звук «Ы».
ГЛАСНЫЙ ЗВУК «Ы»
Сразу нужно сказать, что звук «Ы» не относится к семи основным (из которых, как сейчас убедились, сохранились только 5). Гласный звук «Ы» относится к так называемым звукам «второго плана», т.е. не связанным с семью основными энергетическими центрами. Все из них, к сожалению, утрачены, кроме чудом сохранившегося звука «Ы».
Через него и на его примере мы можем себе представить, насколько были важны для Живой Речи остальные утраченные гласные звуки, следы которых сохранились в буквах старых алфавитов и азбук.
Звук «Ы» по выявленному смыслу символизирует как бы «пробужденность», но еще пока никуда однозначно не направленный: это как бы «потенциальная сила, что-то внутреннее, непроявленное», или «рассеянная энергия», «застылость, замирание», или «заторможенность, успокоенность» и т.п. Даже просто «невидимое». (Подробней о нем см. в указанных выше прежних работах).
Вот несколько примеров: мЫ, дЫмъ, бЫль, бЫтие, навЫкъ, опЫтъ…
Если мы знаем эталонное звучание по нотам гласных звуков, привязанных к основным центрам, то не можем ничего сказать в этом отношении о звуке «Ы». Сегодня гласный звук «Ы» произносится произвольно. А физически звук «Ы» как бы противоположен звуку «И», как нечто «внутреннее» - совсем внешнему, «запредельному».
И на этом мы пока закончим предварительное общее рассмотрение ГЛАСНЫХ звуков речи.
ЦВЕТОМУЗЫКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Напоследок стоит напомнить для общего представления и о том, что помимо привязки к семи нотам по звучанию, основные гласные звуки отличаются еще и цветом. Цвет гласного звука - это не просто условная символика, а осмысленная связь с энергетикой звука. Нам сейчас сложно воспроизвести всю эту «цветомузыку», т.к. часть слов тоже утрачена, а часть поменяла значения. Но отдельные примеры все же сохранились.
Это важно еще и потому, что встречается у разных авторов путаница относительно символики цвета энергетических центров (о том, какая чакра какого цвета). Во-первых, надо четко сказать, что цвет центров физически связан с видимым спектром света, от красного до фиолетового по порядку. Во-вторых, мы обнаружили, что есть связь между центрами и их цветом даже в Живой Речи, в словообразовании.
Традиционно сейчас 1-й центр считается «Красным». Физически.
А вот по поводу самого слова нужно сказать следующее. Слово «Красный» образовано от формулировки «к Ра Са» (предлог «К» и корни «Ра» и «Са») и может звучать в переводе на современный язык как «к божественной сущности» или «к солнечности первоистоков». Отсюда у нас понятия «красивый», «красота», «красна девица», «прекрасный»: они все не имеют никакого отношения к цвету. По изначальному смыслу «Красный» - это не цвет, а как бы «солнцеподобие» (указание на силу и характер проявленности энергетики).
А вот цвет, который мы сейчас обозначаем по недоразумению словом «красный», предки на самом деле называли правильным словом «РУДЫЙ», как направленное движение энергии при раскрытии первой чакры. В слове первого центра должен быть звук «У», поэтому сюда же, к первому центру, относится и цвет «ПУРПУР».
Далее, 2-й центр традиционно (и физически, по спектру, тоже) считается «Оранжевым» тоже не случайно. Слово «Оранжевый» мы можем здесь разложить на составные части (хотя о составе слова и словообразовании подробно мы будем говорить позже): «О Ра На Живе», т.е. в переводе на современный как бы «основание Ра (энергии, божественности) на Живе (Животе)». Пока ограничимся такой формулировкой, хотя смысл глубже и объемней.
3-й центр, как известно, «Желтого» цвета и вызывает еще ассоциации со словом «золото», - как по звучанию, так и по цвету. А в устной речи мы ведь на самом деле слышим «ЖОЛтый» (и только пишем, согласно современной орфографии, букву «ё» в корне), а это в инверсии, если действительно корень слова располагается в третьем центре, мы должны будем в какой-нибудь форме найти в пятом центре. И действительно на пятом уровне есть слово «ЛОЖе» (часть рта, куда кладется пища): отсюда глагол «ложить» и более позднее, производное слово «ЛОЖка» (то, чем пища оправляется в рот). Соответственно, инверсия корней слова по центрам – это закономерность, с которой мы должны считаться. Раз корень «ЖОЛ» точно в третьем центре, значит, цвет третьего центра неспроста называется словом «желтый»!
По этой логике и по физике спектра света 4-й центр считается «Зеленого» цвета. Здесь можно выделить корень «Зелен». Но о смысле происхождения слова сегодня нам это почти ничего не говорит, т.к. нет прямых данных. Имеются лишь косвенные показатели. Например, слово «Зело» в словаре В.Даля: «весьма, очень, сильно, крепко, больно, дюже; много», как указание на сильную энергетику. И вовсе не случайно, т.к. свидетельства использования слова «зело» в значении «очень» и «сильный» встречаются и в письменных источниках, считающихся «древнерусскими». А если сравнивать с другими близкими языками, происходящими от общего древнего состояния Языка, то можно добавить другие характеристики этому корню, типа: «буйный», «страстный», «сладкий», «сладострастный» и т.п. У нас нет доказательств того, что и в Древности слово «зеленый» звучало как сегодня. В древности звуковое наполнение этого корня могло быть совершенно иным, о чем говорят сравнения в этимологическом словаре М.Фасмера: «…родственно лит. žãlias, лтш. zal̨š "зеленый", др.-прусск. saligan – то же, с др. вокализмом: лит. žolė̃ "трава, зелень", лтш. zâle, др.-прусск. sãlin "трава", др.-инд. híranyam "золото", авест. zаrаnуа- – то же, др.-инд. háriṣ, авест. zairi- "желтый, золотистый"…»
Мы предполагаем, в частности, что слово «зеленый» связано с корнем 4-го центра «ЛА(Д)», как некоторое «смещение» в сторону «ЛАНЪ» («ЛОНЪ»): «зеЛОНый». Поэтому полагаем, что в Древности, скорее всего, произносили это слово иначе: как «ЗеЛаный», или, может быть, «СеЛадный», а может быть, просто как «ЖеЛаный» (отсюда ведь у нас «сердечное, душевное» слово «желанный»). Возможно, было это и не так. По крайней мере, здесь из приведенных примеров видно, что следы, хотя и не совсем убедительные, остались, и что цвет 4-го центра тоже не случайно обозначен через слово «зеленый».
Когда вот так, шире, с учетом физики и непосредственного восприятия, постигаешь смысл слова, не ограничиваясь лишь памятниками письменности и данными современной лингвистики по истории языка, понимаешь, что и цвет 5-го центра вовсе не случайно назван словом «Голубой», подходящим и по участку спектра. Ведь сразу вспоминаются и как бы родственные слова «Голъбь» (голубь) и «Гълъбина» (глубина). Иначе «голубой» - это «глубинный», поглощающий цвет, цвет «глубины» - воздушного или водного океана.
Что касается 6-го центра, то тогда его цветом должен выступить цвет ясного ночного неба. Сейчас мы не можем твердо утверждать, что «синий» (т.е. «Синь») всегда произносили именно так, потому что вполне возможен и вариант «Сень» (как «сэний», по звуку 6-го центра «Э»). Но спектр дальше участка голубого цвета продолжается синим цветом, да и в языках все равно есть след на связь звукосочетания «Синь» с уровнем 6-го центра: в этимологическом словаре приводится пример с албанским языком, в котором «si» - это «глаз». А глаза находятся как раз на этом уровне.
Ну и остается у нас дальше 7-й центр со своим цветом «Фиолетовый». Если будем учитывать, что для Древности звук «Ф» - чрезвычайная редкость и чаще всего в русских словах звук «ф» - это испорченное «в», то реально следует читать в корне «Виолет…» Получается, как будто название цвета здесь продолжается от корня 6-го центра «ЛЕТ» («лететь»). И где-то за ним (или над ним) есть такое древнее понятие как «Выя» («шея»). Так, в качестве не совсем убедительного варианта, но созвучного слову «фиолетовый», можно прочитать здесь в корне и «Выялет…» («выялетовый»). Все равно становится понятно, что в области 7-го центра само слово «фиолетовый», обозначающий этот цвет спектра, тоже не случаен.
Здесь кто-нибудь из читателей, мало знакомых с нашими работами по Живой Речи, может подумать, а что же тут заморачиваться, когда современные этимологические словари прямо выводят название этого цвета от латинского viola «фиалка». Нет спору, что фиалка - фиолетового цвета. Но нужно учесть, во-первых, что изначально сама фиалка названа так именно из-за своего цвета (фиолетового). Во-вторых, мы уже не раз в наших работах давали понять, что латынь – более поздний языковой конструктор, созданный для разрушения древней Живой Речи на ее же основе. Поэтому для нас латынь не является аргументом, а большинство ссылок на происхождение русских слов из латыни ошибочны, т.к. на самом деле все обстоит ровным счетом наоборот.
Но есть и более логичное объяснение происхождению слова «фиолетовый» в 7-м центре не только по радужному спектру, но и по словообразованию в Живой Речи. Само слово мы можем разложить на древние смысловые составляющие, в виде: «в И Лет…», где звук «И» точно в 7-м центре, корень «Лет» - в 6-м центре, а звук «В», до рассмотрения смысла которого, как согласного звука, мы еще не дошли в нашей «Азвуке», имеет смысл «преобразования, развития, изменения в другое качество». Привязки смысловые очевидны, и в современном переводе это звукосочетание мы можем «прочитать» как «переход (или преобразование) из зоны 6-го центра в зону 7-го центра». Мало что изменится в этом смысле, если даже добавить в это звукосочетание еще и звук «О» (как «связь, соединение» по смыслу): в виде «в И о Лет…». Все равно видно, что предки создавали слово «фиолетовый» осмысленно именно в связи с 7-м центром, как продолжение от 6-го центра…
(продолжение см. http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2356 или скачайте журнал за март 2018г. на сайте http://zovu.zovu.ru)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2018