В работах «Живой Русский Язык» и «Живая Русская Речь» показано немало примеров того, как слова рождаются в живом пространстве восприятия человека (имеют непосредственное отношение к самому человеку), а потом только проецируются (если есть такая необходимость) на внешние явления и события.
В частности, конкретно показывали там же и несколько систем пространственных координат человека (типа, верх – низ, север – восток и т.д.).
В своем пространстве восприятия человек имеет практически все КЛЮЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ.
Не зря древние говорили (повторимся):
ПОЗНАЙ СЕБЯ, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ ВСЕ!
Когда утрачивается связь с органической целостью человека и его пространством восприятия, тогда начинается произвольная интерпретация слов и создание искусственных слов (гипотезы и выдумывание недостающего, фантазирование и противоречивые предположения). А это чревато тем, что человек теряет ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ и оказывается в каком-то искусственном мире с искусственной формой существования, без природных смыслов, в т.ч. и без своего естественного смысла жизни. И живет не своей жизнью, а по каким-то навязанным со стороны «нормам общежития». Забывает о том, ради чего рождается, приходит в этот мир.
Это относится и к работе с Языком, Живой Речью.
Вот почему с Языком и Живой Речью лучше всего работать в естественных условиях, ЧЕРЕЗ ПРИРОДНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. Тогда четко будет видно, что нужно для жизни, а что совершенно излишне из того, что людям предлагается сегодня по языку.
В общем, мы хотим сказать, что при работе со смыслами слов забудьте о письменности и чтении, о буквах и алфавитах!
Есть только звуки и энергии!
Помните только о том, что СЛОВО ЗВУЧИТ В ПРОСТРАНСТВЕ ВАШЕГО ВОСПРИЯТИЯ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 36 ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
ВАЖНО ЗНАТЬ:
Если мы сейчас вернемся к т.н. звуковой модели мира, или МИРУ ЗВУКОВ, который предстает как некий объем (континуум, сфера, пространство) всевозможных звуков Природы, и в этом объеме – некие как бы узловые точки или силовые линии (по аналогии с электромагнитными полями), т.е. те параметры звучаний, которые эффективнее влияют на состояние среды и являются как бы структурообразующими, то сказано было, что для взаимодействия с Природой логично и разумно выделить именно эти зоны и качества звучаний, а не любые звуки. Изначально «звуки речения» выделяются действительно из этих зон, и именно из этих выделенных особенных звучаний («голосов») затем складываются Слова, как «ключи силы», для взаимодействия с Природой, которая вся «разумно организована», или наполнена, если использовать знакомые понятия, изначальной Мыслью.
В таком случае для разумного и органического встраивания в пространство звуков и/или пространство смыслов само ВОСПРИЯТИЕ должно быть психически и физически изначально определенным образом организовано и задано. И сама «программа» или «матрица» процесса формирования восприятия осмысленного звучания Природы должна определенным образом разворачиваться, раскрываться как во времени, в ходе взросления и созревания человека, так и пространственно, в ходе вписания в Реальность и накопления опыта взаимодействия с ней.
Восприятие, его параметры и характеристики, безусловно, имеют решающее значение в качестве развития человеческого СОЗНАНИЯ. Сознание будет настолько сильным и правильным, насколько правильно, без искажений, сформировано восприятие. Неправильное или недостаточное восприятие окажет негативное влияние и на качество сознания личности.
Судите сами, какое сознание будет у человека, если на его глазах с детства черные очки с загрязненными и кривыми, как зеркала в комнате смеха, линзами и если он никогда не видел окружающего мира без этих очков. У него будет представление о мире, как о чем-то мрачном, темном, с динамично меняющимися в ответ на его движения искривлениями всех окружающих объектов, с наплывающими на них трещинами и бесформенными пятнами… Не будем продолжать дальше. Ясно лишь одно: когда он один такой, он вскоре может сделать вывод о своей «ненормальности» и отличии от других. Но когда все с детства будут формироваться подобным образом и это станет «нормой» для всех, можете себе представить все ужасы такого мира, в котором практически никто не будет знать, а каков же он, реальный мир, и бывает ли что-то другое, отличное от того, что они всегда видят?..
Поэтому важно понимать Природу Человека и принять меры к возрождению былого могущества его Разума.
Итак, реально в ходе рождения и взросления у человека раскрывается в соответствии со смысловой структурой Пространства Звучаний Мысли и способность ВОСПРИЯТИЯ вместе со способностью соотнесения звуков с реалиями Мира и Жизни.
Например, человек в какой-то момент своего разумного формирования будет звучать как «А» и воспринимать извне звук «А», заодно зафиксировав в себе и пространстве физически и психически «образ» этого звучания, как ключ, как отмычку. Он почувствует «А» и запомнит это «А», можно сказать, не только умозрительно и памятью, а даже органически, всем своим существом. В дальнейшем у него будет четкая реакция на это «А», звучание которого у него имеет строго зафиксированные «координаты» в пространстве (вне его и внутри его самого) и времени (фиксации в определенный период его личностного развития), включая и многие другие параметры звучания: скорость, силу, тембр и т.п. Он будет в состоянии оперировать этим звуком и через него взаимодействовать определенным образом с окружающим миром.
И тем лучше, чем качественнее и точнее сформирован образ «А».
И тем хуже, чем приблизительней, с размытыми и неопределенными параметрами, не попадая «в реальность», когда, к примеру, он научен видеть во всех зверях «обезьян», читает на клетке в зоопарке, что тут сидит вообще-то страус, которого он хочет видеть, в силу параметров сформированности своего восприятия, неким «обезъяностраусом», т.к. объект восприятия представляется (строится) из тех «файлов» или кирпичиков, которые заложены или выработаны в ходе «воспитания» восприятия. А в клетке на самом деле сидит лев! Отсюда проблемы неадекватности восприятия реальности.
Этот фантастический образ показан для того, чтобы понимать РОЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПРИЯТИЯ МИРА в правильном формировании Человека Разумного. Есть условно т.н. «воспринимающий субъект» со своим, так или иначе, воспитанным (сформированным) восприятием и есть пространство его конкретного восприятия, где он, в зависимости от качества восприятия, будет что-то видеть, что-то различать смутно и искаженно, а чего-то совсем не будет замечать в самой Реальности…
Не развиваем эту тему глубже потому, что это относится больше к сфере психологии восприятия, чем к языкознанию. Именно в психологии, с учетом данных всего естествознания, детально можно объяснять механизм и процесс восприятия, как со стороны его формирования и становления, так и со стороны текущей работы механизма восприятия.
Поэтому ограничимся рядом простых примеров.
1) Например, как осмысляются слова «ДА» (4-й центр) и «НЕТ» (6-й центр).
Сегодня почти никак, практически все предпочитают ограничиваться словарным лексическим значением. А ведь эти слова осмыслены и закреплены как психически, так и физически в пространстве и времени человеческого восприятия.
«Да» - это, по смыслу, «душевное начало» («динамика распространения, продолжения»). В этом звукосочетании издревле чувствуется жизнеутверждающее, позитивное волеизъявление. Даже направление энергетического потока чувствуем: изнутри, из глубины нашего существа, куда-то вовне, даже во все стороны, будто мы светимся солнышком!
А вот «Не» - это как бы «пограничная энергия» («перерыв, переход энергопотока, процесса из одного состояния в другое»), что с данного состояния пространства воспринимается как «прекращение» (хотя прекращения нет, просто процесс продолжается в измененной форме в другой среде, не воспринимаемой «отсюда»).
А если еще тут же присутствует «Тъ» - как «твердое начало, застывание, замирание, прекращение распространения», которое усиливает смысл и значение «не», то все наши чувства говорят, что в слове «Нет» - «процесс остановлен»!
Кстати, слово «Нет» шестого центра дает в инверсии слово «Тень» второго центра.
2) Другой пример с тем же активным началом «Да».
Что мы имеем, когда нечто пространственно выше нас? – Правильно, «НАД» («На + Дъ», где в слоге «дА» гласный то варьируется до «О», то и вовсе редуцируется).
«На» говорит о других условиях в другом месте пространства, отличных от того, что «здесь» и обозначает границу между ними: между «здесь» и «над».
А когда то же самое ниже, то смысл сводится к движению по поверхности чего-либо. «По» и расшифровывается образно как «плотное основание», отсюда «ПОД» («По + Дъ») - это «плотное основание движения (или духа)».
Вот оно как происходит, ориентация в пространстве смыслов.
3) Еще один пример пространственности смыслов и их инверсионного (полярного) соотношения видим в паре «РАЗ = ЗАР(я) («Ра Азъ = За Ра»), как «свет во мне» и «свет за пределами меня». Близко к этому и примеры «РОЗ», «розовый» как привычный нам цвет телесности, «свет внутри» тела, и «ЗОР», «Зоря», как «свет не во мне, далекий свет, звезда».
4) Говоря о формировании пространства восприятия смыслов нельзя не упомянуть такой наглядный пример, как слово «НЕБО» («Не + Бо»). Мировосприятие начинается от центра всего, от точки наблюдателя, Творца и Деятеля, т.е. от Бога (Бо). Выходит, все, что в нем, - это «Бо». А все, что простирается «за» его пределами, - это «не Бо», т.е. слово «небо», как среда обитания «Бо» (т.е. Бога или Богов). Вот почему издревле «Боги живут на Небе».
5) Можно привести еще пример на тему, что есть «Человек»: в старых текстах часто встречается форма «челавече» («Че + Лаве + Че»). Это формула целостного человека: две половинки («Че»), соединенные энергией Сотворения («Лава» или «love»). То же самое мы видим в смыслах других слов: МУЖ («му + ЖИ») и ЖЕНА («ЖИ + на»), соединенные энергией «Жи, Живы».
Об этом можно говорить много и на многих примерах. Но, пожалуй, хватит.
Для нас в данном случае важно было указать только на необходимость учета КАЧЕСТВА ВОСПРИЯТИЯ для осмысленного звукового и речевого освоения живой реальности (а не искусственной действительности).
А еще очень важно запомнить и понять, что словообразование и чувствование словообразования, как вы увидели в приведенных примерах, имеет свои четкие закономерности в пространстве восприятия личности. Потому что ЖИВОЕ СЛОВО В НАШЕМ ВОСПРИЯТИИ ИМЕЕТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПРИВЯЗКУ К РЕАЛЬНОСТИ С ЗАДАННЫМИ КООРДИНАТАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ ФИКСАЦИИ И ПРОЯВЛЕНИЯ, а не подвешено абстрактно в какой-то умозрительной или придуманной пустоте.
(из работы: «Живой Русский Язык. Раздел 2. Учение о Живом Слове (осмысленная лексикология). – Екатеринбург. 2007.)
(продолжение следует)
(скачайте всю книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=251)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2013г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2017